Развитие навыков личной гигиены у детей со сложной структурой дефекта развития
Автор: Мельник Татьяна Петровна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 23.01.2021
Статья просмотрена: 69 раз
Библиографическое описание:
Мельник, Т. П. Развитие навыков личной гигиены у детей со сложной структурой дефекта развития / Т. П. Мельник. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16346/ (дата обращения: 17.12.2024).
Соблюдение правил личной гигиены имеет огромное значение как для здоровья, так и с точки зрения жизни в обществе [2]. Это особенно важно для детей со сложной структурой дефекта. В нашей статье под сложной структурой дефекта мы будем понимать сочетание двух или нескольких первичных психофизических нарушений у одного ребенка, которые образует новую, сложную структуру нарушений развития (Л. С. Выготский, М. Г. Блюмина, Н. М. Назарова, М. С. Певзнер и др.).
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) у детей со сложной структурой дефекта необходимо развивать стремление вести здоровый образ жизни [4]. И одной из задач этого направления является формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены.
Специалисты, и в первую очередь, воспитатели должны помочь воспитанникам со сложной структурой дефекта научиться ухаживать за собой в полную меру своих возможностей и способностей.
Данная проблема очень актуальна. Во-первых, наш собственный педагогический опыт и опыт коллег по формированию навыков личной гигиены у детей вышеназванной категории, результаты диагностических исследований по сформированности данных навыков, показывают, что воспитанники со сложной структурой дефекта испытывают различные по сложности проблемы в соблюдении правил личной гигиены. К таким трудностям можно отнести нарушение памяти, мышление, ограниченное восприятие обращенной к ним речи. Многие дети полностью зависят от помощи окружающих при совершении гигиенических процедур [4].
Во-вторых, это непростая задача для специалистов, так как в современной специальной педагогике представлено очень мало методик и адаптивных техник для развития навыков личной гигиены у названной категории детей.
Остановимся более подробно на особенностях формирование навыков соблюдения личной гигиены в условиях ГКУ ЦСПР. К навыкам личной гигиены мы отнесли мытье под душем (в ванне), пользование шампунем и зубной щеткой, вытирание полотенцем. В нашем учреждении группы воспитанников формируются в соответствии с возрастом и полом. В группе, в которой мы проводим нашу работу, находятся девочки со сложной структурой дефекта в возрасте 8–9 лет. Категории психофизического состояния (диагнозы) воспитанниц группы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Структура дефекта воспитанниц
№ |
Воспитанницы |
Дата рождения |
Диагноз |
1. |
Ева Ш. |
27.08.2011 |
F -71, 88; Детский аутизм |
2. |
Александра Г. |
24.01.2012 |
F — 72, 04, ДЦП. Двойная гемиплегия |
3. |
Елизавета Р. |
10.01.2012 |
F — 71, 04; ДЦП. Спастический тетрапарез |
4. |
Альбина В. |
04.05.2012 |
F — 72, 84; Детский аутизм |
5. |
Елизавета Л. |
04.03.2011 |
F — 72, 04; Миопия средней степени |
6. |
Дарья М. |
25.07.2012 |
F — 72, 84; Детский аутизм |
У 50 % девочек нашей группы имеются особенности поведения. У всех системное недоразвитие речи разной степени выраженности.
Мы проконсультировались с медицинским персоналом нашего учреждения с целью исключения такой особенности у девочек как пониженная температурная чувствительность. Так как мы должны знать, способны ли все наши воспитанницы почувствовать или реагировать на слишком горячую/холодную воду при мытье. Осмотр девочек нашей группы подобной особенности не выявил.
Коммуникативная функция искажена и представлена только в области обеспечения базовых потребностей (попить, поесть) и оформлена в виде ограниченного набора жестов и заменителей слов (вокализации и т. п.). У 66 % девочек экспрессивная речь отсутствует.
Координация движений на разном уровне нарушена — затруднены движения тонкой и мелкой моторики. Произвольное повторение и удержание, переключение статических поз практически невозможно без помощи со стороны. У 33 % воспитанниц группы вследствие наличия ДЦП в структуре дефекта двигательные возможности сильно ограничены.
Мышление конкретное или имеет прямой характер, непоследовательное, тугоподвижное. Малознакомые действия выполняются в большей мере с подсказкой. Подсказка не дополняется, не трансформируется, не обобщается, самостоятельные причинно-следственные связи не образуются. Обобщение происходит с большим трудом, чаще ситуативно.
Воспитанницы достаточно сложно и долго приспосабливаются (адаптируются) к условиям образовательного учреждения и учебно-воспитательному процессу. Коррекционная работа с такой категорией детей в значительной степени в силу различных обстоятельств затруднена.
Таким образом, обобщённая характеристика позволяет констатировать у наших воспитанниц низкий уровень развития адаптационных, когнитивных, социализирующих процессов, требующий больших усилий и контроля со стороны окружающих, а также длительность и сложность работы с данной категорией детей. Но и подчёркивает острую необходимость проведения данной работы.
Очень важно, чтобы при развитии навыка личной гигиены соблюдались постоянство и систематичность. Поэтому все действия педагогов были обсуждены с родителями девочек и получали поддержку (закрепление) в домашних условиях. Родителям так же были даны рекомендации по облегчению процедуры личной гигиены. Например, мы говорили о необходимости выбора для некоторых девочек такой стрижки (прически), за которой она сможет ухаживать самостоятельно (не нужно заплетать в косы или закреплять заколками).
В процессе формирования навыков личной гигиены необходимо использовать: демонстрацию реальных предметов (например, зубная щетка, шампунь, полотенце и т. п.), демонстрацию иллюстративно-изобразительного материала (например, карточку с изображением девочки, которая принимает душ). Большое внимание необходимо уделять использованию практических методов и приемов обучения: упражнения как многократное повторение практических действий; наглядно-действенный показ (способа действия) как прием обучения; дидактическая игра; наглядно-практический метод моделирования, как процесс создания модели и ее использование для формирования, например, навыка мытья головы.
Ежедневная работа с данной категорией детей по развитию у них навыков личной гигиены подвигла нас на упрощение их освоения. Например, вместо кускового мыла мы используем гель для душа во флаконе с дозатором. Очень часто вместо обычной мочалки девочки пользуются поролоновыми или махровыми варежками, которые застегиваются на запястье при помощи липучки.
В нашем учреждении обязательно соблюдаются меры предосторожности при осуществлении процедур личной гигиены. Например, ванны оборудованы поручнями, на дно ванны и рядом с ней размещаются нескользящие протекторы, чтобы девочки не поскользнулись, выходя из ванны. Для того, чтобы некоторые воспитанницы могли мыться сидя, не рискуя упасть, в ванну ставим сиденье.
Для воспитанниц, в структуре дефекта которых есть ДЦП, мы предлагаем щетки для тела и для волос с длинными ручками. Часто в практической ежедневной работе мы используем объемные ручки с нескользящей поверхностью для расчесок, зубных щеток, которые проще держать в руках.
При формировании навыков личной гигиены кроме адаптации и применении вспомогательных приспособлений мы используем такую технологию, как визуальная подсказка. Включая средства визуальной поддержки в режимные моменты, в процесс формирования навыков личной гигиены, мы учитывали особенности детей со сложной структурой дефекта, длительный период формирования умений и навыков, комплексность и системность формирования вышеназванных умений, необходимость создания развивающей среды [1].
Например, визуальная подсказка «Я принимаю душ» представлена в виде нескольких шагов, которые выполняют воспитанницы во время пользования душем.
- Войди в ванную.
- Сними одежду.
- Включи воду, установи приятную температуру воды.
- Встань под душ.
- Нанеси на волосы шампунь.
- Потри волосы.
- Смой шампунь.
- Вымой кожу с мылом (гелем).
- Смой мыло (гель).
- Выключи воду.
- Вытри кожу с помощью полотенца.
- Повесь полотенце.
- Надень чистую одежду.
- Убери грязную одежду.
При формировании навыков личной гигиены мы сталкиваемся и с проблемой безопасности, с проблемой личной сферы. Наши воспитанницы не могут ухаживать за собой без помощи взрослых, они привыкли к постоянной поддержки со стороны воспитателя и его помощников (а дома — родителей), к тому, что они не имеют практически никакого контроля над тем, кто видит их тело, кто прикасается к нему. При формировании навыков личной гигиены мы стараемся объяснить девочкам различия между общественным (публичным) и личным (интимным). Нам важно, чтобы каждая воспитанница понимала, что ее тело принадлежит только ей, именно она контролирует и решает, что с ним делать. Формирование навыков безопасности очень сложный и деликатный вопрос. Но он очень важен, поэтому мы используем социальные истории, из которых девочки узнают о личных границах, о умении говорить «нет» и т. п. [3]. Конечно, важную роль при этом играют родители. Поэтому мы проводим семинары, собрания, на которых подробно объясняем, как и зачем следует формировать навык безопасности. Но в данной статье мы не ставили целью подробно останавливаться на обучении в этой сфере.
В дальнейшем по мере взросления наших воспитанниц мы планируем формирование новых гигиенических потребностей, например, пользование дезодорантом, гигиена во время менструации и пр.
Опираясь на современные исследования в области коррекционной педагогики и практический опыт специалистов, работающих с детьми со сложной структурой дефекта, мы придерживаемся положения, что у вышеназванной категории детей при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи, при создании и использовании развивающей среды, при включении в коррекционно-воспитательный процесс современных средств, пособий и игр могут быть сформированы навыки личной гигиены.
Литература:
1. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом / Марлен Дж. Коэн, Питер Ф. Герхард; пер. с англ. У. Жарниковой; науч. ред. С. Анисимова. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018.
2. Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. — 2-е изд. / Кэти Хайдт и др. — М.: Теревинф, 2018.
3. 100 историй о правилах общения и безопасного поведения для детей с аутизмом: Иллюстрированное пособие для совместного чтения родителей и их детей с РАС (с формами для сбора данных) / Макото Шибутани; пер. с англ. У. Жарниковой; науч. ред. С. Анисимова. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2020.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г.