Музыкально-театрализованное занятие для детей старшей группы (5–6 лет) по мотивам русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Автор: Остапенко Елена Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 04.12.2024
Статья просмотрена: 3 раза
Библиографическое описание:
Остапенко, Е. Н. Музыкально-театрализованное занятие для детей старшей группы (5–6 лет) по мотивам русской народной сказки «Царевна-лягушка» / Е. Н. Остапенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9617/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей детей.
Задачи:
Образовательные:
– познакомить воспитанников с сюжетом сказки;
– побуждать детей к импровизированной театральной деятельности;
Развивающие:
– развивать речь, артикуляцию, актёрское мастерство;
Воспитательные:
– формировать культуру речи дошкольников;
– воспитывать в детях чувство доброжелательности, вежливости.
Материал:
– клубок ниток;
– аудиозапись с кваканьем лягушки;
– картинки с домиками и сказочными персонажами;
– три стрелы;
– сундук;
– яйцо и игла;
– музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан)
– волшебная музыка, музыка из сказки;
– иллюстрации по сказке «Царевна лягушка»;
– конфеты оранжевого и жёлтого цвета.
Ход занятия:
- Вводная часть
Приветствие
(Звучит музыка из сказки «Царевна лягушка», дети заходят в музыкальный зал и присаживаются на стульчики полукругом)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Приготовьте ваши ушки, глазки,
Для волшебной, доброй сказки.
Чудеса сюда идут…
Скоро сказка будет тут!
Сюрпризный момент:
Музыкальный руководитель: Сегодня к нам на занятие пришёл в гости один сказочный персонаж. А кто это, мы узнаем, отгадав загадку.
Загадка:
Летела стрела и упала в болото,
А в этом болоте её нашёл кто — то.
Кто распростился с кожей зелёною?
И превратился мигом в красавицу? ( Царевна-лягушка)
(На доске появляется иллюстрация, на которой изображена Царевна лягушка и звучит аудиозапись с кваканьем лягушки)
Музыкальный руководитель : Ой, ребята, посмотрите. Наша Царевна — лягушка грустная. Что у тебя случилось, Царевна-лягушка?
Царевна-лягушка: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Царевна-лягушка. Я к вам пришла из сказки не просто так. А у меня случилась беда. Злая Баба Яга позавидовала моему счастью с Царевичем Иваном и превратила меня в лягушку. Мне нужна ваша помощь, чтобы меня расколдовать. Для этого вам необходимо пройти 3 этапа сказки и выполнить задания, которые подготовила Баба — яга. За выполненные задания вы получите стрелы. Собрав все стрелы, все чары её пропадут, и я снова превращусь в Царевну. Желаю вам удачи!»
Музыкальный руководитель: Ребята, вы согласны помочь Царевне-лягушке? (Да)
- Основная часть
Музыкальный руководитель: Отлично. Тогда мы с вами сегодня отправимся в сказку «Царевна-лягушка», где нас ждут задания от Бабы Яги. Встаём в круг, закрываем глазки и считаем от одного до пяти . (Звучит волшебная музыка)
Дети открывают глаза. На доске появляются иллюстрации по сказке «Царевна лягушка».
Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и оказались в сказке. А вот царь нас встречает.
Появляется Царь.
Царь: Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам, перед тем, как отправиться на выполнение заданий, выполнить артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика «Лягушка»:
Улыбаемся без напряжения, так, чтобы были видны передние, верхние и нижние зубы. Про себя произносим звук «и». Удерживаем в таком положении губы под счёт до пяти.
Царь: Отлично справились! А сейчас встаём в круг и поиграем в игру «Музыкальный клубочек».
Игра «Музыкальный клубочек»:
Музыкальный руководитель: Сейчас будет звучать музыка из сказки, а вы передаёте друг другу клубочек. Как только музыка закончится, у кого окажется в руках клубочек, тот будет отвечать на вопрос.
Вопросы:
- Где жил Иван-царевич и с кем?
- Куда попала стрела Ивана-царевича? Опишите этот место.
- Как звали лягушку?
- Почему царевич потерял свою жену?
- Кто помогал ему искать её?
- Где прятал Кощей свою смерть?
- Как закончилась сказка?
Царь : Молодцы! Хорошо знаете сказку! Вот вам первая стрела, которая поможет вам расколдовать Царевну-лягушку. Отправляйтесь дальше!
Музыкальный руководитель : Впереди нас ждёт болото, которое необходимо преодолеть. Для этого поиграем в музыкально-ритмическую игру «Дорожка».
Музыкально-ритмическая игра «Дорожка»:
Перед вами на столе лежат музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан) Выберите тот, который вы хотите и садимся покругу. Я сажусь в центр круга, выполняю движения и слова, а вывыполняете на своих инструментах ритм стиха, выделяя сильную долю.
Я гуляю по дорожке, (марширую)
И мои шагают ножки. А потом, а потом (бегу на месте)
Все бегом, бегом, бегом.
Через лужи прыг-скок.
Прыг-скок, прыг-скок (выполняю прыжки с ноги на ногу).
А теперь на бугорок,
Стоп (выполняю притоп)
Надоело мне стоять,
Лучше буду танцевать (исполняю простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т. п.
Появляется Кощей.
Кощей: Ох, здравствуйте, девчонки и мальчишки! Заждался я вас! Думал, вы в болоте утонули. А вы ловко его проскочили. Для вас у меня у меня подготовлена песенка — игра «Ча-ча-ча. Если справитесь, вторая стрела будет ваша.
Песенка-игра «Ча-ча-ча»:
– Ча, ча, ча (3 хлопка по бёдрам), печка очень горяча (3 прыжка на месте)
– Чи, чи, чи (3 хлопка над головой), печёт печка калачи (3 приседания),
– Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной), будет всем по калачу (3 прыжка на месте),
– Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой), осторожно, горячо (ходьба на месте).
Кощей: Молодцы! Повеселили своими танцами старого меня. Получайте вторую стрелу и отправляйтесь дальше.
Музыкальный руководитель: Авот и лес, в котором живёт Баба — яга. Смотрите, ворона сидит, нас поджидает.
Появляется ворона
Ворона: Здравствуйте, чтобы в лес к Бабе яге попасть, надо со мной поиграть.
Игра «Найди сказочному герою домик»:
Музыкальный руководитель: Ребята, какие персонажи встречаются в сказке «Царевна лягушка»? (Ответы детей) У вас на доске картинки с домиками, заполните их сказочными персонажами.
– Василису-Премудрую с Иваном-царевичем поселим в царство-государство.
– Кощея — в замок.
– Лягушку — на болото.
– Медведя — в лес.
– Бабу Ягу в избушку на курьих ножках.
– Щуку — в синее море.
– Сундук поместим на могучий дуб.
Музыкальный руководитель: Все на своих местах? Ничего не забыли?
Ворона: Кар! Отличная работа. Получайте свою третью стрелу и проходите к Бабе яге.
Появляется Баба яга.
Баба Яга: Здравствуйте, ребята! Все испытания вы прошли, стрелы собрали. Придётся расколдовать вашу Царевну-лягушку. (Звучит волшебная музыка. Р ебята отдают Бабе яге стрелы. Баба яга берет стрелы, кладет за ширму, появляется сундук, достает яйцо, ломает иголку, и лягушка превращается в Василису )
Появляется Василиса.
Василиса : Спасибо вам, дорогие друзья. Вы проделали сложный путь и доказали, что вы смелые, дружные и находчивые. Вы спасли меня от злого волшебства Бабы яги. Давайте потанцуем.
Танец «Хорошее настроение».
- Заключительная часть
Музыкальный руководитель: Ребята, нам с вами пора возвращаться в детский сад. Прощай, Василиса. Давайте встанет в круг, закроем глазки, сосчитаем от пяти до одного. ( Звучит волшебная музыка. Дети закрывают глаза и считают. )
Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и вернулись. Скажите, где мы с вами сегодня побывали? (В сказке «Царевна-лягушка»)
Музыкальный руководитель : А для чего мы отправились в сказку? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Какое задание вы с интересом выполняли? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Какое задание вам показалось трудным? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Вблагодарность Василиса передала вам конфеты. Сейчас предлагаю выбрать конфету нужного цвета. Эти конфеты обозначают ваше настроение после занятия. Оранжевая конфета — отличное, жёлтая конфета — грустное.
Музыкальный руководитель: До свидания, друзья! (Поёт)