Цель: развитие творческих способностей детей посредством драматизации сказки «Бычок — Смоляной бочок».
Задачи:
Образовательные: закрепить знание содержания сказки «Бычок — Смоляной бочок», формировать умение передавать характеры персонажей через мимику, жесты и интонации. Совершенствовать навыки связной речи, расширять словарный запас.
Развивающие: развивать воображение, фантазию, творческое мышление, память, внимание. Стимулировать интерес к театрализованной деятельности. Развивать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в коллективе.
Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству, формировать положительные взаимоотношения между детьми, умение слушать и уважать мнение других. Воспитывать доброжелательность, сочувствие, взаимопомощь.
Оборудование и материалы:
Кукла Бычка — Смоляного Бочка.
Декорации: домик Бабушки, лес (деревья, кусты).
Костюмы или элементы костюмов для персонажей сказки: Бабушки, Медведя, Волка, Лисы, Зайца.
Музыкальное сопровождение: спокойная мелодия для начала занятия, веселая мелодия для физкультминутки, музыка для создания атмосферы леса.
Следы животных (вырезанные из картона).
Маски животных.
Корзинка с угощениями (печенье или фрукты).
Платочки для игры «Жмурки».
Ход занятия
Вводная часть
Дети входят в группу, оформленную в виде сказочного леса. Их встречает воспитательница, одетая в костюм Лесной Феи.
Воспитатель: Здравствуйте, мои маленькие друзья! Посмотрите, куда мы с вами попали! Кажется, мы очутились в самом настоящем сказочном лесу. А вы любите сказки? (Воспитатель смотрит на детей, ожидая ответа).
Дети: Да!
Воспитатель: Я тоже очень люблю сказки! А хотите отправиться в путешествие по одной очень интересной сказке? Но чтобы узнать, в какую именно, отгадайте загадку:
Из соломы он сделан ловко,
Весь смолой обмазан он.
С ним хитрецы не справятся просто,
Не поймают его в полон!
Дети: Бычок — Смоляной бочок!
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Сегодня мы с вами отправимся в сказку про Бычка — Смоляного Бочка. Но сначала, давайте познакомимся с главным героем! (Воспитатель достает из-за дерева куклу Бычка — Смоляного Бочка).
Воспитатель: Здравствуй, Бычок — Смоляной бочок! Ребята, давайте поздороваемся с ним!
Дети: Здравствуй, Бычок — Смоляной бочок!
Воспитатель: Бычок — Смоляной бочок очень рад с вами познакомиться! Он приглашает нас в свою сказку, чтобы мы помогли ему пережить все приключения. Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Отлично! Тогда отправляемся в путь! Но дорога в сказку нелегкая, нам нужно будет пройти через волшебный лес. Смотрите, здесь чьи-то следы! (Воспитатель обращает внимание детей на следы животных, выложенные на полу). Давайте пойдем по следам и посмотрим, куда они нас приведут!
Основная часть
Станция «Лесные Следы»:
Дети идут по следам животных, называя их.
Воспитатель: Чьи это такие большие следы? (Показывает на большие отпечатки лап).
Дети: Медведя!
Воспитатель: А эти маленькие, прыгающие?
Дети: Зайца!
Воспитатель: Правильно! А вот эти, хитренькие?
Дети: Лисы!
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично знаете лесных жителей! Эти следы привели нас к домику Бабушки.
Станция «Домик Бабушки»:
Дети подходят к декорации домика.
Воспитатель: Вот и домик Бабушки! Давайте вспомним, что случилось дальше в сказке? Бабушка сделала Бычка — Смоляного Бочка, чтобы он пас коров. И что произошло, когда Бычок — Смоляной бочок пошел пасти коров?
Дети: К нему подошел Медведь!
Воспитатель: Правильно! Давайте выберем, кто у нас будет играть Медведя! (Воспитатель выбирает ребенка на роль Медведя, надевает ему маску медведя).
Воспитатель: (Обращаясь к ребенку в маске Медведя): Ну что, Медведь, иди к Смоляному Бычку и попроси его! (Показывает как нужно говорить).
Ребенок-Медведь: Здравствуй, Бычок — Смоляной бочок! Дай мне смолы!
Воспитатель: А Бычок — Смоляной бочок что ответил? (Помогает ребенку).
Ребенок-Медведь: Иди прочь!
Воспитатель: И что случилось с Медведем?
Дети: Он прилип!
Воспитатель: Давайте покажем, как Медведь прилип к Бычку — Смоляному Бочку! (Дети имитируют движения прилипающего Медведя).
Воспитатель: Вот видите, ребята, жадность до добра не доводит! А кто еще приходил к Бычку — Смоляному Бочку?
Дети: Волк, Лиса и Заяц!
Воспитатель: Правильно! Давайте выберем, кто у нас будет играть Волка, Лису и Зайца! (Воспитатель выбирает детей на роли Волка, Лисы и Зайца, надевает им маски).
Воспитатель: (Проводит драматизацию сказки, помогая детям произносить реплики, используя маски и элементы костюмов. Дети разыгрывают сцены с Волком, Лисой и Зайцем, которые прилипают к Бычку — Смоляному Бочку).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с ролями! А теперь, давайте немного отдохнем!
Физкультминутка «Лесная Зарядка»:
Под веселую музыку дети выполняют движения, имитирующие лесных животных.
Воспитатель: А теперь давайте сделаем лесную зарядку!
Воспитатель: Как ходит медведь? Покажите! (Дети ходят по группе, переваливаясь с ноги на ногу, как медведи).
Воспитатель: А как прыгает зайчик? Покажите! (Дети прыгают по группе, как зайчики).
Воспитатель: А как крадется лисичка? Покажите! (Дети крадутся по группе, как лисички).
Воспитатель: А как воет волк? Покажите! (Дети воют, как волки).
Воспитатель: Отлично! Вы настоящие лесные жители!
Станция «Жмурки с Бабушкой»:
Воспитатель: Смотрите, а вот и Бабушка! Она хочет с нами поиграть в жмурки! Но сначала нужно закрыть глазки! (Воспитатель играет с детьми в жмурки, используя платочки).
Воспитатель: (После игры) Какие вы ловкие и быстрые! Бабушке очень понравилось с вами играть! А теперь давайте вспомним, как Бычок — Смоляной бочок помог Бабушке!
Дети: Он привел всех зверей к ней домой!
Воспитатель: Правильно! А что Бабушка сделала со зверями?
Дети: Она их проучила!
Воспитатель: Молодцы! Вы все хорошо помните!
Станция «Угощение от Бычка — Смоляного бочка»:
Воспитатель: Бычок — Смоляной бочок очень рад, что вы помогли ему! И он приготовил для вас угощение! (Воспитатель достает корзинку с печеньем или фруктами).
Воспитатель: Смотрите, какая вкуснятина! Давайте скажем Бычку — Смоляному бочку спасибо!
Дети: Спасибо Бычку — Смоляному бочку!
(Заключительная часть)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие по сказке «Бычок — Смоляной бочок». Вам понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось? (Воспитатель обсуждает с детьми, какие моменты сказки им понравились больше всего).
Воспитатель: Вы сегодня были настоящими артистами! Вы отлично играли свои роли, были внимательными и дружными! Мне очень понравилось с вами играть! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со Бычком — Смоляным бочком и скажем ему спасибо за интересное путешествие!
Дети: До свидания, Бычок — Смоляной бочок! Спасибо!
Воспитатель: (Подводит итог занятия) Мы сегодня с вами не только вспомнили сказку «Бычок — Смоляной бочок», но и научились передавать характеры персонажей, развивали свою фантазию и воображение. Вы все большие молодцы! А теперь нам пора возвращаться в группу. (Воспитатель провожает детей из сказочного леса обратно в группу).

