Конспекты непрерывной образовательной деятельности для формирования знаний о сезонных изменениях в природе и об окружающем мире у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Авторы: Байрамова Фирюза Фуриддиновна, Буцинова Ирина Викторовна, Ченикало Анна Анатольевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.
Дата публикации: 14.03.2024
Статья просмотрена: 11 раз
Библиографическое описание:
Байрамова, Ф. Ф. Конспекты непрерывной образовательной деятельности для формирования знаний о сезонных изменениях в природе и об окружающем мире у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Ф. Ф. Байрамова, И. В. Буцинова, А. А. Ченикало. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 36-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9084/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Весна». Конспект № 1 непрерывной образовательной деятельности по теме «Природа просыпается»
Возраст воспитанников: старшая группа
Цель: обобщить представления детей о признаках ранней весны на основе систематизации ранее сформированных знаний.
Программные задачи:
Образовательные:
– Активизировать словарь по теме « Весна » .
– Закреплять умение разбирать прилагательные и глаголы к существительным.
– Развивать умение подбирать антонимы.
Развивающие:
– Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление.
– Совершенствовать грамматический строй речи.
– Совершенствовать двигательные навыки и умения детей.
Воспитательные:
– Воспитывать познавательный интерес к сезонным изменениям в природе.
– Формировать умение детей работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, художественно-эстетическая.
Материалы и оборудование: объёмные модели раскрывшегося и нераспустившегося подснежника, картины с изображением весенних и зимних явлений природы, карточки для игры «Волшебный конверт», альбомные листы, жёлтая гуашь, кисти, баночки с водой.
Предшествующая работа: наблюдения за изменениями в природе с приходом весны, рассматривание книг о весне, прослушивание и заучивание песен о весне; беседы «Идет весна», «Правила поведения в лесу», рассматривание иллюстраций на тему «Перелетные птицы», дидактические игры «Когда это бывает?», «Найди перелетную птицу»; подвижные игры «Найди свой домик», «Солнышко и дождик», пальчиковая гимнастика «Цветок»; чтение художественной литературы: Л.Толстой «Пришла весна», Е. Баратынский «Весна», отгадывание загадок о весне.
Ход:
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание |
Обратная связь на высказывание детей/примечание |
Воспитатель: — Ребята, Сегодня почтальон принёс к нам в группу посылку, но я не знаю от кого она. Давайте вместе попробуем отгадать. Хотите? Воспитатель: — Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Баба снежная грустна - В гости к нам идет... Кто же это? Воспитатель: — Интересно, что же лежит в посылке. Ребята, а давайте её откроем? Воспитатель: — Ой, ребята, посмотрите. Весна прислала нам подснежник и письмо. Интересно, что же она пишет. А вам интересно? |
Дети сидят полукругом на стульчиках. Педагог показывает детям посылку. Ответы детей : — Да. Давайте. Воспитатель: — Мне тоже очень интересно. Ответы детей : — Весна! Воспитатель: — Правильно. Это весна прислала нам посылку. Ответы детей : — Давайте. Воспитатель: — Хорошо. Открываю. Воспитатель открывает посылку, в которой лежат подснежник и письмо от Весны. Ответы детей : — Да. Очень интересно. Воспитатель: — Хорошо. |
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание |
Обратная связь на высказывание детей/примечание |
Воспитатель: — Давайте тогда быстрее прочтём письмо. «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Весна. Я прислала вам подснежник, который никак не может распуститься из-за холода. А виновата в этом Зима, она никак не хочет уходить из Сказочного леса и уступать мне свои права. Помогите, пожалуйста». Ребята, что же делать? Воспитатель: — Но как мы можем помочь Весне? Воспитатель: — Ребята, а я знаю как мы это сделаем. Мы докажем Зиме, что её время кончилось и ей пора возвращаться в Ледяной дворец. Вы готовы помогать Весне? |
Воспитатель читает письмо. Ответы детей : — Надо помочь Весне. Воспитатель: — Правильно. Ответы детей : — Надо Зиму прогнать из Сказочного леса. Воспитатель: — Совершенно верно. Ответы детей : — Да. Готовы. Воспитатель: — Замечательно. |
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание |
Обратная связь на высказывание детей/примечание |
Воспитатель: — Ребята, какой у нас сейчас месяц? Воспитатель: — А март это зимний или весенний месяц? Воспитатель: — А сколько всего месяцев у Весны? Воспитатель: — А давайте их назовём по порядку. Итак, первый весенний месяц это… Воспитатель: — А второй месяц как называется? Воспитатель: — Ну, а третий месяц это… Воспитатель: — Вот мы с вами и нашли первый признак весны. Это месяц март. А какие признаки весны мы ещё знаем? Воспитатель: — Ребята, а давайте поиграем с вами в игру «Волшебный конверт». Хотите? Воспитатель: — Смотрите, у нас есть две картины. На них нарисованы разные времена года. Какое время года нарисовано на этой картине? Воспитатель: — А на этой? Воспитатель: — У меня в конверте лежат карточки, на которых нарисовано то, что связано с зимой или весной. Вам надо взять карточку, рассказать, что вы видите на ней и поставить к одной из картин. Согласны? Воспитатель: — Какие вы умные, ребята. Все карточки правильно расставили. Ребята, а вы готовы дальше помогать Весне? Воспитатель: — А теперь мы сыграем в игру «Скажи наоборот». Я буду говорить вам что-то про зиму, а вы должны мне сказать наоборот. Давайте попробуем? Воспитатель: — Зимой на улице мороз. Воспитатель: — Снег зимой белый… Воспитатель: — Зимой снег лежит сугробами… Воспитатель: — Зимой на деревьях не листьев.… Воспитатель: — На зиму птицы улетают в теплые края… Воспитатель: — Зимой на клумбе пусто… Воспитатель: — Зимой медведь спит в берлоге… Воспитатель: — А теперь давайте немного отдохнём, чтобы набраться сил и помочь Весне. Отдохнём? Физминутка « Желтые цветочки ». Наши жёлтые цветочки Распускают лепесточки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши жёлтые цветочки Закрывают лепесточки Тихо засыпают, Головой качают. Воспитатель: — Ребята, а давайте будем разгадывать загадки о весне. Хотите? Воспитатель: — Яраскрываю почки В зеленые листочки. Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна... Зовут меня... Воспитатель: Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня. Воспитатель: Из-под снега вышел друг — И весной запахло вдруг. Воспитатель: Бежит бычок — Голубенький рожок, Бежит, журчит. Выпить — не выпить, Вылить — не вылить. Воспитатель: Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы Воспитатель: — Ребята, как много вы знаем о весне. А теперь, чтобы Зима ушла, давайте нарисуем солнышко, чтобы стало теплее на улице. Хотите? Воспитатель: — Присаживайтесь за столы, и будем рисовать. Воспитатель: — Вот какие солнышки у нас получились. Вы справились. Ребята, посмотрите, а наш подснежник раскрылся от тепла наших солнышек. Это значит, что Зима ушла, и теперь в Сказочном лесу наступило время Весны. Вы рады, что помогли Весне? |
Ответы детей : — Март. Воспитатель: — Отлично. Ответы детей : — Весенний. Воспитатель: — Согласна с вами. Ответы детей : — Три. Воспитатель: — Правильно. Ответы детей : — Март. Воспитатель: — Да. Ответы детей : — Апрель. Воспитатель: — Умницы. Ответы детей : — Май. Воспитатель: — Здорово. Ответы детей : — Весной снег тает. Воспитатель: — Правильно. Ответы детей : — Да. Хотим. Воспитатель: — Хорошо. Ответы детей : — Зима. Воспитатель: — Правильно. Ответы детей : —Весна. Воспитатель: — Согласна. Ответы детей : — Да. Согласны. Воспитатель: — Тогда приступим. Дети по очереди подходят к воспитателю, достают карточку, смотрят, что на ней нарисовано. Педагог просит детей сказать, что нарисовано и поставить карточку к той картине, на которой изображено соответствующее время года. Ответы детей : — Да. Готовы. Воспитатель: — Хорошо. Ответы детей : — Давайте. Воспитатель: — Хорошо. Ответы детей : — А весной тепло. Воспитатель: — Правильно. Ответы детей : — А весной серый, грязный. Воспитатель: — Хорошо. Ответы детей : — А весной тает. Воспитатель: — Правильно. Ответы детей : — А весной появляются. Воспитатель: — Замечательно. Ответы детей : — А весной возвращаются. Воспитатель: — Какие вы догадливые. Ответы детей : — А весной цветут цветы. Воспитатель: — Здорово. Ответы детей : — А весной просыпается. Воспитатель: — Вы умницы. Всё верно сказали. Ответы детей : — Отдохнём. Воспитатель: — Хорошо. ( Дети выполняют движения по тексту) Ответы детей : — Хотим. Воспитатель: — Хорошо. Ответы детей : —Весна. Воспитатель: — Правильно. Ответы детей : — Ручей Воспитатель: — Хорошо. Ответы детей : — Подснежники. Воспитатель: — Умницы. Ответы детей : — Ручеек. Воспитатель: — Правильно. Ответы детей : — Скворечник. Воспитатель: — Хорошо. Ответы детей : — Да. Хотим. Воспитатель: — Замечательно. Дети садятся за столы, рисуют солнышко. Пока дети заняты, воспитатель незаметно меняет подснежник на раскрытый. Ответы детей : — Да. Рады. Воспитатель: — Хорошо. |
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии
Содержание |
Обратная связь на высказывание детей/примечание |
Воспитатель: — Ребята, что интересного сегодня произошло? Воспитатель: — А что весна прислала нам в посылке? Воспитатель: — А что весна написала нам в письме? Воспитатель: — А как мы помогли весне? Воспитатель: — А ещё? Воспитатель: — А ещё, что мы делали? Воспитатель: — Вот какие вы умные и добрые. Помогли Весне попасть в Сказочный лес. Я очень рада, что вы справились. |
Ответы детей : — Мы получили посылку от весны. Воспитатель: — Правильно. Ответы детей : — Подснежник и письмо. Воспитатель: — Хорошо. Ответы детей : — Попросила помочь ей прогнать Зиму. Воспитатель: — Правильно. Ответы детей : — Отгадывали загадки. Воспитатель: — Верно. Ответы детей : — Играли в «Чудесный мешочек». Воспитатель: — Замечательно. Ответы детей : — Говорили о признаках весны. — Рисовали солнышко. Воспитатель: — Хорошо. |
Литература:
- Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. -М.: Просвещение, 1992.
- Баряева Л. Б., Зарин А. «Обучение сюжетно-ролевой игре детям с проблемами интеллектуального развития». Санкт — Петербург. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001г.
- Выготский Л. С. Проблемы дефектологии,- М.: Просвещение, 1995.
- Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. — СПб: КАРО, 2005.
- Зинкевич — Евстегнеева Т. Д., Нисневич Т. А. «Как помочь «особому» ребёнку». Книга для педагогов и родителей. Санкт — Петербург, 1998 г.
- Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребёнком. Сборник научно-методических материалов. Под редакцией А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой. — М.: «Федеральный институт развития образования», 2013.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
- Эльконин Д. Б. Психология игры М.: 1998
- О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС»2001г
- https://www.defe ctologiya.pro/
- http://vospitateliam.ru/rol-djdakticheskoi-igrv-v-razvitii-doshkolnikov/
- https://mkb-10.com/
- MAAM.RU