Ментальные карты как средство организации и активизации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, развития нестандартного, креативного, творческого мышления дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Саяпина, Н. А. Ментальные карты как средство организации и активизации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, развития нестандартного, креативного, творческого мышления дошкольников / Н. А. Саяпина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50.1 (184.1). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47333/ (дата обращения: 16.12.2024).



Все помнят, в каком виде задавали изучать школьную информацию: книги с листами сплошного текста, пошаговые алгоритмы действий. Они должны были помочь нам приобрести новые знания, но не вызывали особого энтузиазма. Сложные предметы приходилось заучивать, длинные тексты никак не хотели умещаться в голове.

Ментальная карта (от англ. MindMap) переводится как «карта ума», «мыслительная карта», «карта мышления» или «интеллект-карта» – это чудесный инструмент, для визуализации практически любой информации.

Ментальная карта – это прием технологии критического мышления. Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые решения.

Ментальная карта – это способ систематизации знаний с помощью схем; это технология изображения информации в особом графическом виде. Ментальные карты воспринимаются лучше, чем списки, графики, таблицы и тексты, в силу того, что лучше соответствуют структуре человеческого мышления.

Способы применения ментальных карт.

1. Запоминание материала. 2. Упорядочение и систематизация информации. 3. Планирование деятельности. 4. Подготовка к выступлению. 5. Поиск решений. 6. Рассмотрение различных вариантов решения задачи.

Последовательность составления ментальной карты.

1. В центре листа, расположенного по горизонтали (альбомный вариант), рисуется ядро – основное понятие (тема, ключевой образ). 2. Начиная с правого верхнего угла по часовой стрелке от ядра рисуются ветки первого уровня – разделы, на которых пишутся слова, раскрывающие центральную идею. 3. От веток первого уровня отходят ветки второго уровня, своего рода разукрупнения, уточнения. 4. Слова пишутся печатными буквами. 5. Записываются только ключевые слова, а не предложения. 6. Различные уровни или ветки выделяются цветом. Везде, где только можно добавляются

При составлении ментальной карты важно:

1. Помещать слова именно на ветках, а не в кругах, прямоугольниках.2. Использовать гибкие ветки. Рисование ментальной карты в виде традиционной схемы противоречит идее ментальной карты. 3. Писать на каждой линии только одно ключевое слово. 4. Все сложные понятия сводить к простым.5. Записи вести печатными буквами, ясно и чётко. 6. Все повторяемые элементы обозначать одним символом. 7. Размер букв и толщину линий изменять в зависимости от степени важности ключевого слова. 8. Использовать разные цвета для основных ветвей. 9. Не оставлять пустого места, но и не создавать ветви слишком плотно.

Чтобы карта отложилась в долговременной памяти, её необходимо повторять.

Эффективность использования данного метода в образовательном процессе связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации мозгом человека сводится к её анализу правым и левым полушарием одновременно. Между двумя полушариями происходит своеобразное разделение труда. Правое полушарие отвечает за интуицию, а левое – за логическое мышление и анализ.

В детском саду и школе в первую очередь развивают левое «логическое» полушарие. И поэтому использование ментальных карт в образовательном процессе учит детей мыслить, принимать нестандартные решения.

Областей применения карт памяти в дошкольном образовании великое множество. Их можно использовать для составления конспектов, планирования, организации информации, «мозговых штурмов» и т.д. Эта работа возможна как педагога с родителями, так и с детьми.

При планировании различных видов проектов, воспитатель вместе с детьми рисуют или, скорее, разрабатывают и создают ментальную карту. В работе используются такие виды детской деятельности, как рисование, аппликация (объемная, из природных материалов), плоскостная лепка. Возможность вместе с воспитателем проектировать свою деятельность в детском саду делает ребенка более активным участником образовательного процесса, также приобретается навык субъектного ассоциативного мышления.

Создание ментальной карты будет интересно и при комплексно-тематическом планировании в соответствии с лексической темой.

Так же можно использовать ментальные карты для подготовки к экзаменам, при обучении.

Использование ментальных карт в работе с родителями структурирует всех участников образовательного процесса. Интеллект-карта для родителей всего образовательного учреждения создается на основании годового плана по работе с родителями. На ней отображаются все мероприятия, которые запланированы на текущий учебный год в каждом месяце. Это праздничные мероприятия, досуги, консультации специалистов, мастер-классы, родительские собрания и т. д. Карта вывешивается на доступном для всех родителей месте, и они сами могут для себя определить те мероприятия, в которых хотели бы принять участие.

На ветвях с мероприятиями есть веточки, которые показывают необходимые для проведения мероприятия материалы. Например, консультация – блокнот с ручкой, мастер-класс по изготовлению костюмов для спектакля – ткань, бусинки, иголка с ниткой и т. д.

Для родителей каждой возрастной группы можно сделать ментальные карты по реализуемым в них проектам, чтобы взрослые, как и дети, были в курсе запланированных мероприятий и планировали свое участие в них.

Благодаря использованию ментальных карт в образовательном процессе жизнь детского сада будет более открытой, интересной и доступной для родителей.

С помощью ментальных карт можно организовать учебу в кругу семьи В процессе семейного обучения можно выделить два больших этапа: – подготовка к работе. На этом этапе вы решаете, что именно и в каком объеме будете изучать. После этого проведите индивидуальное построение «ментальных карт», постаравшись зафиксировать на бумаге все свои знания касательно предмета изучения. – собственно, учеба. Индивидуально просмотрите весь материал, намеченный к изучению. Обсудите свои впечатления с остальными членами семьи и постарайтесь совместными усилиями составить «ментальную карту», которая содержит знания, полученные каждым из вас в ходе этого первоначального просмотра материала. Подобные мероприятия можно даже сделать регулярными, объявив, к примеру, каждое первое воскресенье месяца Днем семейной учебы! И ввести практику завершения таких «праздников» семейными торжествами, походами в кино, в кафетерий, спортзал и т.д. Поверьте, такая «привычка к учебе» в будущем «отольется» немалыми дивидендами!

Я, как студентка третьего курса, решила прибегнуть к использованию методики ментальных карт в учебной практике. Решила начать знакомство детей подготовительной группы с ментальными картами, выбирая для начала самые простые понятия, знакомые им, и организовывать элементы в основные категории. Это хороший способ, изучать времена года, например: тема «Весна». Эту тему мне предстояло подготовить и изучить в рамках учебной практики. Использование мною ментальных карт на данном занятии, позволило детям начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать всё это в логическую интеллектуальную систему. Карта по теме «Весна», как первая работа, получилась небольшой по содержанию. Ребята сами проводили веточки, вырезали из предложенного материала необходимые картинки. Темами последующих занятий стали «Фауна Хабаровского края», «Флора Хабаровского края». Тема «О природе Хабаровского края» стала обобщающей.

Интеллект-карты, созданные на этих занятиях, отличались большим разнообразием объектов и количеством причинно-следственных связей между знаниями, расширенным поиском ответов на появившиеся вопросы. Они демонстрировали увлекательную цепочку рассуждений с собственным творчеством, выраженном в рисунках. Таким образом, можно смело заявить о качественном восприятии материала новой темы. Дети предлагали новые тропинки-веточки, основанные на неожиданных вопросах. На пути исследования шаг за шагом расширяя горизонты увиденного в общей картине мира.

В результате систематического использования метода ментальной карты, мною была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества.

Технологии развития критического мышления помогут воспитанникам в будущем адаптироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания. И самое главное – технологии интеллект-карт помогут формированию личностных качеств, таких как коммуникабельность и контактность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать интеллект и культурный уровень. По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом занятии.

В результате систематического использования метода ментальной карты, мною было отмечено формирование у детей аналитических предпосылок, ведь они не только воспринимают информацию, но и устанавливают причинно-следственные связи. Приобретенные знания детей при использовании ментальных карт сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала становится значительно выше. Кроме того, процесс построения интеллект-карт, делает обучение творческим и увлекательным.

Литература:

  1. Бьюзер Тони и Барри. Супермышление. – М.: ООО «Попурри», 2003. – 98 с.
  2. Литвинов В. А. Применение в учебном процессе ментальных карт. М.: 2010. – 120 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ментальная карта, образовательный процесс, детский сад, критическое мышление, ребенок, Хабаровский край, ветка первого уровня, ключевое слово, систематическое использование метода, учебная практика.


Похожие статьи

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Внедрение техник нетрадиционного рисования в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования разносторонней личности детей дошкольного возраста

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной деятельности как средство сохранения, формирования и развития здоровья школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на примере авторской разработки «Умники и умницы»

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Похожие статьи

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Внедрение техник нетрадиционного рисования в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования разносторонней личности детей дошкольного возраста

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной деятельности как средство сохранения, формирования и развития здоровья школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на примере авторской разработки «Умники и умницы»

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Задать вопрос