Музыкально-театрализованное занятие для детей старшей группы (5–6 лет) по мотивам русской народной сказки «Царевна-лягушка» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 04.12.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Остапенко, Е. Н. Музыкально-театрализованное занятие для детей старшей группы (5–6 лет) по мотивам русской народной сказки «Царевна-лягушка» / Е. Н. Остапенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9617/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей детей.

Задачи:

Образовательные:

– познакомить воспитанников с сюжетом сказки;

– побуждать детей к импровизированной театральной деятельности;

Развивающие:

– развивать речь, артикуляцию, актёрское мастерство;

Воспитательные:

– формировать культуру речи дошкольников;

– воспитывать в детях чувство доброжелательности, вежливости.

Материал:

– клубок ниток;

– аудиозапись с кваканьем лягушки;

– картинки с домиками и сказочными персонажами;

– три стрелы;

– сундук;

– яйцо и игла;

– музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан)

– волшебная музыка, музыка из сказки;

– иллюстрации по сказке «Царевна лягушка»;

– конфеты оранжевого и жёлтого цвета.

Ход занятия:

  1. Вводная часть

Приветствие

(Звучит музыка из сказки «Царевна лягушка», дети заходят в музыкальный зал и присаживаются на стульчики полукругом)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Приготовьте ваши ушки, глазки,

Для волшебной, доброй сказки.

Чудеса сюда идут…

Скоро сказка будет тут!

Сюрпризный момент:

Музыкальный руководитель: Сегодня к нам на занятие пришёл в гости один сказочный персонаж. А кто это, мы узнаем, отгадав загадку.

Загадка:

Летела стрела и упала в болото,

А в этом болоте её нашёл кто — то.

Кто распростился с кожей зелёною?

И превратился мигом в красавицу? ( Царевна-лягушка)

(На доске появляется иллюстрация, на которой изображена Царевна лягушка и звучит аудиозапись с кваканьем лягушки)

Музыкальный руководитель : Ой, ребята, посмотрите. Наша Царевна — лягушка грустная. Что у тебя случилось, Царевна-лягушка?

Царевна-лягушка: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Царевна-лягушка. Я к вам пришла из сказки не просто так. А у меня случилась беда. Злая Баба Яга позавидовала моему счастью с Царевичем Иваном и превратила меня в лягушку. Мне нужна ваша помощь, чтобы меня расколдовать. Для этого вам необходимо пройти 3 этапа сказки и выполнить задания, которые подготовила Баба — яга. За выполненные задания вы получите стрелы. Собрав все стрелы, все чары её пропадут, и я снова превращусь в Царевну. Желаю вам удачи!»

Музыкальный руководитель: Ребята, вы согласны помочь Царевне-лягушке? (Да)

  1. Основная часть

Музыкальный руководитель: Отлично. Тогда мы с вами сегодня отправимся в сказку «Царевна-лягушка», где нас ждут задания от Бабы Яги. Встаём в круг, закрываем глазки и считаем от одного до пяти . (Звучит волшебная музыка)

Дети открывают глаза. На доске появляются иллюстрации по сказке «Царевна лягушка».

Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и оказались в сказке. А вот царь нас встречает.

Появляется Царь.

Царь: Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам, перед тем, как отправиться на выполнение заданий, выполнить артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика «Лягушка»:

Улыбаемся без напряжения, так, чтобы были видны передние, верхние и нижние зубы. Про себя произносим звук «и». Удерживаем в таком положении губы под счёт до пяти.

Царь: Отлично справились! А сейчас встаём в круг и поиграем в игру «Музыкальный клубочек».

Игра «Музыкальный клубочек»:

Музыкальный руководитель: Сейчас будет звучать музыка из сказки, а вы передаёте друг другу клубочек. Как только музыка закончится, у кого окажется в руках клубочек, тот будет отвечать на вопрос.

Вопросы:

  1. Где жил Иван-царевич и с кем?
  2. Куда попала стрела Ивана-царевича? Опишите этот место.
  3. Как звали лягушку?
  4. Почему царевич потерял свою жену?
  5. Кто помогал ему искать её?
  6. Где прятал Кощей свою смерть?
  7. Как закончилась сказка?

Царь : Молодцы! Хорошо знаете сказку! Вот вам первая стрела, которая поможет вам расколдовать Царевну-лягушку. Отправляйтесь дальше!

Музыкальный руководитель : Впереди нас ждёт болото, которое необходимо преодолеть. Для этого поиграем в музыкально-ритмическую игру «Дорожка».

Музыкально-ритмическая игра «Дорожка»:

Перед вами на столе лежат музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан) Выберите тот, который вы хотите и садимся покругу. Я сажусь в центр круга, выполняю движения и слова, а вывыполняете на своих инструментах ритм стиха, выделяя сильную долю.

Я гуляю по дорожке, (марширую)

И мои шагают ножки. А потом, а потом (бегу на месте)

Все бегом, бегом, бегом.

Через лужи прыг-скок.

Прыг-скок, прыг-скок (выполняю прыжки с ноги на ногу).

А теперь на бугорок,

Стоп (выполняю притоп)

Надоело мне стоять,

Лучше буду танцевать (исполняю простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т. п.

Появляется Кощей.

Кощей: Ох, здравствуйте, девчонки и мальчишки! Заждался я вас! Думал, вы в болоте утонули. А вы ловко его проскочили. Для вас у меня у меня подготовлена песенка — игра «Ча-ча-ча. Если справитесь, вторая стрела будет ваша.

Песенка-игра «Ча-ча-ча»:

– Ча, ча, ча (3 хлопка по бёдрам), печка очень горяча (3 прыжка на месте)

– Чи, чи, чи (3 хлопка над головой), печёт печка калачи (3 приседания),

– Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной), будет всем по калачу (3 прыжка на месте),

– Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой), осторожно, горячо (ходьба на месте).

Кощей: Молодцы! Повеселили своими танцами старого меня. Получайте вторую стрелу и отправляйтесь дальше.

Музыкальный руководитель: Авот и лес, в котором живёт Баба — яга. Смотрите, ворона сидит, нас поджидает.

Появляется ворона

Ворона: Здравствуйте, чтобы в лес к Бабе яге попасть, надо со мной поиграть.

Игра «Найди сказочному герою домик»:

Музыкальный руководитель: Ребята, какие персонажи встречаются в сказке «Царевна лягушка»? (Ответы детей) У вас на доске картинки с домиками, заполните их сказочными персонажами.

– Василису-Премудрую с Иваном-царевичем поселим в царство-государство.

– Кощея — в замок.

– Лягушку — на болото.

– Медведя — в лес.

– Бабу Ягу в избушку на курьих ножках.

– Щуку — в синее море.

– Сундук поместим на могучий дуб.

Музыкальный руководитель: Все на своих местах? Ничего не забыли?

Ворона: Кар! Отличная работа. Получайте свою третью стрелу и проходите к Бабе яге.

Появляется Баба яга.

Баба Яга: Здравствуйте, ребята! Все испытания вы прошли, стрелы собрали. Придётся расколдовать вашу Царевну-лягушку. (Звучит волшебная музыка. Р ебята отдают Бабе яге стрелы. Баба яга берет стрелы, кладет за ширму, появляется сундук, достает яйцо, ломает иголку, и лягушка превращается в Василису )

Появляется Василиса.

Василиса : Спасибо вам, дорогие друзья. Вы проделали сложный путь и доказали, что вы смелые, дружные и находчивые. Вы спасли меня от злого волшебства Бабы яги. Давайте потанцуем.

Танец «Хорошее настроение».

  1. Заключительная часть

Музыкальный руководитель: Ребята, нам с вами пора возвращаться в детский сад. Прощай, Василиса. Давайте встанет в круг, закроем глазки, сосчитаем от пяти до одного. ( Звучит волшебная музыка. Дети закрывают глаза и считают. )

Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и вернулись. Скажите, где мы с вами сегодня побывали? (В сказке «Царевна-лягушка»)

Музыкальный руководитель : А для чего мы отправились в сказку? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Какое задание вы с интересом выполняли? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Какое задание вам показалось трудным? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Вблагодарность Василиса передала вам конфеты. Сейчас предлагаю выбрать конфету нужного цвета. Эти конфеты обозначают ваше настроение после занятия. Оранжевая конфета — отличное, жёлтая конфета — грустное.

Музыкальный руководитель: До свидания, друзья! (Поёт)

Задать вопрос