Цель: познакомить детей с понятием время и способами его измерения.
Задачи:
Содействовать:
— развитию чувства времени; пониманию количественных характеристик понятий «сутки», «неделя», «месяц» и отношений между ними;
— ознакомлению с приборами измерения времени (часы, календарь);
— овладению умением определять время по часам.
Оборудование : интерактивная доска, карточки с цифрами от 1 до 12, календарь природы (дни недели, месяцы, времена года), макет настенных часов.
Предварительная работа:
— работа с календарём;
— беседа «Для чего нужны часы?»
— П/и «Совушка», «День — ночь».
Мотивация занятия:
Вопросы воспитателя:
1. Какое сейчас время суток? В какое время суток мы приходи в детский сад?; едим суп?; уходим домой?.
2. Знаете ли вы какой прибор измеряет время?
3. Что же можно узнать по часам? (по часам узнают который час, сколько сейчас времени).
Воспитатель: Саша и Лида пришли в садик в 7 часов утра, вы уже в садике один час, а Виталик — полчаса. А разговариваем мы с вами уже 5 минут. А сейчас вместе скажем: раз, два, три — сколько же прошло секунд?
Дети : три.
Занятие:
Воспитатель:
(загадка):
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу
Когда есть, когда спать,
Когда работу начинать.
Дети: Часы
Воспитатель: Правильно, ребята. Знаете ли вы, что первые часы были солнечными, люди узнавали сколько время по тени от какого-либо предмета. Но, когда погода была пасмурная, эти часы не могли подсказать людям сколько времени, поэтому это было не удобно, потом часы были водяными, песочными. Со временем люди развивались, и придумали часы которыми мы сейчас и пользуемся, с циферблатом.
(воспитатель демонстрирует макет часов)
Циферблат — это круг с цифрами и стрелками, одна стрелка большая, другая маленькая, а третья очень быстрая стрелка, она называется «секундная»
Какие цифры вы видите на циферблате?
Дети : 1, 2, 3…..12
Воспитатель : Когда пройдет 60 секунд — кончится минута (демонстрирует), стрелка пройдет отсюда — досюда. А, когда пройдет 60 мин — кончится час. Когда длинная стрелка на циферблате показывает 12, а маленькая 5, то сейчас ровно 5 часов вечера.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру.
(дети с воспитателем проходят в круг, в котором разложены карточки с цифрами от 1 до 12)
Воспитатель:
Мы — часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга. (дети идут по кругу, взявшись на руки)
Стрелки, стрелки не спешите,
Вы нам время подскажите!
(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)
Воспитатель : Шесть часов!
(Встают дети с цифрами 6 и 12. Игра повторяется 3–4 раза)
Молодцы, ребята, справились с заданием. Вот мы с вами немного и познакомились со временем, и узнали, как его определять. Отсчёт времени начинается ночью, в 12 часов ночи. Именно в это время заканчиваются одни сутки и начинаются другие. Предлагаю пройти всем к нашему календарю.
(дети вместе с воспитателем проходят к календарю)
Воспитатель : Ребята, какой у нас сегодня день недели?
Дети : Вторник
Воспитатель : А, какой день недели был вчера?
Дети : Понедельник.
Воспитатель : Можем ли мы сейчас поставить в календарь листочек «вторник»?
Дети : Нет, потому что сутки «вторника» еще не прошли, они закончатся в 12 часов ночи.
Воспитатель : А, что мы можем поставить в календарь?
Дети : Понедельник
Воспитатель : Молодцы, ребята. Поставь, Таня листочек «понедельник» в наш календарь. Посмотрите, ребята, какая неделя мая сейчас идет?
Дети : Вторая.
Воспитатель : Правильно, а когда закончатся все четыре недели мая, то наступит….
Дети : Лето.
Воспитатель : Молодцы. Чтобы прошли сутки должно пройти 24 часа (демонстрирует на макете). Есть такая пословица: «День да ночь, сутки прочь».
А сейчас, я предлагаю пройти вас к интерактивной доске и закрепить наши знания о времени: интерактивная игра «Который час?» (на каждом слайде нарисованы часы, которые показывают определенное время, и варианты ответов «который час?». Задача ребят, правильно определить время, для самопроверки служит звуковой сигнал: верно и неверно).
Воспитатель : Вот и закончилось наше знакомство с часами и со временем. Но оно закончилось только на сегодня, а в следующий раз мы продолжим изучать время, поговорим о разных видах часах и попробуем создать свой «музей часов».
Рефлексия:
- Что вы сегодня нового узнали?
- Зачем нужны часы?
- Зачем необходимо следить за временем?