Опыт по развитию речи дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания
Авторы: Валитова Наталья Викторовна, Ковбаса Оксана Юрьевна, Еркина Светлана Викторовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 31.10.2021
Статья просмотрена: 480 раз
Библиографическое описание:
Валитова, Н. В. Опыт по развитию речи дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания / Н. В. Валитова, О. Ю. Ковбаса, С. В. Еркина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6710/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье описывается опыт развития речи у дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания .
Ключевые слова: детский сад, Экологическое воспитание, окружающая среда, ребенок, дошкольный возраст, экологическая культура, экологическое содержание, развитие.
Сегодня тема экологии и разумного потребления природных ресурсов актуальна как никогда.
Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства — в дошкольных учреждениях активно изучаются вопросы охраны окружающей среды.
Современный педагог должен помогать детям сформировать собственную, доступную для них, научную картину мира, представление о роли человека в этом мире и его взаимоотношениях со средой.
Если задача воспитателя в данном направлении — это формирование познавательного интереса к окружающей природе, элементарной потребности к эколого- краеведческой деятельности, то задача логопеда — активно поддержать в этом, решая при этом коррекционные задачи, а именно: формирование звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, обогащение словарного запаса, преодоление аграмматизмов, формирование слоговой структуры слова, развитие связного речевого высказывания.
Речь детей с ОНР отличается недоразвитием всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Дети, посещающие логопедические группы, зачастую имеют не только дефекты речи, но и специфические характерные особенности. Они быстро утомляются, не могут сосредоточиться на длительный период, отвлекаются, некоторые сидят спокойно, но не могут ответить на вопрос, или отвечают невпопад, что связано с особенностями развития нервной системы и психических процессов в целом. Часто дети бывают, агрессивны, у многих отмечается повышенная возбудимость, у некоторых, наоборот, вялость. Осуществлять коррекцию эмоциональной сферы, выработку положительных черт характера развитие коммуникативных навыков у данной категории детей мне помогает использование непосредственного общения дошкольников с природой. Ведь природа — это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для речевого развития ребенка!
Так как, детский сад № 149 расположен в экологически чистом районе города Тольятти — лесопарковой зоне, мы совместно с воспитателями и родителями неоднократно совершали целевые прогулки и экскурсии, знакомились с лесом в различные времена года, с его растительностью и обитателями, что способствовало развитию наблюдательности, которая рождает в ребенке привычку делать выводы, развивает логику мысли, четкость и красоту речи.
Решая поставленные задачи, мы посещали объекты экологической тропы, находящиеся на территории детского сада: «Березовый бельведер», «В гостях у Ёлочки», «Яблоневый сад», теплица, «Сыроежкина поляна», «Абрикосовый и вишневый садик». Общение субъектами экологической тропы детского сада способствовало расширению словарного запаса у дошкольников, практическим навыкам словообразования, оказывало благотворное влияние на развитие связной, фразовой речи. При этом дети овладевали навыками словоизменения и словообразования.
Экологическое воспитание в детском саду тесно переплетается с изучением определённой лексической темы. Если посмотреть на годовое лексическое планирование, то можно констатировать, что около 50 % тем связаны с темами экологического содержания, например, такие как: «Времена года: Зима, весна, лето, осень», «Деревья», «Зимующие и перелетные птицы», «Дикие и домашние животные», «Первоцветы», «Насекомые», «Животные холодных стран», «Животных жарких стран», «Морские обитатели», «Речные обитатели», «Фрукты», «Овощи».
Коррекционно-логопедическая работа по лексическим темам экологической направленности осуществляемая на основном этапе проекта позволят решить следующие задачи: развитие активного словаря, грамматического строя, связной речи дошкольников, становление экологической культуры у детей, развитие экологического сознания и мышления, формирование ответственного отношения к окружающей среде;
В коррекционной работе я использую такие методы как, наглядные: наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций экологического содержания); словесные: беседы, речевые игры, чтение экологически ориентированной художественной литературы); практические: авторские экологические игры, такие как «Птицы нашего края», лото «Птицы Самарской области», игра Дабль «Птицы нашего края», созданные совместно с воспитателем, позволяющие закрепить представления о пернатых обитателях нашего края, отработать коррекционные задачи на данном содержании авторских игр.
Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Чтобы повысить эффективность экологического воспитания, на своих занятиях мы используем дидактические эколого-речевые игры:
– «С какого дерева листик?» (цель: закрепить знания о особенности с деревьев, учить образовывать относительные прилагательные);
– «Кто поможет малышу?» (цель: уточнить знания детей о приспособлении разных животных и птиц к своей среде обитания);
– «Четвёртый лишний» (цель: найти лишнюю картинку или игрушку-животное, которое не живёт в определённой климатической зоне, учить употреблять сложноподчиненные предложения);
– «Кто в каком доме живет?» (Цель: закрепить знания о жилье животных, но учить использовать предложно-падежные конструкции).
Наряду с традиционными игровыми приемами, дидактическими играми, мы используем современные технологии.
Использование ИКТ способствуют активному развитию словаря, грамматического строя, связной речи. Основная цель мультимедийных дидактических игр экологического характера заключается в том, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста мотивацию к природоохранной деятельности, защите окружающей среды.
Одна из задач коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи — развитие монологической речи. Изучение каждой лексической темы предполагает занятия по развитию связной речи. На таких занятиях, мы используем различные описательные и сюжетные виды рассказов, которые непосредственно связаны с экологической тематикой.
Для снятия утомления, напряжения во время образовательной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые гимнастики экологического содержания.
Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.
Важное место в своей коррекционной работе мы уделяем совместной деятельности детей и их родителей. Еженедельно в индивидуальной тетради для домашних заданий отражается лексическая тема недели, где предлагаются задания для обогащения словаря детей, связанные с экологией. Для заучивания наизусть предлагаются стихотворения, потешки, загадки о животных, растениях, временах года. Для развития мелкой моторики подбираются задания с использованием бросового и природного материала..
Такая работа способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению родителей, детей и логопеда. Родители понимают необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Таким образом, системная работа по развитию речи посредством окружающей природы дала свои положительные результаты в работе с детьми, родителями: значительно улучшились показатели развития речи по основным критериям (активизация словарного запаса детей, связная речь, грамматический строй речи, звукопроизношение); структурировался грамматический строй речи; дети могут пересказать небольшой текст с опорой на мнемотаблицу а также составить небольшой описательный рассказ; произошло обогащение и расширению представлений у детей о природе: возросла заинтересованность родителей в общении с ребенком для его успешного речевого развития: повысился уровень педагогической компетентности родителей в развитии речи детей.
Литература:
- Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. / О. А. Воронкевич. — Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2006. — 144 c. — Текст: непосредственный.
- Нищева, Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет). / Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева, Ю. А. Кириллова. — Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2017. — 320 c. — Текст: непосредственный.
- Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. / О. А. Соломенникова. — Москва: Мозаика -Синтез, 2017. — 112 c. — Текст: непосредственный.
Ключевые слова
экологическая культура, развитие, окружающая среда, ребёнок, дошкольный возраст, экологическое воспитание, детский сад, экологическое содержаниеПохожие статьи
Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста
В статье речь идет об организации экологической тропы для дошкольников в детском саду, ее роли в воспитании у дошкольников любви к природе.
Развитие речи дошкольников через экологическое воспитание
В статье представлен опыт интеграции речевого и экологического образования в деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.
Формирование эколого-эмпатического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются особенности формирования эколого-эмпатического отношения к природе детей дошкольного возраста. Описан опыт работы по воспитанию детей в экологическом духе и развитию экологического мышления и навыков эко-поведения.
Методы формирования экологической культуры подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях
В статье рассматриваются пути преподнесения экологической культуры для подрастающего поколения начиная со школьных рядов. Учитывая их возрастные особенности, возможности и интересы.
Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста
В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.
Экологическое воспитание детей в средней возрастной группе
В статье автор отмечает актуальность темы исследования и выделяет эффективные методы для экологического развития детей среднего дошкольного возраста. Приведены примеры интегрированных занятий по экологии в средней группе.
Экологическое воспитание в ДОУ
Данная статья посвящена вопросам важности экологического воспитания дошкольников. В материале рассматриваются последствия недостаточного общения детей с природой. В статье уделяется внимание наглядным методам экологического воспитания в ДОУ и описыва...
Экологическая культура как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
В работе рассмотрены средства познавательного развития, которые используются при воспитании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Похожие статьи
Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста
В статье речь идет об организации экологической тропы для дошкольников в детском саду, ее роли в воспитании у дошкольников любви к природе.
Развитие речи дошкольников через экологическое воспитание
В статье представлен опыт интеграции речевого и экологического образования в деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.
Формирование эколого-эмпатического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются особенности формирования эколого-эмпатического отношения к природе детей дошкольного возраста. Описан опыт работы по воспитанию детей в экологическом духе и развитию экологического мышления и навыков эко-поведения.
Методы формирования экологической культуры подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях
В статье рассматриваются пути преподнесения экологической культуры для подрастающего поколения начиная со школьных рядов. Учитывая их возрастные особенности, возможности и интересы.
Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста
В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.
Экологическое воспитание детей в средней возрастной группе
В статье автор отмечает актуальность темы исследования и выделяет эффективные методы для экологического развития детей среднего дошкольного возраста. Приведены примеры интегрированных занятий по экологии в средней группе.
Экологическое воспитание в ДОУ
Данная статья посвящена вопросам важности экологического воспитания дошкольников. В материале рассматриваются последствия недостаточного общения детей с природой. В статье уделяется внимание наглядным методам экологического воспитания в ДОУ и описыва...
Экологическая культура как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
В работе рассмотрены средства познавательного развития, которые используются при воспитании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.