Особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 сентября, печатный экземпляр отправим 18 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (534) август 2024 г.

Дата публикации: 29.08.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Леванова, Т. А. Особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Т. А. Леванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 35 (534). — URL: https://moluch.ru/archive/534/117359/ (дата обращения: 01.09.2024).

Препринт статьи



В данной статье рассматриваются особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Описаны речевые и психологические особенности детей с ЗПР. Данные особенности определяют высокую потребность в оказании детям своевременной коррекционной помощи. Выявлена и обоснована необходимость формирования слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, задержка психического развития, коррекционная работа, слоговая структура слова, логопедическая помощь, старший дошкольный возраст, логопедическое обследование.

У детей старшего дошкольного возраста при нарушении слоговой структуры слова возникают трудности в развитии устной речи, что препятствует звуковому анализу и синтезу, и затрудняет у дошкольников развитие предпосылок овладения грамотой. Нарушения слоговой структуры слова отрицательно влияют на формирование лексики, грамматического строя речи, фонематических процессов ребёнка, в будущем это может привести к нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.

Коммуникативная функция речи у детей старшего дошкольного возраста также страдает из-за нарушения слоговой структуры слова, что может приводить к речевому негативизму, застенчивости, агрессивности и прочим психологическим проблемам в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Процесс овладения ребёнком слоговой структурой слова в онтогенезе происходит постепенно, поэтапно, проходя целый ряд закономерно сменяющихся фаз. К трем — трем с половиной годам, при нормальном речевом развитии, у ребёнка исчезают практически все трудности, как восприятия, так и воспроизведения слоговой структуры слова. Трудности произнесения могут возникать у детей в словах многосложной слоговой структуры и недоступной указанному возрасту семантики.

У детей с различными речевыми расстройствами нарушения слоговой структуры, характерные для младшего дошкольного возраста, не исчезают. Они сохраняются в старшем дошкольном, а порой и в школьном, возрасте, приобретают ярко выраженный, стойкий характер [1].

При задержке психического развития (ЗПР) у детей дошкольного возраста встречаются все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у нормотипичных детей. Некоторые особенности речи детей с ЗПР являются проявлениями специфичности их познавательной деятельности, а не чисто речевых нарушений [3,6].

Структура речевых нарушений у детей с ЗПР очень вариативна и характеризуется сочетанием различных дефектов речи. Г. В. Фадина указывает на то, что у детей с ЗПР выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности, это проявляется: в нарушении звукопроизношения; ограниченном словарном запасе; слабом владении грамматическими обобщениями. Также автор указывает на то, что нарушение речи у данной категории детей носит системный характер.

В своем исследовании В. А. Киселёва приходит к выводу, что у старших дошкольников с ЗПР имеет место системная задержка в формировании речевых функций и процессов. Это обусловливает специфические нарушения их речевой деятельности [4].

Е. В. Мальцева выделила специфические ошибки у детей с ЗПР, свидетельствующие о несформированности слогового контура слова. При воспроизведение этими детьми слов различной слоговой структуры фиксируется большое количество звуковых замен, искажений, пропусков и перестановок звуков.

У детей с задержкой психического развития затормаживается развитие более молодых систем головного мозга, играющих роль в развитии предпосылок слоговой структуры слова: пространственных, ритмических и динамических факторов мозговой деятельности. Незрелость данных факторов негативно сказывается на возможности детей дошкольного возраста к логической переработке при восприятии звуковых сигналов и к линейному построению артикуляционных движений [5].

Нарушения слоговой структуры слова у детей с задержкой психического развития характеризуются трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка, пропуска либо добавления новых слогов или звуков). Эти нарушения являются достаточно стойкими, преодолеть их бывает сложно, а также наблюдается низкая динамика коррекции этих нарушений, в силу психофизических особенностей данной категории детей.

Экспериментальная работа по выявлению состояния и особенностей слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития была организована и проведена в 2023/2024 учебном году, на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 264» г. Барнаула. В исследовании принимали участие 20 воспитанников с задержкой психического развития, средний возраст, которых составил 5–6 лет.

Для диагностического обследования детей с целью выявления особенностей слоговой структуры слова и определения направлений коррекционно-развивающей работы использовалась методика,предложенная Бабиной Г. В. и Шариповой Н.Ю [2].

Были выявлены следующие особенности слоговой структуры слова:

  1. Искажение структуры отдельного слога. Это нарушение проявлялось в виде сокращения звуков в стечении согласных, преобразовании слога со стечением согласных в слог без стечения (капуста — капута, банка — бака, автобус — атобус, конфета — кофета). Некоторые пропущенные или искаженные звуки, в словах со стечением согласных и многосложных словах, дети правильно произносили изолированно, а также в односложных и двусложных словах.

В единичных случаях у детей отмечалась вставка согласных в слог (лимон— лимонт, живот— животк).

  1. Нарушение количества слогов в слове. В процессе исследования у детей данной группы наблюдался пропуск слогов в начале и середине слова (магазин — мазин, машина — шина, молоко — моко).
  2. Нарушение последовательности слогов в слове. У детей с ЗПР наблюдалась перестановка слогов, звуков, при правильном воспроизведении ритмического контура слова (панама — памана, колобок — коболок, теперь — петерь). У некоторых детей наблюдалась следующая особенность: повторяя за экспериментатором слова, в первый раз, дети могли произнести слова правильно, но впоследствии самостоятельно, воспроизводили эти слова с ошибками.
  3. В единичных случаях зафиксировано уподобление слогов и застревание на одном слоге (самолет — сасалет, собака — бабака).

Количественный анализ результатов исследования показал, что среди обследуемых детей высокий уровень сформированности слоговой структуры слова отсутствует.

Средний уровень развития слоговой структуры слова наблюдается у 10 детей (50 %) данной группы.

У детей этой группы отмечалось правильное произношение трехсложных, двухсложных слов, а также слов со стечениями согласных звуков на стыке слогов. Трудности были выявлены у этой группы детей при передаче ритмического контура в многосложных словах, в словах со стечениями согласных звуков в начале и середине слова. Наблюдались единичные ошибки при перемещении в знакомом пространстве и манипулировании предметами в пространстве.

Низкий уровень развития слоговой структуры слова наблюдается у 10 детей (50 %) данной группы.

У детей этой группы наблюдалось правильное воспроизведение односложных и двусложных слов без стечения согласных, наблюдались многочисленные ошибки при воспроизведении слов более сложной слоговой структуры, а также были выявлены трудности при передаче ритмического контура в многосложных словах, в словах со стечением согласных. Наблюдались многочисленные ошибки при перемещении в знакомом пространстве и манипулировании предметами в пространстве.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости оказания логопедической помощи детям с задержкой психического развития. Логопедическое воздействие должно быть направлено не только на работу над правильным воспроизведением слов различной слоговой структуры, но и на формирование оптико-пространственных представлений, развитие пространственной организации движений, развитие способности к восприятию лексических единиц различной слоговой сложности.

Литература:

  1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. — Спб.: Детство-Пресс, 2001.– 48 c.
  2. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учебное пособие / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. — Москва: ПАРАДИГМА, 2010. — 96 c.
  3. Борякова, Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития: методическое пособие / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына. — Москва: Сфера: Секачев В., 2007. — 79 с.
  4. Киселёва, В. А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? / В. А. Киселёва // Дефектология. — 2007. — № 3. — С. 3–13.
  5. Мальцева, Е. В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития/ Е. В. Мальцева // Дефектология. –1990. — № 6. — С. 10–17.
  6. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн.для учителя / Е. С. Слепович. — Минск: Народная асвета, 1989. — 64 с.
  7. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
  8. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — Москва: Просвещение, 1989. — 223 с.


Задать вопрос