Логопедические сказки как средство развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.09.2023

Статья просмотрена: 476 раз

Библиографическое описание:

Харламова, Е. В. Логопедические сказки как средство развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. В. Харламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 183-186. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106147/ (дата обращения: 21.11.2024).



Статья посвящена описанию исследования в области коррекции речи дошкольников с использованием логопедических сказок. Научная новизна представлена авторской Моделью развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедических сказок. Доказана эффективность логопедических сказок в рамках реализации модели.

Ключевые слова: логопедия, инклюзивное образование, дошкольники, речь, модель, логопедические сказки.

Введение. В современных условиях модернизации образования, введения Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО) особое значение приобретают проблемы развития активного словаря у дошкольников, необходимого для формирования коммуникативных компетенций. Особо остро стоит вопрос о развитии речи и активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Учеными исследователями доказано, что дошкольники с речевой патологией составляют наиболее многочисленную группу детей с ограниченными возможностями здоровья. Также отмечается многообразие форм общего недоразвития речи, которые имеют различную этиологию и симптоматику и имеют тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений и изменение логопедического контингента (С. В. Алехина, А. Н. Корнев, Т. В. Лебедева, И. Ю. Левченко, А. В. Семенович, О. Н. Усанова и др.).

Как показывают наблюдения, у некоторых дошкольников общее недоразвитие речи имеет недифференцированный характер и сочетается с недостатками в перцептивной, когнитивной, сенсорной и других сферах психической деятельности ребенка.

Анализ научных и практических исследований последних лет показывает, что имеется достаточно специальных психологических исследований, направленных на изучение особенностей речевого развития нормально развивающихся детей дошкольного возраста и детей с недостатками речи (Е. И. Асеева, О. А. Бизикова, Т. Н. Волковская, Е. Л. Григоренко, О. Б. Иншакова, А. Н. Корнев, и др.).

Авторами Е. И. Асеевой, И. Г. Дорожинской, Е. В. Богдановой разработана технологическая модель развития речи дошкольников в условиях детского сада. Ценность модели в том, что она формирует систему развития речи у дошкольников на основе многофункциональности корригирующих и развивающих мероприятий [1].

Пескишева Т. А. в диссертационном исследовании определила важность развития познавательной и коммуникативной функций речи дошкольников с ОНР средствами малых фольклорных форм и доказала, что использование фольклора базируется на изучении объектов познания, т. е. на моделях когнитивных и коммуникативных процессов, лежащих в основе языковой способности ребенка [2].

По мнению О. В. Симоновой «…сюжет логопедической сказки вызывает положительные эмоции у детей и развивает нравственные качества». Автор считает, что логопедические сказки помогают реализации коррекционно-образовательной программы в инклюзивном образовании [3].

Анализ литературы и поиск новых современных психологических инструментов для развития активного словаря у дошкольников ОНР, расширение методического инструментария практикующего психолога во всех сферах, включая образование, несомненно важная и приоритетная задача.

Цель исследования : обоснование использования логопедических сказок в развитии активного словаря у дошкольников с ОНР.

Объект исследования : развитие активного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования : логопедические сказки как средство развития активного словаря у дошкольников с ОНР.

Гипотеза исследования : развитие активного словаря у дошкольников с ОНР будет успешным, если разработать специальную систему с использованием логопедических сказок.

Задачи исследования : провести анализ и обобщение научной литературы, посвященной проблемам формирования активного словаря дошкольников и развитию речи, разработать Модель развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедических сказок, проверить эффективность модели.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 63». Всего участвовали в эксперименте 10 детей с ОНР. В качестве методов развития активного словаря использовались логопедические сказки. В качестве проверки эффективности Модели использовались: пальчиковая логопедическая сказка «Лиса и Петух» (на основе сенсомоторной коррекции), лексико-грамматическая сказка «Жадный медвежонок», сказка, способствующая развитию связной речи «Заячья избушка».

Результаты и их обсуждение

Общее недоразвитие речи как сложное речевое расстройство с нарушенным формированием всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, имеет четыре уровня которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР. В группе испытуемых не было детей с нарушением слуха. Все дети обучались по адаптированной программе в соответствии с ФГОС ДО.

Модель развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедических сказок

Рис. 1. Модель развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедических сказок

Разработанная и реализуемая Модель отражает: виды логопедических сказок, способы развития активного словаря у дошкольников с ОНР при помощи логопедической сказки, принципы развития активного словаря у дошкольников с ОНР, использование электронных образовательных ресурсов и применение наглядности, результат.

Проведенные мониторинги показали следующие результаты: у 7-ми из 10-ти дошкольников количество выраженных в речи мыслей, эмоций и стремлений заметно увеличилось. У всех дошкольников сказки вызывали интерес, особенно, если использовались ЭОР, что благоприятно влияло на эмоциональное состояние и мотивацию. Отмечено, что активный словарь расширился знанием сказочных героев, употреблением афоризмов, загадок, употреблением большего количества прилагательных.

Достоверность полученных результатов обеспечиваются научной методологией, междисциплинарным подходом к проблеме развития речи у детей с ОНР.

Таким образом, сделан вывод о высоком развивающем потенциале логопедических сказок, помогающий дошкольникам расширить словарный запас и сформировать активный речевой словарь. Слово как часть активного словаря является основной и универсальной единицей взаимосвязанных процессов речевого восприятия.

Литература:

  1. Асеева, Е. И. Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Е. И. Асеева, И. Г. Дорожинская, Е. В. Богданова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 13–15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6213/ (дата обращения: 21.09.2023).
  2. Пескишева Т. А. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4–7 лет с общим недоразвитием речи: диссертация... кандидата педагогических наук. — Москва, 2008. — 179 с.
  3. Симонова, О. В. Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений / О. В. Симонова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 27–30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4108/ (дата обращения: 21.09.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): активный словарь, общее недоразвитие речи, дошкольник, сказка, активный словарь дошкольников, ребенок, Детский сад, дошкольный возраст, инклюзивное образование, логопедическая сказка.


Ключевые слова

модель, инклюзивное образование, речь, дошкольники, логопедия, логопедические сказки

Похожие статьи

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Использование внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи дошкольников в условиях детского сада

Поднимается проблема коррекции и развития речи дошкольников в условиях детского сада при интегрированных и дифференцированных занятиях. Показана система взаимодействия педагогов и других специалистов с учетом межсистемных связей логопедии.

Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями

В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.

Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС

В статье предлагается общей обзор использования лэпбука в учебно-воспитательном процессе ДОО, особенности и его положительные стороны применения. Приведены результаты экспериментально-диагностического исследования уровня развития творческого мышления...

Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Сказкотерапия как метод диагностики и коррекции в психологии

В статье рассмотрена роль сказок в работе с детьми дошкольного возраста. Раскрыты возможности детских сказок в диагностической и коррекционной работе с дошкольниками. Определены основные подходы в работе со сказками в терапевтических целях и сформули...

Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена созданию инновационной модели развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Технологичность представлена упорядоченным содержанием, специально организованными педагогическими методами и приемами по развитию речи дошко...

Использование развивающих игр для формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников

Статья является научно-практическим исследованием, направленным на разработку и реализацию педагогической модели формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников с использованием развивающих игр. Достове...

Развитие речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада

Обсуждаются проблемы речевых нарушений у дошкольников. Демонстрируется опыт работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы детского сада. Показаны межсистемные связи в коррекции и развитии речи.

Похожие статьи

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Использование внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи дошкольников в условиях детского сада

Поднимается проблема коррекции и развития речи дошкольников в условиях детского сада при интегрированных и дифференцированных занятиях. Показана система взаимодействия педагогов и других специалистов с учетом межсистемных связей логопедии.

Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями

В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.

Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС

В статье предлагается общей обзор использования лэпбука в учебно-воспитательном процессе ДОО, особенности и его положительные стороны применения. Приведены результаты экспериментально-диагностического исследования уровня развития творческого мышления...

Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Сказкотерапия как метод диагностики и коррекции в психологии

В статье рассмотрена роль сказок в работе с детьми дошкольного возраста. Раскрыты возможности детских сказок в диагностической и коррекционной работе с дошкольниками. Определены основные подходы в работе со сказками в терапевтических целях и сформули...

Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена созданию инновационной модели развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Технологичность представлена упорядоченным содержанием, специально организованными педагогическими методами и приемами по развитию речи дошко...

Использование развивающих игр для формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников

Статья является научно-практическим исследованием, направленным на разработку и реализацию педагогической модели формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников с использованием развивающих игр. Достове...

Развитие речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада

Обсуждаются проблемы речевых нарушений у дошкольников. Демонстрируется опыт работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы детского сада. Показаны межсистемные связи в коррекции и развитии речи.

Задать вопрос