Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи
Автор: Симонова Ольга Викторовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 23.11.2020
Статья просмотрена: 19 раз
Библиографическое описание:
Симонова, О. В. Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи / О. В. Симонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5756/ (дата обращения: 16.12.2024).
Своевременное реагирование взрослых на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами дошкольного учреждения — залог успешного развития детей. Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности логопеда является работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В ходе логопедической работы необходимо:
— помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
— разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
— подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления, достигнутого на занятиях.
Актуальность и востребованность проектной деятельности в коррекционном процессе определяются реальными потребностями системы образования и существующими противоречиями между:
— ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
— необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей посредством участия в логопедических проектах.
Логопедические проекты для дошкольников
Тема проекта: Речь как средство общения
Основной вопрос : Что такое речь?
Дидактические цели проекта: Развитие речевой активности детей, обогащение их словарного запаса, совершенствование навыка лингвистического отношения к речи, развитие и совершенствование навыков межличностного общения.
Методические задачи : Сформировать у дошкольников желание общаться друг с другом, развить представление о речи как средстве общения, научить применять различные виды предложений в зависимости от речевой ситуации, совершенствовать коммуникативные умения.
Проблемы самостоятельных исследований : «Как общаются друзья?», «Как разговаривают взрослые?», «Почему нельзя перебивать другого, когда он говорит?» «Надо ли учиться говорить?».
Этапы и сроки проведения проекта :
I этап: Игра «Молчанка», речевые игры и упражнения «доскажи словечко», «кто знает, тот продолжит», «Кто больше назовёт…», придумывание загадок-описаний и др. — 1 неделя.
II этап: разыгрывание речевых ситуаций «Смешные диалоги», участие в сюжетно-ролевых играх «Зоопарк», «Встречаем гостей», «На рыбалке», «Больница», «Путешествие», самостоятельные наблюдения детей за общением взрослых и знакомых — 2 неделя.
III этап: пересказывание и составление рассказов, инсценировки диалогов(речевого этикета) и сказок «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др. — 3 неделя.
Тема проекта: «Обучение детей звуко-слоговому анализу и синтезу»
Основной вопрос : «Обучение детей элемента звукового анализа в старшей логопедической группе».
Вопрос учебной темы: Какими методами и приемами можно сформировать у детей навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
Учебные предметы: логопедические занятия, занятия по обучению грамоте.
Дидактические цели проекта : Ознакомление со звуковой стороной слова.
Этапы организации коррекционной игры с детьми. Аналитико- синтетический метод обучения в игре.
Методические задачи: Научить детей различать гласные и согласные звуки. Различать твердые и мягкие согласные. Познакомить с понятием «звук», «слог», «слово».
Проблемы самостоятельных исследований : «Почему звуки А, У, И, Ы, Э,О — называются гласными звуками?», «Угадай гласный звук по артикуляции», «Прочитай слово по начальным звукам картинок».
Результаты представления исследования: Создание карточек — схем, подбор для самостоятельной работы дидактических игр с картинками и схемами.
Тема проекта: «Пальчики помогают говорить»
Основной вопрос : Как пальчики помогают говорить?
Вопрос учебной темы : Как двигаются пальцы?
Дидактическая цель проекта : формирование мелкой моторики рук у детей, имеющих нарушения речи.
Методические задачи: изучить состояние мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи; подобрать индивидуальные методы и приемы работы с ребенком, имеющим нарушения тонкой моторики; развивать и совершенствовать тонкую моторику рук в процессе индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.
Проблемы (темы) самостоятельных исследований: выполнение статических упражнений по развитию пальчиковой моторики; выполнение динамических упражнений по развитию пальчиковой моторики; выполнение движений с декламированием (физминуток); работа с пособиями по развитию тонкой моторики.
Этапы и сроки проведения проекта:
— Фронтальное обследование детей — 1 занятие, 25 минут.
— Индивидуальное обследование детей — 5 занятий, 15 минут.
— Формирование подгрупп для проведения занятий — 1 занятие, 15 минут.
— Выбор творческого названия проекта (совместно с ребенком) — 1 занятие, 20 минут.
— Занятия по формированию общих движений кистей рук — 2 занятия, 20 минут. Индивидуальные занятия по формированию навыков самомассажа пальцев рук — 3 занятия, 10 минут.
— Подгрупповые занятия по развитию статических движений — 5 занятий, 20 минут.
— Подгрупповые занятия по развитию динамических движений с декламированием — 6 занятий, 20 минут.
Дидактическая игра «Посадим грибы»
Цель: Учить детей совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстия; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая подставку другой рукой.
Оборудование: Подставка с отверстиями, диаметр ножки гриба соответствует диаметру отверстия.
Ход игры: Взять гриб одной рукой, другой придерживать подставку. Затем вставить гриб в отверстие. Продолжить работу.
Викторина
- Назвать, сколько пальцев на обеих руках?
- Назвать поочередность пальцев на руке?
- Перечислить, какие Вы знаете статические упражнения для пальчиков рук?
- Назвать динамические упражнения для пальчиков рук?
- Показать, 3–4 статических упражнения для рук?
- Показать, 3–4 динамических упражнений для рук?
- Рассказать стихотворение в сопровождении с движениями пальцев.
- Назвать, какие Вы знаете игры для тренировки пальцев?
- Привести примеры некоторых физкультминуток для пальчиков рук.
— Самостоятельная работа с использованием пособий по развитию моторики — 3 занятия, 20 минут.
Тема проекта: «Насекомые»
Основной вопрос: Нужны ли людям насекомые?
Вопрос учебной темы: Какие насекомые существуют в природе?
Дидактические цели проекта : Развитие речи, активизация экологической грамотности. Обогащение словаря по теме: «Насекомые».
Методические задачи: Научить внимательно наблюдать за жизнью насекомых, сравнивать и обобщать полученную информацию проводимых экспериментов. Отражать свои наблюдения в речи, составлять связный рассказ.
Проблемы (темы) самостоятельных исследований:
- Почему майский жук, бабочка, паук-насекомые?
- Почему кузнечик зеленый, а божья коровка красная?
- Где лучше жить насекомым?
Этапы и сроки проведения проекта :
Введение: 1 занятие — 25–30 мин.
Основная часть: 3 занятия, 2 наблюдения, 1 эксперимент.
Заключение: логопедический досуг.
Тема проекта: «Слово как единица языка»
Основной вопрос: Что такое слово?
Вопросы учебной темы: Для чего нужны слова? Из чего состоят слова? Какие бывают слова?
Дидактические цели проекта: Формирование начальных навыков обучения грамоте детей дошкольного возраста, развитие чувства языка, приобретение навыков самостоятельной работы со словом.
Методические задачи: Дать детям понятие о звуковом строении слов, учить выделять заданные звуки из позиции слова, различать гласные и согласные, различать согласные по твердости и мягкости, звонкости, глухости; научить детей делить слова на слоги, выделяя ударный слог.
Проблемы самостоятельных исследований: «Какими словами мы приветствуем друг друга?», «Как красиво звучат ваши имена?», «О чем мы можем говорить по телефону?», «Подарим друг другу комплименты!»
Этапы и сроки проведения проекта: «Мы в гостях у Звукознайкина» (формирование знаний о звуковом строении слов) — 1 занятие, 25 минут.
«Красный — синий» (знакомство с гласными и согласными звуками) — 2 занятия, по 25 минут. «Отгадай, где живет звук?» (выделение заданных звуков из позиции слов) — игровые упражнения в свободное время. «В гостях у Тома и Тима» (различение согласных по твердости и мягкости) — дидактическая игра в свободное время. «Ищу свой домик» (учим детей делить слова на слоги, выделяя ударный слог) — дидактическая игра на занятиях, в свободной деятельности.
Литература:
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. — М., 1993.
- Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Логопедическая работа с дошкольниками. — М.,2003.