Использование метода проекта в логопедической работе по формированию звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 25.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Климова, А. В. Использование метода проекта в логопедической работе по формированию звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня / А. В. Климова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 406-408. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119660/ (дата обращения: 15.01.2025).



В статье представлена информация по использованию метода проекта в логопедической работе. Описан опыт работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, используя метод проекта.

Ключевые слова: метод проекта, проектная деятельность, общее недоразвитие речи, ОНР, звуко-слоговая структура слова.

Метод проектов в логопедической работе — это педагогическая технология, главным признаком которой является самостоятельная деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Основоположником данного метода является американский педагог Уильям Херд Килпатрик (вторая половина IXX в.).

Рассматривая метод проектов, отметим, что данный метод достаточно давно используется в профессиональном образовании и принципиально новым не является. Целая плеяда ученых на рубеже Х1Х-ХХ вв. (П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, Л. Левин, Н. Ю. Пахомова, И. М. Соловьев, С. Фридман, С. Т. Шацкий) рассматривали метод проектов в различных аспектах зарождения, становления и развития [4].

Под руководством российского специалиста в области дошкольного образования Н. Е. Веракса была доказана эффективность реализации детской инициативы через применение проектной деятельности. Еще в 2000 году авторам отмечена необходимость получения ребенком опыта из собственных замыслов и детской потребности в нестандартных действиях в самых разных ситуациях [1].

Работа логопеда при внедрении проектного метода имеет свои особенности, так как конечным продуктом является формирование речевой деятельности ребенка. Включение дошкольников в проект рассматривается как возможность предоставления им опыта достаточно самостоятельной речевой деятельности. Логопед должен подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые соответствуют возрасту детей. Цели проекта должны быть доступны, понятны, интересны и значимы для детей данной возрастной категории [2].

Основные требования к использованию метода проектов в коррекционно-логопедической работе :

– в основе любого проекта лежит речевая проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

– проект — это «игра всерьёз», результаты его значимы для обучающихся и взрослых;

– обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке логопеда), сотворчество детей и родителей, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;

– применение полученных знаний на практике [5].

Логопедические проекты направлены на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников и имеют различные направления: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания [5].

В своей логопедической практике мы использовали метод проектов для формирования звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).

Нарушение звуко-слоговой структуры слова приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений.

Проведенный нами проект «Копилка трудных слов» с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, был практико-ориентированный, индивидуально-подгрупповой. Данный проект мы реализовывали в течении 32 недель (долгосрочный).

Участники проекта:учитель — логопед,воспитатели, старшие дошкольники с ОНР III уровня, родители. Для реализации проекта мы использовали : наглядный материал, игрушки, музыкальные инструменты, ТСО.

Цель проекта:создание условий для успешного формирования звуко-слоговой структуры слова у детей старшего возраста с ОНР третьего уровня.

Задачи проекта:

1. Повысить эффективность коррекционной работы над формированием звуко-слоговой структуры слова, используя игры и упражнения, направленные на развитие неречевых и речевых процессов.

2. Консультировать воспитателей в вопросах использования логоритмических упражнений в коррекционном и педагогическом процессе.

3. Повысить педагогическую грамотность родителей в области речевого и познавательного развития детей через использование игр и игровых упражнений.

Проект включал 3 этапа:

1. Этап. Подготовительный. Сбор информации и планирование логопедической работы в рамках проекта. Создать условий для реализации познавательной деятельности детей.

2. Этап. Основной. Входе основного этапа были проведены групповые и индивидуальные занятия . Данный этап включал проведение игр и упражнений, направленных на развитие: кинетической и кинестетической речи («Стоп-сигнал», «Запретный номер», «Противоположное действие» и др.), звукопроизношения («Лес шумит», «Пчелы» и др.), на развитие фонематических процессов («Угадай, что звучит», «Хлопай не зевай», и др.), слоговой структуры («Назови конец слова», «Чего не стало» и т. д.) и темпо-ритмической организации речи («Музыкальное эхо», «Карандашик», «Дождик» и др.).

3. Этап. Заключительный. Проведение итогового мероприятия с детьми (квест-игра «В мире трудных слов»). Анализ навыков произношения детьми слов разной звуко-слоговой структуры.

Проанализировав, полученные в рамках проекта навыки произношения детьми слов разной звуко-слоговой структуры, мы пришли к выводу, что коррекция звуко-слоговой структуры слов — длительная, систематизированная работа. Она реализуется по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности старших дошкольников — игры и с применением наглядности. Данный вид проекта считаем эффективным.

Таким образом, метод проекта в работе логопеда имеет ряд преимуществ: активизируются речевые и познавательные способности дошкольников, развивается потребность и интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Взаимодействие логопеда, воспитателей, ребенка и семьи создает условия, к потребности детей в общении, которое несомненно влияет на обогащение их словарного запаса, способствует правильному построению предложения, четкому звукопроизношению, а также повышается уровень речевого развития.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  2. Котова, Н. А. Использование проектного метода в работе логопеда / Н. А. Котова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 191–193.
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  4. Пеньковских, Е. А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике / Е. А. Пеньковских // Вопросы образования. — 2010. — № 4. — С. 57–62.
  5. Склярова, И. В. Проектные технологии в работе учителя-логопеда образовательного учреждения / И. В. Склярова. — Текст: непосредственный // урок.рф, 2021
Основные термины (генерируются автоматически): звуко-слоговая структура слова, метод проектов, логопедическая работа, метод проекта, общее недоразвитие речи третьего уровня, проект, проектная деятельность, III, звуко-слоговая структура, речевое развитие.


Ключевые слова

общее недоразвитие речи, проектная деятельность, ОНР, метод проекта, звуко-слоговая структура слова

Похожие статьи

Педагогические возможности ТРИЗ-технологии в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются феноменологические характеристики и развивающие возможности ТРИЗ-технологии в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на современные исследования ТРИЗ технологии описываются подходы ...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент)

В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи. Проанализированы ре...

Логопедические сказки как средство развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена описанию исследования в области коррекции речи дошкольников с использованием логопедических сказок. Научная новизна представлена авторской Моделью развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопед...

Диагностический этап экспериментальной работы по формированию синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В данной статье представлены результаты выполненных заданий детьми, определены и описаны уровни сформированности синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, доказывающих актуальность проблемы исследования ...

Изучение сформированности фразы 7-й модели по В. И. Балаевой у учащихся первого класса с системной речевой патологией после коррекционной работы

В статье исследуется вопрос сформированности фразы 7-й модели у первоклассников с системной патологией речи по Валерии Ивановне Балаевой, которая предложила модельную систему обучению фразе. 7-я модель отличается от предыдущих тем, что впервые предъя...

Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.

Особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассматриваются особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Описаны речевые и психологические особенности детей с ЗПР. Данные особенности определяют высоку...

Дидактические игры как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье говорится о специфике в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подтверждается важность и эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования фонематического ...

Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В данной статье раскрывается значение устной речи для полноценного и всестороннего развития младших школьников с нарушениями слуха, описаны особенности устной речи у данной категории детей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изуч...

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Похожие статьи

Педагогические возможности ТРИЗ-технологии в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются феноменологические характеристики и развивающие возможности ТРИЗ-технологии в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на современные исследования ТРИЗ технологии описываются подходы ...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент)

В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи. Проанализированы ре...

Логопедические сказки как средство развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена описанию исследования в области коррекции речи дошкольников с использованием логопедических сказок. Научная новизна представлена авторской Моделью развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопед...

Диагностический этап экспериментальной работы по формированию синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В данной статье представлены результаты выполненных заданий детьми, определены и описаны уровни сформированности синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, доказывающих актуальность проблемы исследования ...

Изучение сформированности фразы 7-й модели по В. И. Балаевой у учащихся первого класса с системной речевой патологией после коррекционной работы

В статье исследуется вопрос сформированности фразы 7-й модели у первоклассников с системной патологией речи по Валерии Ивановне Балаевой, которая предложила модельную систему обучению фразе. 7-я модель отличается от предыдущих тем, что впервые предъя...

Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.

Особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассматриваются особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Описаны речевые и психологические особенности детей с ЗПР. Данные особенности определяют высоку...

Дидактические игры как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье говорится о специфике в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подтверждается важность и эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования фонематического ...

Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В данной статье раскрывается значение устной речи для полноценного и всестороннего развития младших школьников с нарушениями слуха, описаны особенности устной речи у данной категории детей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изуч...

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Задать вопрос