Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 09.04.2024

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Р. К. Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Р. К. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112353/ (дата обращения: 19.11.2024).



Время является одной из базисных категорий в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени происходит, во-первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рождения по мере развития его движений, речи, знакомства с окружающим миром, а во-вторых, на основе присвоения культурных образцов социального взаимодействия, усвоения лексики и грамматики языка, соотношения мер и величин и т. д.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни [2,4].

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».

Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности [2, 5].

Особенно актуальна проблема освоения пространства и времени детьми с задержкой психического развития, так как развитие пространственно-временных представлений у этой категории детей происходит на фоне органической, функциональной или социальной недостаточности (Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкипа, З. М. Дунаева, Е. А. Екжанова, С. Г. Ералиева, С. Д. Забрамная, Р. Т. Ибаньес, Л. Н. Кассал, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Л. А. Пепик, В. Г. Петрова, Е. А. Стребелева и др.).

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабовыраженной органической недостаточностью центральной нервной системы.

Причины ЗПР многообразны. С одной стороны — это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития; с другой стороны — неблагоприятные микросоциальные условия, которые усугубляют состояние ребёнка.

Детям данной категории сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Осознание себя во времени и пространстве является важным показателем психического здоровья и уровня развития интеллекта ребенка. Большая часть временных представлений формируется у детей в дошкольном возрасте. Поэтому с самого начала коррекционного процесса необходимо вести работу в данном направлении.

Выделяя задачи формирования пространственно-временных представлений у детей с задержкой психического развития и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, исследователи указывают, что различия в большей мере должны наблюдаться на основном этапе обучения, в методических приемах, в длительности обучения, в коррекционной направленности предметно-развивающей среды.

Использование интеллектуальных карт может являться действенным способом формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

«Интеллектуальная карта — это графический способ представления идей, информации в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем, инструмент для структурирования идей» [1].

Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал. Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Использование метода интеллект-карт в коррекционной работе позволяет достичь положительной динамики у детей с задержкой психического развития, развивается способность к мышлению; развивается восприятие; память; творческие способности; воображение; пополняется словарный запас; улучшается лексико-грамматическая структура речи; дети учатся связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С помощью интеллект-карт дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.

В ходе работы на базе в МБДОУ комбинированного вида детский сад № 4. В эксперименте принимали участие всего 20 детей, из них 10 детей из экспериментальной группы и 10 — из контрольной группы (далее КГ) в возрасте 5–6 лет.

Для выявления первоначального уровня по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста была использована диагностика по методике Е. В. Колесниковой, состоящая из 4 заданий.

В ходе анализа выявлено, что высокий уровень в контрольной группе составляет 10 %, в экспериментальной группе детей с высоким уровнем не выявлено Средний уровень в экспериментальной группе 30 % в контрольной группе 60 %. Низкий уровень сформированности временных представлений отмечен в экспериментальной группе у 70 % детей в контрольной группе у 30 %.

Проведенное исследование показало необходимость формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в экспериментальной группе.

Таким образом, можно констатировать, что у детей экспериментальной группы преобладает низкие уровень сформированности временных представлений. Это побудило к поиску эффективных методов и приемов формирования временных представлений детей.

Интеллект-карты — это уникальный и простой метод запоминания информации. Считаем, что данный метод особенно эффективен для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Предлагаем использовать интеллект-карта «Природа весной».

Цель: формирование временных представлений.

Задачи: формировать представления детей о весне и явлениях природе весной, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, формировать умение составлять рассказ по опорным схемам, расширять и обогащать словарный запас у детей.

В интеллект-карте выделено несколько разделов, изображенных своим цветом:

1 ветвь (синяя): Что происходит с животными весной.

  1. Птицы: возвращаются из теплых стран, вьют гнезда и высиживают яйца появляются птенцы
  2. Звери; просыпаются после спячки, меняют окрас, меняют тёплую шерсть (линька), появляется потомство
  3. Насекомые: появляются весной

2 ветвь (зелёная): Что происходит с растениями весной.

Появляется трава, распускаются цветы, деревья, набухают почки, появляются листочки, появляются серёжки, распускаются цветочки

3 ветвь (оранжевая): Весенние изменения в природе.

Солнце поднимается выше, начинает греть, тает снег, бегут ручьи, капель, половодье, проталины, ледоход.

4 ветвь (красная): Труд в природе.

Окапывание кустов, посадка растений, побелка деревьев

Карта размещается на доске, в ходе занятия детям предлагается рассказать про весну. Порядок рассказа дети выбирали сами. Главное — пройти по всем стрелочкам. Предложите детям начать с красной стрелочки, потому что на картинке, к которой приводит красная стрелка, нарисована самая важная информация: Весна — это время года.

Использование метода интеллект-карт в коррекционной работе позволяет достичь положительной динамики у детей с ЗПР развивается способность к мышлению; развивается восприятие; память; творческие способности; воображение; пополняется словарный запас; улучшается лексико-грамматическая структура речи; дети учатся связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С помощью интеллект-карт дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.

Литература:

  1. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. /Под ред. С. Г. Шевченко.-М.: АРКТИ, 2011. — 90 с.
  2. Егорова Т. В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью. — М., 2019. — 150 с.
  3. Дети с задержкой психологического развития. Под ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского, В. А. Шипициной, — М., Просвещение, 2014.- 209 с.
  4. Князева Т. Н. Из опыта работы по организации процесса усвоения знаний детьми в классах выравнивания. // Дети с задержкой психического развития: Проблемы и практические решения. — Н. Новгород, 1991. — С.41–44.
  5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. — М.: Издательство Московского университета, 1985. 148 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психическое развитие, экспериментальная группа, время, контрольная группа, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, представление, высокий уровень, коррекционная работа.


Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Конструирование как эффективное средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития

Использование игр как средства развития предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Конструирование как эффективное средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития

Использование игр как средства развития предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Задать вопрос