В статье представлена информация по использованию метода проекта в логопедической работе. Описан опыт работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, используя метод проекта.
Ключевые слова: метод проекта, проектная деятельность, общее недоразвитие речи, ОНР, звуко-слоговая структура слова.
Метод проектов в логопедической работе — это педагогическая технология, главным признаком которой является самостоятельная деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Основоположником данного метода является американский педагог Уильям Херд Килпатрик (вторая половина IXX в.).
Рассматривая метод проектов, отметим, что данный метод достаточно давно используется в профессиональном образовании и принципиально новым не является. Целая плеяда ученых на рубеже Х1Х-ХХ вв. (П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, Л. Левин, Н. Ю. Пахомова, И. М. Соловьев, С. Фридман, С. Т. Шацкий) рассматривали метод проектов в различных аспектах зарождения, становления и развития [4].
Под руководством российского специалиста в области дошкольного образования Н. Е. Веракса была доказана эффективность реализации детской инициативы через применение проектной деятельности. Еще в 2000 году авторам отмечена необходимость получения ребенком опыта из собственных замыслов и детской потребности в нестандартных действиях в самых разных ситуациях [1].
Работа логопеда при внедрении проектного метода имеет свои особенности, так как конечным продуктом является формирование речевой деятельности ребенка. Включение дошкольников в проект рассматривается как возможность предоставления им опыта достаточно самостоятельной речевой деятельности. Логопед должен подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые соответствуют возрасту детей. Цели проекта должны быть доступны, понятны, интересны и значимы для детей данной возрастной категории [2].
Основные требования к использованию метода проектов в коррекционно-логопедической работе :
– в основе любого проекта лежит речевая проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
– проект — это «игра всерьёз», результаты его значимы для обучающихся и взрослых;
– обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке логопеда), сотворчество детей и родителей, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;
– применение полученных знаний на практике [5].
Логопедические проекты направлены на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников и имеют различные направления: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания [5].
В своей логопедической практике мы использовали метод проектов для формирования звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).
Нарушение звуко-слоговой структуры слова приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений.
Проведенный нами проект «Копилка трудных слов» с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, был практико-ориентированный, индивидуально-подгрупповой. Данный проект мы реализовывали в течении 32 недель (долгосрочный).
Участники проекта:учитель — логопед,воспитатели, старшие дошкольники с ОНР III уровня, родители. Для реализации проекта мы использовали : наглядный материал, игрушки, музыкальные инструменты, ТСО.
Цель проекта:создание условий для успешного формирования звуко-слоговой структуры слова у детей старшего возраста с ОНР третьего уровня.
Задачи проекта:
1. Повысить эффективность коррекционной работы над формированием звуко-слоговой структуры слова, используя игры и упражнения, направленные на развитие неречевых и речевых процессов.
2. Консультировать воспитателей в вопросах использования логоритмических упражнений в коррекционном и педагогическом процессе.
3. Повысить педагогическую грамотность родителей в области речевого и познавательного развития детей через использование игр и игровых упражнений.
Проект включал 3 этапа:
1. Этап. Подготовительный. Сбор информации и планирование логопедической работы в рамках проекта. Создать условий для реализации познавательной деятельности детей.
2. Этап. Основной. Входе основного этапа были проведены групповые и индивидуальные занятия . Данный этап включал проведение игр и упражнений, направленных на развитие: кинетической и кинестетической речи («Стоп-сигнал», «Запретный номер», «Противоположное действие» и др.), звукопроизношения («Лес шумит», «Пчелы» и др.), на развитие фонематических процессов («Угадай, что звучит», «Хлопай не зевай», и др.), слоговой структуры («Назови конец слова», «Чего не стало» и т. д.) и темпо-ритмической организации речи («Музыкальное эхо», «Карандашик», «Дождик» и др.).
3. Этап. Заключительный. Проведение итогового мероприятия с детьми (квест-игра «В мире трудных слов»). Анализ навыков произношения детьми слов разной звуко-слоговой структуры.
Проанализировав, полученные в рамках проекта навыки произношения детьми слов разной звуко-слоговой структуры, мы пришли к выводу, что коррекция звуко-слоговой структуры слов — длительная, систематизированная работа. Она реализуется по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности старших дошкольников — игры и с применением наглядности. Данный вид проекта считаем эффективным.
Таким образом, метод проекта в работе логопеда имеет ряд преимуществ: активизируются речевые и познавательные способности дошкольников, развивается потребность и интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Взаимодействие логопеда, воспитателей, ребенка и семьи создает условия, к потребности детей в общении, которое несомненно влияет на обогащение их словарного запаса, способствует правильному построению предложения, четкому звукопроизношению, а также повышается уровень речевого развития.
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
- Котова, Н. А. Использование проектного метода в работе логопеда / Н. А. Котова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 191–193.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
- Пеньковских, Е. А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике / Е. А. Пеньковских // Вопросы образования. — 2010. — № 4. — С. 57–62.
- Склярова, И. В. Проектные технологии в работе учителя-логопеда образовательного учреждения / И. В. Склярова. — Текст: непосредственный // урок.рф, 2021