Программа «Чистюля» как средство повышения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития
Авторы: Иванюшина Дарья Андреевна, Панкова Елена Степановна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.
Дата публикации: 07.12.2021
Статья просмотрена: 61 раз
Библиографическое описание:
Иванюшина, Д. А. Программа «Чистюля» как средство повышения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития / Д. А. Иванюшина, Е. С. Панкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/6910/ (дата обращения: 16.12.2024).
Нами была разработана программа внеурочной деятельности «Чистюля», которая направлена на развитие гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Данная программа содержит практические методы педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития обучающихся с умственной отсталостью, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.
Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на решение задач, определенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р г., направленных на формирование гармоничной личности, социальной адаптации. Гигиенические навыки направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений об окружающей действительности. Данные занятия способствуют формированию и совершенствованию у обучающихся необходимых им навыков ориентировки в окружающем мире
Новизна программы «Чистюля» заключается в том, что она разработана с учётом современных тенденций в образовании по принципу поэтапного (от простого к сложному) освоения материала, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания обучающегося индивидуальной образовательной траектории. Ниже представлено КТП программы, которое рассчитано на 34 часа. Так же мы поделили программу на разделы: «Личная гигиена», «Прием пищи».
№ |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Диагностика |
Оценка уровня сформированности знаний и умений по курсу внеурочной деятельности |
1 |
Личная гигиена |
|||
2 |
Предметы для мытья рук |
Формирование представлений о предметах, которые необходимы для мытья рук (мыло, мыльница, полотенце). Прослушивание сказки «Зачем мыть руки и чистить зубы» Н. Немцова. |
1 |
3 |
Как правильно мыть руки |
Формирование умения мыть руки. Просмотр и прослушивание песни «Моем руки». Изучение последовательности действий при мытье рук (намыливание, смывание) — наблюдение за педагогом. |
1 |
4 |
Мытье рук |
Формирование умение мыть руки. Практическое задание по мытью рук. |
1 |
5 |
Предметы для чистки зубов |
Формирование представлений о предметах личной гигиены (зубная щетка, зубная паста). Прослушивание сказки «Зачем мыть руки и чистить зубы» Н. Немцова. |
1 |
6 |
Как правильно чистить зубы |
Формирование умение чистить зубы. Просмотр и прослушивание песни «Чистим зубы». Изучение последовательности действий при чистке зубов (нанесение пасты па щетку, чистка зубов, полоскание рта) — наблюдение за педагогом. Игра на макете «Чистим зубы». |
1 |
7 |
Чистка зубов |
Формирование умение чистить зубы. Практическое задание по чистке зубов. |
1 |
8 |
Предметы для умывания лица |
Формирование представлений о предметах личной гигиены (мыло, полотенце). Прослушивание сказки «Мойдодыр» К. Чуковский |
1 |
9 |
Как правильно умывать лицо |
Формирования умений последовательности умывания лица. Просмотр и прослушивание песни «Моем лицо». Изучение последовательности действий при умывании (намочить лицо, намылить лицо, смыть мыло). |
1 |
10 |
Умывание |
Формирование умения умываться. |
1 |
11 |
Предметы для расчесывания |
Формирование представлений о предметах необходимых для расчесывания (расческа, гребешок). |
1 |
12 |
Как правильно расчесываться |
Формирование представления о правильном расчесывании волос. Просмотр видео «Расчесывание волос». |
1 |
13 |
Расчесывание |
Формирование умения расчесываться. |
1 |
14 |
Личная гигиена: закрепление |
Закрепление умения умывать лицо и чистить зубы: практические задания. |
1 |
15 |
Личная гигиена: закрепление |
Закрепление умения мыть руки и расчесывать волосы: практические задания |
1 |
16 |
Диагностика |
Оценка уровня сформированности знаний и умений по курсу внеурочной деятельности |
1 |
Прием пищи |
|||
17 |
Предметы для питья |
Формирование представлений о предметах для питья (кружка и графин) |
1 |
18 |
Питье из кружки |
Формирование умений правильно пользоваться кружки |
1 |
19 |
Наливание воды в стакан |
Формирование умения наливать воду в кружку |
1 |
20 |
Предметы для приема пищи |
Формирование представлений о предметах для приема пищи (тарелка и ложка) |
1 |
21 |
Как правильно пользоваться ложкой |
Формирование умения правильно пользоваться ложкой |
1 |
22 |
Пользование ложкой и тарелкой |
Формирование умения пользоваться ложкой и тарелкой. |
1 |
23 |
Предметы гигиены после еды |
Формирование представлений о предметах гигиены после еды (салфетки) |
1 |
24 |
Пользование салфеткой |
Формирование умения пользоваться салфеткой. |
1 |
25 |
Закрепление: пользование предметами для приема пищи |
Закрепление знаний по использованию предметов для приема пищи |
1 |
Уборка со стола и мытье посуды |
|||
26 |
Предметы для уборки со стола |
Формирование представлений о предметах для уборки со стола (тряпка, тазик, чистящее средство) |
1 |
27 |
Уборка со стола |
Формирование умений убирать со стола |
1 |
28 |
Предметы для мытья посуды |
Формирование представлений о предметах для мытья посуды (моющее средство, губка, полотенце) |
1 |
29 |
Как правильно мыть посуду |
Формирование представлений о правильном мытье посуды |
1 |
30 |
Как правильно вытирать посуду |
Формирование представлений о правильном вытирании посуды |
1 |
31 |
Мытье и вытирание посуды |
Закрепление полученных знаний. |
1 |
32 |
Диагностика |
Оценка уровня сформированности знаний и умений по курсу внеурочной деятельности |
1 |
33 |
Повторение |
Повторение: личная гигиена. Практические задания |
1 |
34 |
Повторение |
Повторение: прием пищи, уборка со стола и мытье посуды. Практические задания. |
1 |
Итого |
34ч |
||
Эта программа проходила апробацию на базе одной из красноярских школ и показала очень хорошие итоговые результаты на контрольном мониторинге.
Далее нам бы хотелось представить итоговые результаты данной программы по разделам «Личная гигиена» и «Прием пищи».
Раздел «Личная гигиена». Обучающиеся достигли хорошей динамики на конец года. Им стали доступны такие навыки, как: правильное и последовательное умывание рук и лица, пользование полотенцем, правильное использование предметов личной гигиены (зубная щетка, зубная паста, расческа).
Раздел «Прием пищи». На конец обучения обучающимся стали доступны следующие навыки: пользование столовыми приборами, наливание жидкости из графина в стакан, накладывание пищи из общей тарелки, последовательная уборка со стола и мытье посуды.
Похожие статьи
Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта
В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию
Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечив...
Социализация ребенка с ОВЗ в группе через формирование толерантного отношения дошкольников к людям с ОВЗ
Рассматривается социализация особой категории детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Авторы уделяют внимание толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья. Описана ко...
Раннее вмешательство как залог успешной профилактики детской заболеваемости, отклонений в развитии, социальной дезадаптации и инвалидности у детей
В данной статье раскрываются особенности детей с отклонениями в развитии раннего возраста, также говориться что грамотно организованная комплексная коррекционно-педагогическая, психологическая, социальная и медицинская работа в значительной мере нейт...
Похожие статьи
Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта
В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию
Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечив...
Социализация ребенка с ОВЗ в группе через формирование толерантного отношения дошкольников к людям с ОВЗ
Рассматривается социализация особой категории детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Авторы уделяют внимание толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья. Описана ко...
Раннее вмешательство как залог успешной профилактики детской заболеваемости, отклонений в развитии, социальной дезадаптации и инвалидности у детей
В данной статье раскрываются особенности детей с отклонениями в развитии раннего возраста, также говориться что грамотно организованная комплексная коррекционно-педагогическая, психологическая, социальная и медицинская работа в значительной мере нейт...