Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами театрализованной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурцева, Т. В. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами театрализованной деятельности / Т. В. Бурцева, Г. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7314/ (дата обращения: 16.11.2024).

На современном этапе, в мире телевизоров и компьютеров дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, значительно обедняя свою чувственную сферу. Дошкольники стали менее отзывчивыми к чувствам других, возросло количество агрессивных и эмоционально неустойчивых детей. Будущие первоклассники испытывают серьезные трудности в налаживании доброжелательных отношений с товарищами.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, это проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Особую значимость данная проблема приобретает в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В целевых ориентирах дана социальная и психологическая характеристика личности ребенка на завершающем этапе: это способность ребенка обладать развитым воображением, фантазией, проявлять творческие способности. Ребенок открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим людям.

Актуальность заключается в формировании у дошкольников внутреннего эмоционального благополучия, способствующего внешнему проявлению эмоций, адресованных другим людям.

Развлечение «Путешествие в Африку».

Цель:

-         вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;

-         воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу.

Стало пасмурно, небо заволокло тучами, солнышко все реже выглядывает и греет нас своими лучами. А так хочется снова вернуться в лето. Интересно, а есть ли какие-то способы вернуть лето и хорошее настроение?

(Ответы детей).

Помните, как это сделали наши любимые мультяшки Смешарики? (Они подвесили на дерево солнце из фанеры и устроили у себя настоящую Африку).

А почему бы нам при помощи волшебства не перенестись в Африку и добыть там немного солнышка для нас? Нам помогут волшебные слова: пар-дар-жар, мир-пир-тир, хор-бор-двор, бурка-Мурка-шкурка. (Повторили 2 раза, но ничего не происходит.)

Как же мы не догадались, волшебные слова действуют только на Смешариков! Что же нам делать? (Представить себя Смешариками.)

И в этом нам поможет волшебный мир театра. Он позволяет людям перевоплощаться в разных персонажей.

А скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на Бараша,

На Нюшу или на Лосяша?

(Ответы детей.)

Правильно, костюмы! В этом нам поможет наш волшебный сундучок. (Достаем красочно оформленный сундучок, заглядываем в него.)

Вот незадача! Все театральные маски стали безликими, потеряли свои лица. Нужно нам постараться и собрать их.

Посмотрите на маски. Мы видим, что это маски Смешариков. Мы узнаем каждого героя, но определить его характер, настроение мы не можем. Что же мешает нам это сделать? Давайте отправимся в нашу мастерскую и попытаемся каждому герою подобрать его характерные детали.

(Обращаясь к каждому из детей, задаем вопрос: «Чью роль ты хотел бы сегодня исполнить?». Дети садятся за столы и по инструкции из фрагментов собирают маски Смешариков.)

Задаются вопросы проблемного плана:

— Как ты думаешь, какой характер у твоего героя? Как ты это понял? Как ты можешь это показать или передать? Каким голосом он разговаривает? Какая у него мимика на лице? Он подвижный или медлительный, любит смеяться или грустить?

Воспитатель:

Что за чудные зверята,

Круглые, как шарики!

Мне скажите по секрету,

Как вас зовут?

(Все вместе отвечают).

Крош.

Я — Крош, не встречали вы шире натуры:

Я, «ёлки-иголки», люблю авантюры!

 

Нюша.

Я — Нюша, часто говорят,

Что мне к лицу любой наряд...

 

Ёжик.

Я — Ёжик, «так сказать», люблю покой,

И обещания держу. Да, я такой.

 

Лосяш.

Я — Лосяш, исследую всё досконально,

Так много всего, что «Феноменально!»

 

Бараш.

Я — Бараш, лирический поэт,

Я рифмую свет и винегрет.

 

Копатыч.

Я — Копатыч, мудрый садовод,

Друг надёжный, обожаю мёд.

 

Кар-Карыч.

Я — старый Кар-Карыч, мне всё по плечу,

Дано — научить, и я научу!

 

Совунья.

Я — Совунья, всегда за здоровьем слежу,

На зарядку смешариков рано бужу.

 

Пин.

Я — инженер-изобретатель Пин,

Я «обожать изобретать машинъ»!

 

Чтобы стать настоящим сказочным героем, не достаточно просто надеть костюм.

Без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что поможет здесь, друзья?

(Ответы детей.)

Бывает, без сомненья,

Разное выраженье.

А какие же чувства может выражать человек с помощью мимики лица? У нас есть чудесный мимический куб, с помощью которого мы сыграем в игру «Покажи настроение». Покажите-ка мне «улыбку», «испуг», «удивление», «страх», «радость»…

А как же мы попадем в Африку? Малыш Би-Би с далекого Марса передал мне волшебное покрывало, сотканное из кусочков неба и лунного (звездного) света. Оно поможет нам переместиться туда, где круглый год лето и нет зимы. Там мы насладимся нашим любимым солнышком.

(Звучит волшебная или космическая музыка, дети садятся на корточки и накрываются покрывалом. Произносят волшебные слова «пар-дар-жар, мир-пир-тир, хор-бор-двор, бурка-Мурка-шкурка». Воспитатель в это время переодевается в вождя племени, убирает ширму и встречает детей на поляне перед костром.)

Вождь: Аум-м-м-м-м, гости дорогие! Я — вождь этого острова — приветствую вас. «Аум-м-м-м-м» по-нашему значит «Здравствуйте!». На нашем острове меня принято приветствовать так: присесть на корточки, поднять руки вверх и откинув голову назад громко сказать: «И-о-о-о», я вам отвечу «Аум-м-м-м».

Вождь: Ба! Да это же знаменитые Смешарики! Мы наслышаны о вас, и все жители нашего острова очень вас любят. Но что же привело вас к нам?

(Ответы детей.)

Рад бы вам помочь, но у нас третий день идут дожди. Грозовая туча проглотила наше солнце. Я знаю, как прогнать эту тучу, но не знаю, согласитесь ли вы помочь мне.

(Что мы должны делать?)

Вождь: Вы должны устроить такую пляску, чтобы своим весельем прогнать угрюмую тучу. Но просто так она нам солнце не отдаст. Люди нашего племени наносят на лицо боевую раскраску, надевают самые лучшие свои украшения и танцуют возле костра.

Перевоплощение в островитян. Дети раскрашивают друг другу лица, надевают украшения и танцую под музыку из мультфильма «Мадагаскар».

Вождь: Мы так здорово повеселились, что туча разозлилась и ушла и солнце к нам вернулось. Спасибо, дорогие Смешарики, за вашу помощь. Солнце наше я вам, конечно, не отдам. Но вот солнечными фруктами я вас угощу. Что это за фрукты?

Вот ваше волшебное покрывало. Произносите волшебные слова и в добрый путь!

(Звучит волшебная или космическая музыка, дети садятся на корточки и накрываются покрывалом. Произносят волшебные слова «пар-дар-жар, мир-пир-тир, хор-бор-двор, бурка-Мурка-шкурка». Воспитатель в это время снимает костюм вождя племени, закрывает ширму и встречает детей возле домиков Смешариков).

Воспитатель: Дорогие Смешарики, я вас не узнаю! Вы, наверное, побывали в интересной стране? (Ответы детей.) Удалось ли вам найти лето? А кусочек солнца привезли? (Нет, но мы привезли подарок от вождя — солнечные фрукты.) Я очень за вас рада. Поделитесь своим солнышком со всеми.

Основные термины (генерируются автоматически): Ответ детей, Африка, ребенок, вождь, друг, космическая музыка, маска Смешариков, слово, Смешарик, солнце.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с помощью художественной литературы

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности

Развитие познавательной активности дошкольников средствами игр логико-математического содержания

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников с задержкой психического развития

Похожие статьи

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с помощью художественной литературы

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности

Развитие познавательной активности дошкольников средствами игр логико-математического содержания

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников с задержкой психического развития