Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности
Автор: Звендинова Александра Леонидовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 11.12.2019
Статья просмотрена: 163 раза
Библиографическое описание:
Звендинова, А. Л. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности / А. Л. Звендинова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15511/ (дата обращения: 25.12.2024).
Эмоциональность — важнейшая составляющая жизни дошкольника, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка. Развитие эмоций ребенка возможно на любом этапе, но особенно актуально решение данной проблемы в период дошкольного возраста, когда ребенок развивается физически и психически, учится взаимодействовать со сверстниками и, в то же время, учится сопереживать близким людям, лучше понимать их поведение и поступки.
Эмоции играют важную роль психическом и социальном развитии ребенка. Они имеют непосредственное отношение к развитию мотивации, потребностей, интересов, развитию познавательной сферы и самосознания ребенка. Развитие эмоциональной сферы ребенка обусловлено рядом факторов, но самым значимым является социально-культурное окружение ребенка. Необходимым средством осознания ребенком своих эмоций, переживаний является их вербализация.
Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями в развитии (нарушениями зрения, слуха, психического развития, речи и др.) является предметом пристального внимания в коррекционной педагогике, поскольку первичный дефект часто обусловливает появление вторичных дефектов (отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии и др.), проявлениями которых являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для развития эмоциональной сферы. Едва ли не самыми большими возможностями в плане развития эмоций обладает музыкальное искусство. Взаимодействие детей с искусством помогает ребенку понимать свои собственные эмоции и чувства, выражать их звуками, красками, движениями, словом.
Взаимодействие ребенка с музыкой не только обогащает и развивает эмоции, но и влечет за собой самопознание своих собственных чувств и переживаний. А. В. Торопова вывела и представила следующую формулу: «от осознания музыкальных эмоций и переживаний к осознанию собственных чувств и аффективных состояний». В своей монографии об этом пишет И. В. Груздова: «музыка есть эмоциональное познание, но требующее активной работы как чувств, так и мысли». Из этого следует то, что развитие эмоциональности развивает человека в целом, делает его более чутким, глубоким.
Эмоциональная отзывчивость на музыку, эмпатийность, развивающаяся в процессе музыкальной деятельности дают ребенку возможность не только более четко распознавать свои эмоции, но и эмоциональные состояния и чувства других людей.
Музыкальная педагогика обладает большим арсеналом средств и методов развития у ребенка-дошкольника эмоциональной отзывчивости на музыку и — шире — эмоциональной сферы в целом. Наряду с вербальными методами («Словарь эстетических эмоций» и др.) широко используются невербальные: пластическое интонирование, цветовое моделирование, музыкальные драматизации, вокализация мелодии, а также разнообразные наглядные средства. Во многом этому способствует наглядность, и не только в виде пособий, но и манера исполнения музыкальных произведений, движения рук при игре на инструменте, мимика, взгляд педагога на детей во время исполнения песни.
Использование педагогом различных видов деятельности, направленных на развитие эмоций, беседы о содержании музыкального произведения, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку.
П. М. Якобсон отмечает, что поведение окружающих ребенка людей во время переживания чего-либо является критерием его собственного поведения при подобных переживаниях. Эмоциональное состояние ребенка вызывается не внутренней оценкой, а соответствующими оценочными суждениями взрослого. Следовательно, есть основание говорить о том, что на этапе дошкольного детства общение со взрослым помогает ему прочувствовать красоту музыкального произведения и осмыслить его содержание, дает толчок для самовыражения ребенка.
Приобщаясь к миру искусства, сопереживая его содержанию, ребенок открывает для себя гамму чувств, эмоций, осознавая которые, он испытывает потребность нового общения с музыкой, что, в свою очередь, развивает его человеческие качества, такие как отзывчивость, доброту и открытость. И помогает ему в этом взрослые. Необходимость личностного общения в развитии эмоциональной сферы обусловлено и тем, что в дошкольном детстве изменения, происходящие в этой сфере, влияют на систему отношений его с окружающим миром и людьми. У детей задолго до понимания своих собственных эмоций формируется отношение к миру, людям, явлениям адекватное его ближайшему окружению.
Развитие эмоций дошкольников происходит во всех видах музыкальной деятельности: певческой, музыкально-ритмической, инструментальной, в процессе слушания музыки.
Анализ методических работ показывает, что музыкальная педагогика обладает большим арсеналом средств и методов развития эмоциональной сферы ребенка, обогащения эмоций ребенка: детям предлагаются музыкальные произведения, различные по образному содержанию, настроению; учат различать (распознавать) не только общее настроение музыки (так называемый ведущий признак), но и оттенки эмоций. Вводят новые слова-определения: ласково, нежно, мягко и др. Объясняют их значение, привлекают наглядность для лучшего их усвоения и осознания; учат детей анализировать свои эмоциональные впечатления о прослушанной музыке, высказывать элементарные суждения о музыке.
Исследования в области развития у детей эмоциональной отзывчивости на музыку свидетельствуют, что детям легче воспринимать музыку посредством движений. Выразительные движения детей в процессе общения с музыкальными произведениями выполняют функцию помощника. С. Л. Рубинштейн отмечает, что движение не только выражает уже сформированные переживания, но и само, включаясь в процесс, формирует это переживание.
Также более глубокому восприятию музыки способствуют и эмоционально-образные определения характера музыки, а также вербализация ребенком своих эмоциональных состояний, испытываемых в процессе слушания музыки. Выраженные в словесной форме чувства, переживания, вызванные у ребенка прослушанной музыкой, содействуют полноте ее восприятия.
Для детей дошкольного возраста необходима наглядность (игрушки, иллюстрации, методические пособия), с детьми старшего дошкольного возраста бывает очень полезна беседа, которая заставляет их задуматься, с помощью наводящих вопросов педагога открыть для себя что-то новое. И. В. Груздова ссылается на педагогические исследования и отмечает, что «мимикой человеческого лица, интонацией голоса и пластикой жеста возможно дополнить выразительность музыкальных интонаций и тем самым внести элемент наглядности в процесс восприятия музыкального образа». Также отмечает важность взгляда, передающего эмоциональную окраску, встреча глазами с детьми. По мнению И. В. Артемьевой, педагог, исполняя музыкальное произведение, должен иметь возможность смотреть на детей, как бы общаясь с ними во время звучания музыки, наблюдая их реакцию. Таким образом, педагог тоже несет в себе некую наглядность, ведь эмоциональное общение со взрослым раскрывает содержательный смысл музыкального произведения, выступая главным механизмом и движущей силой развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Исследование эмоциональных состояний детей, испытываемых ими в ситуации восприятия музыки, свидетельствуют, что дети младшего дошкольного возраста выделяют, как правило, один ведущий признак характера музыки — «весело», «грустно». По мере освоения музыкального опыта, развития дифференцированного восприятия музыки (умения различать средства музыкальной выразительности) дети начинают различать оттенки настроения музыки.
Эмоциональный опыт, накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и понимать различные музыкальные произведения. Таким образом, роль эмоций в музыкальном развитии, образовании первостепенна. Она заключается в воздействии на внутренний мир личности и систему отношений человека к жизни, к искусству, к творчеству.
Литература:
1. Бочкарев Л. Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт. дисс. в 2 т. — КГУ, К., 1990. — 101 с.
2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
3. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология — М., 2003. — 420 с.
4. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 160 с.
5. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. — 2005 — № 5
6. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М., 2003–176 с.