Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.10.2016

Статья просмотрена: 3234 раза

Библиографическое описание:

Миронова, Е. А. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности / Е. А. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 712-716. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34153/ (дата обращения: 22.12.2024).



Временные представления это один из видов математических представлений (количественные, пространственные, величинные, геометрические), становление которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для построения у ребенка “житейских” и “научных” понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого “ключа” не только к овладению присущими возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к зарождению целостной “картины мира”.

Дошкольникам следует научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Вместе с тем детям нелегко понять и усвоить понятие «время». Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя приостановить, вернуть и «показать».

Время воспринимается ребенком относительно, через уточнение временных единиц, которые повторяются в повседневной жизни. В связи с этим дошкольников надлежит знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять протяжность, логичность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. Детей знакомят с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Знакомство с днями недели уже в старшей группе следует связывать с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Заостряя внимания на том, что люди пять дней в неделю работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели). Для того чтобы дети лучше освоили название дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с возникновением названий дней. Например: понедельник — первый день по прошествии недели, вторник — второй, среда — средний, четверг — четвертый, пятница — пятый, суббота — конец недели, воскресенье — выходной день.

Для того чтобы дети лучше запомнили временные отрезки, следует практиковать на занятиях и в совместной деятельности в математической зоне загадки, пословицы, стихи, рассматривание репродукций картин великих художников (И.Айвазовского, А.Куинджи, И.Левината и др.), чтение художественных произведений, слушание музыки. Понятия детей старшего дошкольного возраста о времени связаны с умением ориентироваться во времени суток по природным явлениям, с представлением о причинно-временных зависимостях ритмичных природных явлений, с овладением временными понятиями (на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь, сутки, неделя, месяц, год). Многие дети не видят отличий в окраске небосклона в разное время суток, не могут определить и последовательность частей суток. В их представлении сутки кончаются ночью, а утром начинаются.

У старших дошкольников требуется сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе познания обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь — сутки. Для правильного восприятия суток дети должны понять, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь, также старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В ходе наблюдений за природными явлениями они овладевают такими понятиями, как: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь. Точным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. Поэтому, просвещая детей, необходимо заполнять части суток существенными признаками детской деятельности, указывая на соответствующее время.

В дошкольном учреждении воспитатель также может вместе с детьми встретить восход солнца, посмотреть, как постепенно все окрашивается в оранжевые, пурпурные и желтые тона; присмотреться, как по мере появления солнца все вокруг заливается ярким светом. Потом можно познакомиться со стихотворением о солнце, порадоваться свету. В конце дня понаблюдать за обратным явлением: все меняется, погружается в темноту, попрощаться с солнцем до утра. Можно также предложить детям зарисовать день и ночь и выставить работы. И только после этого переходить к разговору о том, как жизнь людей меняется в зависимости от времени суток. Это очень важно, ибо не человек определяет время в соответствии со своими жизненными потребностями, а время оказывает влияние на повседневную жизнь людей.

Значительный потенциал формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста заложен в проектной деятельности (проектной технологии), которая основана на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Реализация проектной деятельности предполагает перестройку привычных форм взаимодействия в группе, а значит, требует от педагога переосмысления собственной деятельности и даже некоторых ценностей.Предложенный современный подход к планированию проектной деятельности дошкольников позволяет реализовать основную образовательную программу дошкольного образования через разные виды детской деятельности, соблюдая принцип интеграции образовательных задач.

Проект «Его величество Время».

Сроки реализации: апрель-май.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Таблица 1

Технологическая карта «Характеристика деятельности детей иобразовательных задач»

Виды исодержание деятельности детей

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Вид деятельности: коммуникативная, игровая.

Содержание деятельности: дети обсуждают тему проекта, договариваются о сотрудничестве, способах взаимодействия, играют в дидактические — ролевые игры: «Путешествие во времена года», «Дни недели», «Когда это бывает?» (части суток), «Часы и время» и т. д.

Способствовать расширению знаний детей о временных отношениях. Совершенствовать умение объединятся в игре, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками. Стимулировать умение вести диалог, учитывая мнение партнера.

Упражнять в умении высказывать свои предложения.

Познавательное развитие

Вид деятельности: познавательная, восприятие художественной литературы, ручной труд.

Содержание деятельности: дети рассматриваютплакаты с изображением времен года, дней недели, частей суток, тематические альбомы, просматривают презентации. Совершенствуют такие понятия, как: «Вчера», «Сегодня», «Завтра», «Послезавтра», «на следующей неделе» и т. д.

Способствовать расширению представлений детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Способствовать формированию умения детей на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что потом, определять какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Речевое развитие

Вид деятельности: восприятие художественной литературы, коммуникативная.

Содержание деятельности:

дети заучивают стихи о частях суток. Прослушивают чтение книг, беседуют о прочитанном, совместно с воспитателем обсуждают. поступки героев. Участвуют в беседах познавательного характера: «Часовая мастерская», «Закат и восход»… Составляют небольшие рассказы по картинкам «Части суток» и «Времена года».

Стимулировать умение эмоционально, осознанно и выразительно читать стихи.

Совершенствовать диалогическую речь: закреплять умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Способствовать формированию умения пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Способствовать развитию умения составлять небольшие рассказы по картинкам и из личного опыта, рассказывать связно, полно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря в процессе работы над проектом.

Расширять представление детей о времени.

Художественно-эстетическое развитие

Вид деятельности: изобразительная.

Содержание деятельности: дети рисуют и раскрашивают картинки «Время суток», «Время года», помогают воспитателю в изготовлении настольных игр по данной теме для Лэпбука.

Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Тренировать навыки работы с бумагой.

Совершенствовать умение аккуратно раскрашивать, не заходить за поля. Развивать умение передавать в рисунке несложный сюжет с одним персонажем, создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов. Совершенствовать умение передавать расположение частей сложных предметов и соотносить их по величине.

Физическое развитие

Вид деятельности: двигательная.

Содержание деятельности: детииграют в игры «Изобрази правильно» (используя циферблат часов), «Движение круглый год» (используя картинки времен года).

Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Способствовать развитию физических качеств. Становление ценностей здорового образа жизни.

Таблица 2

Технологическая карта «Деятельность педагога идетей»

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационный этап (представление информации опроекте ивозможность участия внем)

  1. Формирует суть предстоящего мероприятия.
  2. Воспитатель рассказывает детям «Сказка о потерянном времени».
  3. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее.
  4. В ходе беседы по содержанию этой сказки, выясняется, что дети мало знакомы с понятием «время». Но им совершенно не хочется попасть в такую ситуацию, как герои данной сказки.
  5. Фиксирует внимание детей на осмысление данного мероприятия.
  1. Осознают суть данного мероприятия.
  2. Понимают суть данного мероприятия. Решают, могут ли они быть участниками проекта, определяют, что могут сделать для того чтобы создать «лэпбук».
  3. Концентрируются на поиске решений в своей деятельности.
  4. Решают обозначенную проблему.

Проектировочно-организационный этап (организация деятельности)

  1. Создает условия для самостоятельной деятельности детей.
  2. Предлагает и организует:

– планирование детской деятельности по решению задач проекта

– распределение ролей и действий, ответственности между субъектами согласно принятой модели взаимодействия.

– форма презентации результатов, итогов деятельности («лэпбук»)

  1. Выбор детьми партнеров для совместной деятельности.
  2. Использование алгоритма деятельности.

Содержательно-деятельностный этап (осуществление деятельности)

  1. Используя косвенные методы руководства, вовлекает детей в процесс совместной деятельности.
  2. Помогает организовать деятельность детей внутри малой группы.
  3. При необходимости предлагает взаимопомощь друг другу и помощь взрослого (педагога).
  4. Осуществляет деликатный контроль за выполнением деятельности.

1. Выполняют действия в соответствии с предложенным планом.

2. Используют готовые промежуточные результаты для воплощения главной цели (проведения акции).

3. Согласовывают взаимодействие друг с другом в процессе совместной деятельности.

4. Самоконтроль правильности выполнения задания.

Оценочно-рефлексивный этап (подведение итогов ипрезентация проекта)

  1. Побуждает детей к эстетической оценке итога проделанной работы.
  2. Помогает организовать презентацию.
  3. Подводит детей к рефлексии своей деятельности.
  1. Оценивают свою работу.
  2. Проявляют творческую активность в проведении вечера.
  3. Оценивают свои действия и полученный результат.

Таблица 3

Технологическая карта «Характеристика компонентов среды»

Компоненты среды

Содержание

Перечень материалов

(что?)

Материалы и оборудование для деятельности: иллюстрации, презентации, книги, изобразительный материал, раскраски, игрушки, атрибуты, театр.

Дидактический материал: тематические альбомы, дидактические и настольно- печатные игры.

Характеристика материалов (какие?)

Иллюстрации: «Времена года», «Части суток», «Часы».

Презентации: «История возникновения часов».

Видеофильм: «Часы»

Игры: «Школа» (я иду в первый класс), «Путешественики» (лето — чудная пора).

Книги: «Двенадцать месяцев» (С.Маршак),«Старик — годовик» (В.Даль), «Сказка о потерянной времени» (Е.Шварц), загадки из цикла «Время года» и «Часы».

Тематические альбомы: «Часовая мастерская».

Дидактические игры: «Разложи по порядку: Когда это бывает?», «Кто в какое время суток работает?», «Времена года», «Собери часы», «Назови соседей», «Покажи соответствующую цифру».

Изобразительный материал: цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, листы бумаги, карандаши выставка детских рисунков: «Времена года».

Раскраски изцикла «Времена года», «Части суток».

Организационный

(где и как представлены?)

Книги, иллюстрации, видеофильмы, тематические альбомы, размещаются в книжном уголке на полках, дидактические и н/п игры размещаются в познавательном уголке на полках; атрибуты, театр, изобразительный материал, раскраски находятся в уголке худ.-эстетического развития на полках; игрушки для сюжетно- ролевых игр размещаются в уголке социально-коммуникативного развития в прикладах на полках. Для индивидуальной или групповой работы дети используют столы в группе.

Личностный

(что делают?)

В ходе беседы с воспитателем дети принимают решение как можно больше узнать о времени, временных изменениях, чтобы изготовить «лэпбук» — книгу на коленях по ознакомлению с временными представлениями. Обсуждают содержание книги. Совместно с воспитателем дети подбирают иллюстрации, стихи о времени и днях неделях, принимают участие в изготовлении настольно- печатной игры «Умные стрелки». Совместно рассматривают иллюстрации, альбомы, просматривают презентации, беседуют, разучивают стихи, обыгрывают сценки. По завершению работы дети совместно с воспитателем изготавливают «лэпбук».

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой.
  2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А. А. Столяра.- М.: Просвещение, 1988г.
  3. Т. Д. Рихтерман Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1991г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, время, вид деятельности, часть суток, содержание деятельности, день, день недели, совместная деятельность, изобразительный материал, технологическая карта.


Похожие статьи

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ

Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности

Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий

Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ

Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности

Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий

Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос