Конспекты непрерывной образовательной деятельности для формирования знаний о сезонных изменениях в природе и об окружающем мире у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.

Дата публикации: 14.03.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Байрамова, Ф. Ф. Конспекты непрерывной образовательной деятельности для формирования знаний о сезонных изменениях в природе и об окружающем мире у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Ф. Ф. Байрамова, И. В. Буцинова, А. А. Ченикало. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 36-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9084/ (дата обращения: 16.12.2024).



«Весна». Конспект № 1 непрерывной образовательной деятельности по теме «Природа просыпается»

Возраст воспитанников: старшая группа

Цель: обобщить представления детей о признаках ранней весны на основе систематизации ранее сформированных знаний.

Программные задачи:

Образовательные:

– Активизировать словарь по теме « Весна » .

– Закреплять умение разбирать прилагательные и глаголы к существительным.

– Развивать умение подбирать антонимы.

Развивающие:

– Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление.

– Совершенствовать грамматический строй речи.

– Совершенствовать двигательные навыки и умения детей.

Воспитательные:

– Воспитывать познавательный интерес к сезонным изменениям в природе.

– Формировать умение детей работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, художественно-эстетическая.

Материалы и оборудование: объёмные модели раскрывшегося и нераспустившегося подснежника, картины с изображением весенних и зимних явлений природы, карточки для игры «Волшебный конверт», альбомные листы, жёлтая гуашь, кисти, баночки с водой.

Предшествующая работа: наблюдения за изменениями в природе с приходом весны, рассматривание книг о весне, прослушивание и заучивание песен о весне; беседы «Идет весна», «Правила поведения в лесу», рассматривание иллюстраций на тему «Перелетные птицы», дидактические игры «Когда это бывает?», «Найди перелетную птицу»; подвижные игры «Найди свой домик», «Солнышко и дождик», пальчиковая гимнастика «Цветок»; чтение художественной литературы: Л.Толстой «Пришла весна», Е. Баратынский «Весна», отгадывание загадок о весне.

Ход:

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/примечание

Воспитатель:

Ребята, Сегодня почтальон принёс к нам в группу посылку, но я не знаю от кого она. Давайте вместе попробуем отгадать. Хотите?

Воспитатель:

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Баба снежная грустна -

В гости к нам идет...

Кто же это?

Воспитатель:

Интересно, что же лежит в посылке. Ребята, а давайте её откроем?

Воспитатель:

Ой, ребята, посмотрите. Весна прислала нам подснежник и письмо. Интересно, что же она пишет. А вам интересно?

Дети сидят полукругом на стульчиках. Педагог показывает детям посылку.

Ответы детей :

— Да. Давайте.

Воспитатель:

Мне тоже очень интересно.

Ответы детей :

— Весна!

Воспитатель:

Правильно. Это весна прислала нам посылку.

Ответы детей :

— Давайте.

Воспитатель:

Хорошо. Открываю.

Воспитатель открывает посылку, в которой лежат подснежник и письмо от Весны.

Ответы детей :

— Да. Очень интересно.

Воспитатель:

Хорошо.

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/примечание

Воспитатель:

Давайте тогда быстрее прочтём письмо. «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Весна. Я прислала вам подснежник, который никак не может распуститься из-за холода. А виновата в этом Зима, она никак не хочет уходить из Сказочного леса и уступать мне свои права. Помогите, пожалуйста». Ребята, что же делать?

Воспитатель:

Но как мы можем помочь Весне?

Воспитатель:

Ребята, а я знаю как мы это сделаем. Мы докажем Зиме, что её время кончилось и ей пора возвращаться в Ледяной дворец. Вы готовы помогать Весне?

Воспитатель читает письмо.

Ответы детей :

— Надо помочь Весне.

Воспитатель:

Правильно.

Ответы детей :

— Надо Зиму прогнать из Сказочного леса.

Воспитатель:

Совершенно верно.

Ответы детей :

— Да. Готовы.

Воспитатель:

Замечательно.

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/примечание

Воспитатель:

Ребята, какой у нас сейчас месяц?

Воспитатель:

А март это зимний или весенний месяц?

Воспитатель:

А сколько всего месяцев у Весны?

Воспитатель:

А давайте их назовём по порядку. Итак, первый весенний месяц это…

Воспитатель:

А второй месяц как называется?

Воспитатель:

Ну, а третий месяц это…

Воспитатель:

Вот мы с вами и нашли первый признак весны. Это месяц март. А какие признаки весны мы ещё знаем?

Воспитатель:

Ребята, а давайте поиграем с вами в игру «Волшебный конверт». Хотите?

Воспитатель:

Смотрите, у нас есть две картины. На них нарисованы разные времена года. Какое время года нарисовано на этой картине?

Воспитатель:

А на этой?

Воспитатель:

У меня в конверте лежат карточки, на которых нарисовано то, что связано с зимой или весной. Вам надо взять карточку, рассказать, что вы видите на ней и поставить к одной из картин. Согласны?

Воспитатель:

— Какие вы умные, ребята. Все карточки правильно расставили. Ребята, а вы готовы дальше помогать Весне?

Воспитатель:

А теперь мы сыграем в игру «Скажи наоборот». Я буду говорить вам что-то про зиму, а вы должны мне сказать наоборот. Давайте попробуем?

Воспитатель:

Зимой на улице мороз.

Воспитатель:

Снег зимой белый…

Воспитатель:

Зимой снег лежит сугробами…

Воспитатель:

Зимой на деревьях не листьев.…

Воспитатель:

На зиму птицы улетают в теплые края…

Воспитатель:

Зимой на клумбе пусто…

Воспитатель:

Зимой медведь спит в берлоге…

Воспитатель:

А теперь давайте немного отдохнём, чтобы набраться сил и помочь Весне. Отдохнём?

Физминутка « Желтые цветочки ».

Наши жёлтые цветочки

Распускают лепесточки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши жёлтые цветочки

Закрывают лепесточки

Тихо засыпают,

Головой качают.

Воспитатель:

Ребята, а давайте будем разгадывать загадки о весне. Хотите?

Воспитатель:

Яраскрываю почки

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна...

Зовут меня...

Воспитатель:

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

Воспитатель:

Из-под снега вышел друг —

И весной запахло вдруг.

Воспитатель:

Бежит бычок —

Голубенький рожок,

Бежит, журчит.

Выпить — не выпить,

Вылить — не вылить.

Воспитатель:

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы

Воспитатель:

Ребята, как много вы знаем о весне. А теперь, чтобы Зима ушла, давайте нарисуем солнышко, чтобы стало теплее на улице. Хотите?

Воспитатель:

Присаживайтесь за столы, и будем рисовать.

Воспитатель:

Вот какие солнышки у нас получились. Вы справились. Ребята, посмотрите, а наш подснежник раскрылся от тепла наших солнышек. Это значит, что Зима ушла, и теперь в Сказочном лесу наступило время Весны. Вы рады, что помогли Весне?

Ответы детей :

— Март.

Воспитатель:

Отлично.

Ответы детей :

— Весенний.

Воспитатель:

Согласна с вами.

Ответы детей :

— Три.

Воспитатель:

Правильно.

Ответы детей :

— Март.

Воспитатель:

Да.

Ответы детей :

— Апрель.

Воспитатель:

Умницы.

Ответы детей :

— Май.

Воспитатель:

Здорово.

Ответы детей :

— Весной снег тает.

Воспитатель:

Правильно.

Ответы детей :

— Да. Хотим.

Воспитатель:

Хорошо.

Ответы детей :

— Зима.

Воспитатель:

Правильно.

Ответы детей :

—Весна.

Воспитатель:

Согласна.

Ответы детей :

— Да. Согласны.

Воспитатель:

Тогда приступим.

Дети по очереди подходят к воспитателю, достают карточку, смотрят, что на ней нарисовано. Педагог просит детей сказать, что нарисовано и поставить карточку к той картине, на которой изображено соответствующее время года.

Ответы детей :

— Да. Готовы.

Воспитатель:

Хорошо.

Ответы детей :

— Давайте.

Воспитатель:

Хорошо.

Ответы детей :

— А весной тепло.

Воспитатель:

Правильно.

Ответы детей :

— А весной серый, грязный.

Воспитатель:

Хорошо.

Ответы детей :

— А весной тает.

Воспитатель:

Правильно.

Ответы детей :

— А весной появляются.

Воспитатель:

Замечательно.

Ответы детей :

— А весной возвращаются.

Воспитатель:

Какие вы догадливые.

Ответы детей :

— А весной цветут цветы.

Воспитатель:

Здорово.

Ответы детей :

— А весной просыпается.

Воспитатель:

Вы умницы. Всё верно сказали.

Ответы детей :

— Отдохнём.

Воспитатель:

Хорошо.

( Дети выполняют движения по тексту)

Ответы детей :

— Хотим.

Воспитатель:

Хорошо.

Ответы детей :

—Весна.

Воспитатель:

Правильно.

Ответы детей :

— Ручей

Воспитатель:

Хорошо.

Ответы детей :

— Подснежники.

Воспитатель:

Умницы.

Ответы детей :

— Ручеек.

Воспитатель:

Правильно.

Ответы детей :

— Скворечник.

Воспитатель:

Хорошо.

Ответы детей :

— Да. Хотим.

Воспитатель:

Замечательно.

Дети садятся за столы, рисуют солнышко. Пока дети заняты, воспитатель незаметно меняет подснежник на раскрытый.

Ответы детей :

— Да. Рады.

Воспитатель:

Хорошо.

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/примечание

Воспитатель:

Ребята, что интересного сегодня произошло?

Воспитатель:

А что весна прислала нам в посылке?

Воспитатель:

А что весна написала нам в письме?

Воспитатель:

А как мы помогли весне?

Воспитатель:

А ещё?

Воспитатель:

А ещё, что мы делали?

Воспитатель:

Вот какие вы умные и добрые. Помогли Весне попасть в Сказочный лес. Я очень рада, что вы справились.

Ответы детей :

— Мы получили посылку от весны.

Воспитатель:

Правильно.

Ответы детей :

— Подснежник и письмо.

Воспитатель:

Хорошо.

Ответы детей :

— Попросила помочь ей прогнать Зиму.

Воспитатель:

Правильно.

Ответы детей :

— Отгадывали загадки.

Воспитатель:

Верно.

Ответы детей :

— Играли в «Чудесный мешочек».

Воспитатель:

Замечательно.

Ответы детей :

— Говорили о признаках весны.

— Рисовали солнышко.

Воспитатель:

Хорошо.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. -М.: Просвещение, 1992.
  2. Баряева Л. Б., Зарин А. «Обучение сюжетно-ролевой игре детям с проблемами интеллектуального развития». Санкт — Петербург. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001г.
  3. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии,- М.: Просвещение, 1995.
  4. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. — СПб: КАРО, 2005.
  5. Зинкевич — Евстегнеева Т. Д., Нисневич Т. А. «Как помочь «особому» ребёнку». Книга для педагогов и родителей. Санкт — Петербург, 1998 г.
  6. Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребёнком. Сборник научно-методических материалов. Под редакцией А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой. — М.: «Федеральный институт развития образования», 2013.
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
  8. Эльконин Д. Б. Психология игры М.: 1998
  9. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС»2001г
  10. https://www.defe ctologiya.pro/
  11. http://vospitateliam.ru/rol-djdakticheskoi-igrv-v-razvitii-doshkolnikov/
  12. https://mkb-10.com/
  13. MAAM.RU

Похожие статьи

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Особенности использования средств наглядности при формировании лексических и грамматических навыков говорения у младших школьников

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников с нарушением интеллекта

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Похожие статьи

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Особенности использования средств наглядности при формировании лексических и грамматических навыков говорения у младших школьников

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников с нарушением интеллекта

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Задать вопрос