Развитие навыков личной гигиены у детей со сложной структурой дефекта развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мельник, Т. П. Развитие навыков личной гигиены у детей со сложной структурой дефекта развития / Т. П. Мельник. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16346/ (дата обращения: 16.11.2024).



Соблюдение правил личной гигиены имеет огромное значение как для здоровья, так и с точки зрения жизни в обществе [2]. Это особенно важно для детей со сложной структурой дефекта. В нашей статье под сложной структурой дефекта мы будем понимать сочетание двух или нескольких первичных психофизических нарушений у одного ребенка, которые образует новую, сложную структуру нарушений развития (Л. С. Выготский, М. Г. Блюмина, Н. М. Назарова, М. С. Певзнер и др.).

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) у детей со сложной структурой дефекта необходимо развивать стремление вести здоровый образ жизни [4]. И одной из задач этого направления является формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены.

Специалисты, и в первую очередь, воспитатели должны помочь воспитанникам со сложной структурой дефекта научиться ухаживать за собой в полную меру своих возможностей и способностей.

Данная проблема очень актуальна. Во-первых, наш собственный педагогический опыт и опыт коллег по формированию навыков личной гигиены у детей вышеназванной категории, результаты диагностических исследований по сформированности данных навыков, показывают, что воспитанники со сложной структурой дефекта испытывают различные по сложности проблемы в соблюдении правил личной гигиены. К таким трудностям можно отнести нарушение памяти, мышление, ограниченное восприятие обращенной к ним речи. Многие дети полностью зависят от помощи окружающих при совершении гигиенических процедур [4].

Во-вторых, это непростая задача для специалистов, так как в современной специальной педагогике представлено очень мало методик и адаптивных техник для развития навыков личной гигиены у названной категории детей.

Остановимся более подробно на особенностях формирование навыков соблюдения личной гигиены в условиях ГКУ ЦСПР. К навыкам личной гигиены мы отнесли мытье под душем (в ванне), пользование шампунем и зубной щеткой, вытирание полотенцем. В нашем учреждении группы воспитанников формируются в соответствии с возрастом и полом. В группе, в которой мы проводим нашу работу, находятся девочки со сложной структурой дефекта в возрасте 8–9 лет. Категории психофизического состояния (диагнозы) воспитанниц группы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Структура дефекта воспитанниц

Воспитанницы

Дата рождения

Диагноз

1.

Ева Ш.

27.08.2011

F -71, 88; Детский аутизм

2.

Александра Г.

24.01.2012

F — 72, 04, ДЦП. Двойная гемиплегия

3.

Елизавета Р.

10.01.2012

F — 71, 04; ДЦП. Спастический тетрапарез

4.

Альбина В.

04.05.2012

F — 72, 84; Детский аутизм

5.

Елизавета Л.

04.03.2011

F — 72, 04; Миопия средней степени

6.

Дарья М.

25.07.2012

F — 72, 84; Детский аутизм

У 50 % девочек нашей группы имеются особенности поведения. У всех системное недоразвитие речи разной степени выраженности.

Мы проконсультировались с медицинским персоналом нашего учреждения с целью исключения такой особенности у девочек как пониженная температурная чувствительность. Так как мы должны знать, способны ли все наши воспитанницы почувствовать или реагировать на слишком горячую/холодную воду при мытье. Осмотр девочек нашей группы подобной особенности не выявил.

Коммуникативная функция искажена и представлена только в области обеспечения базовых потребностей (попить, поесть) и оформлена в виде ограниченного набора жестов и заменителей слов (вокализации и т. п.). У 66 % девочек экспрессивная речь отсутствует.

Координация движений на разном уровне нарушена — затруднены движения тонкой и мелкой моторики. Произвольное повторение и удержание, переключение статических поз практически невозможно без помощи со стороны. У 33 % воспитанниц группы вследствие наличия ДЦП в структуре дефекта двигательные возможности сильно ограничены.

Мышление конкретное или имеет прямой характер, непоследовательное, тугоподвижное. Малознакомые действия выполняются в большей мере с подсказкой. Подсказка не дополняется, не трансформируется, не обобщается, самостоятельные причинно-следственные связи не образуются. Обобщение происходит с большим трудом, чаще ситуативно.

Воспитанницы достаточно сложно и долго приспосабливаются (адаптируются) к условиям образовательного учреждения и учебно-воспитательному процессу. Коррекционная работа с такой категорией детей в значительной степени в силу различных обстоятельств затруднена.

Таким образом, обобщённая характеристика позволяет констатировать у наших воспитанниц низкий уровень развития адаптационных, когнитивных, социализирующих процессов, требующий больших усилий и контроля со стороны окружающих, а также длительность и сложность работы с данной категорией детей. Но и подчёркивает острую необходимость проведения данной работы.

Очень важно, чтобы при развитии навыка личной гигиены соблюдались постоянство и систематичность. Поэтому все действия педагогов были обсуждены с родителями девочек и получали поддержку (закрепление) в домашних условиях. Родителям так же были даны рекомендации по облегчению процедуры личной гигиены. Например, мы говорили о необходимости выбора для некоторых девочек такой стрижки (прически), за которой она сможет ухаживать самостоятельно (не нужно заплетать в косы или закреплять заколками).

В процессе формирования навыков личной гигиены необходимо использовать: демонстрацию реальных предметов (например, зубная щетка, шампунь, полотенце и т. п.), демонстрацию иллюстративно-изобразительного материала (например, карточку с изображением девочки, которая принимает душ). Большое внимание необходимо уделять использованию практических методов и приемов обучения: упражнения как многократное повторение практических действий; наглядно-действенный показ (способа действия) как прием обучения; дидактическая игра; наглядно-практический метод моделирования, как процесс создания модели и ее использование для формирования, например, навыка мытья головы.

Ежедневная работа с данной категорией детей по развитию у них навыков личной гигиены подвигла нас на упрощение их освоения. Например, вместо кускового мыла мы используем гель для душа во флаконе с дозатором. Очень часто вместо обычной мочалки девочки пользуются поролоновыми или махровыми варежками, которые застегиваются на запястье при помощи липучки.

В нашем учреждении обязательно соблюдаются меры предосторожности при осуществлении процедур личной гигиены. Например, ванны оборудованы поручнями, на дно ванны и рядом с ней размещаются нескользящие протекторы, чтобы девочки не поскользнулись, выходя из ванны. Для того, чтобы некоторые воспитанницы могли мыться сидя, не рискуя упасть, в ванну ставим сиденье.

Для воспитанниц, в структуре дефекта которых есть ДЦП, мы предлагаем щетки для тела и для волос с длинными ручками. Часто в практической ежедневной работе мы используем объемные ручки с нескользящей поверхностью для расчесок, зубных щеток, которые проще держать в руках.

При формировании навыков личной гигиены кроме адаптации и применении вспомогательных приспособлений мы используем такую технологию, как визуальная подсказка. Включая средства визуальной поддержки в режимные моменты, в процесс формирования навыков личной гигиены, мы учитывали особенности детей со сложной структурой дефекта, длительный период формирования умений и навыков, комплексность и системность формирования вышеназванных умений, необходимость создания развивающей среды [1].

Например, визуальная подсказка «Я принимаю душ» представлена в виде нескольких шагов, которые выполняют воспитанницы во время пользования душем.

  1. Войди в ванную.
  2. Сними одежду.
  3. Включи воду, установи приятную температуру воды.
  4. Встань под душ.
  5. Нанеси на волосы шампунь.
  6. Потри волосы.
  7. Смой шампунь.
  8. Вымой кожу с мылом (гелем).
  9. Смой мыло (гель).
  10. Выключи воду.
  11. Вытри кожу с помощью полотенца.
  12. Повесь полотенце.
  13. Надень чистую одежду.
  14. Убери грязную одежду.

При формировании навыков личной гигиены мы сталкиваемся и с проблемой безопасности, с проблемой личной сферы. Наши воспитанницы не могут ухаживать за собой без помощи взрослых, они привыкли к постоянной поддержки со стороны воспитателя и его помощников (а дома — родителей), к тому, что они не имеют практически никакого контроля над тем, кто видит их тело, кто прикасается к нему. При формировании навыков личной гигиены мы стараемся объяснить девочкам различия между общественным (публичным) и личным (интимным). Нам важно, чтобы каждая воспитанница понимала, что ее тело принадлежит только ей, именно она контролирует и решает, что с ним делать. Формирование навыков безопасности очень сложный и деликатный вопрос. Но он очень важен, поэтому мы используем социальные истории, из которых девочки узнают о личных границах, о умении говорить «нет» и т. п. [3]. Конечно, важную роль при этом играют родители. Поэтому мы проводим семинары, собрания, на которых подробно объясняем, как и зачем следует формировать навык безопасности. Но в данной статье мы не ставили целью подробно останавливаться на обучении в этой сфере.

В дальнейшем по мере взросления наших воспитанниц мы планируем формирование новых гигиенических потребностей, например, пользование дезодорантом, гигиена во время менструации и пр.

Опираясь на современные исследования в области коррекционной педагогики и практический опыт специалистов, работающих с детьми со сложной структурой дефекта, мы придерживаемся положения, что у вышеназванной категории детей при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи, при создании и использовании развивающей среды, при включении в коррекционно-воспитательный процесс современных средств, пособий и игр могут быть сформированы навыки личной гигиены.

Литература:

1. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом / Марлен Дж. Коэн, Питер Ф. Герхард; пер. с англ. У. Жарниковой; науч. ред. С. Анисимова. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018.

2. Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. — 2-е изд. / Кэти Хайдт и др. — М.: Теревинф, 2018.

3. 100 историй о правилах общения и безопасного поведения для детей с аутизмом: Иллюстрированное пособие для совместного чтения родителей и их детей с РАС (с формами для сбора данных) / Макото Шибутани; пер. с англ. У. Жарниковой; науч. ред. С. Анисимова. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2020.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г.

Похожие статьи

Формирование навыков коллективного взаимодействия у детей, имеющих комплексные нарушения развития

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Особенности формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей со сложной структурой дефекта

Развитие изобразительных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Визуальная поддержка для развития культурно-гигиенических навыков у детей со сложной структурой дефекта

Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблема социально-психологической адаптации детей с перинатальным поражением нервной системы

Похожие статьи

Формирование навыков коллективного взаимодействия у детей, имеющих комплексные нарушения развития

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Особенности формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей со сложной структурой дефекта

Развитие изобразительных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Визуальная поддержка для развития культурно-гигиенических навыков у детей со сложной структурой дефекта

Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблема социально-психологической адаптации детей с перинатальным поражением нервной системы