Развитие речи дошкольников в процессе музыкальных занятий | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 17.08.2023

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Гарак, З. А. Развитие речи дошкольников в процессе музыкальных занятий / З. А. Гарак. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8541/ (дата обращения: 16.12.2024).



Речь является основным средством человеческого общения и активно развивается в процессе обучения и воспитания. Ведущая роль в развитии речи детей принадлежит взрослым: родителям и близким — в семье и воспитателю в детском саду. Все зависит от того, сколько времени они уделяют общению с ребенком. Не секрет, что постоянно растет число детей , имеющих нарушения речи . Это может быть связанно с отсутствием должного внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые предусматривают, что на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок владеет речью как средством коммуникации, познания и творческого самовыражения; знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров; демонстрирует готовность к обучению грамоте». [1]

Музыкальные занятия дают ребенку возможность не только развивать музыкальные и творческие способности, но и развивать образную, связную речь. Развитие речи осуществляется через разные виды музыкальной деятельности такие, как: ритмика, игра, слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах. Из всего перечисленного пение наиболее тесно связанно с развитием речи. Чернышевский Н. Г. относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно — подобно разговору…, но как всякое «уменье», пение требует привычки, занятия, практики, чтобы достичь высокой степени совершенства» [7]

На музыкальных занятиях, после первого прослушивания песни, я провожу с детьми беседу о содержании песни с разъяснением непонятных слов, использую наглядный материал, игрушки, картинки, предлагаю детям пересказать содержание песни своими словами.

У музыки и речи много общего. Одно из них заключается в том, что музыка и речь воспроизводятся при помощи звуков. Выразительность присуща и музыке, и речи. Музыка, как и речь, благодаря интонации, выражает настроение, характер, чувства. С помощью музыки у детей развивается воображение, они стараются выражать свои мысли словами, жестами движениями. Работа над чёткой артикуляцией способствует развитию звуковой культуры речи, чёткому произношению звуков в словах. Чем больше дети поют, тем эффективнее идёт работа над речью. На музыкальных занятиях я часто использую игру «Угадай, кого зову», проигрываю на пианино и простукиваю ритм имени ребёнка, а ребёнок, угадав своё имя, поёт по слогам «Да-ша, Ми-ла-на». Пение по слогам способствует закреплению правильного произношения, автоматизации звука, закреплению ритмического строя языка, совершенствуется голосовой аппарат детей не только для пения, но и для разговорной речи.

Выразительно исполняя песню, ребёнок развивает речевую выразительность, пополняется словарный запас. Отечественными физиологами В. М. Бехтеревым и М. М. Кольцовой была установлена связь мелкой моторики и речевого развития, поэтому на музыкальных занятиях используются пальчиковые музыкальные игры, с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. Улучшаются звукопроизношение, автоматизируются движения, развиваются интонационный и поэтический слух, музыкальность. Хорошо запоминается текст, разученный в процессе игры в соотношении с ритмом музыки, поэтому на занятиях я стараюсь использовать игру максимально, так как через неё развиваются творческие способности, эмоциональная отзывчивость и восприимчивость. Музыкально-игровая деятельность проводится в виде театрализованных миниатюр, где главными героями выступают дети. Дети имеют возможность потанцевать, попеть, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, поиграть в пальчиковые и музыкально подвижные игры, развивается речевая активность ребёнка, расширяется зона общения со сверстниками, взрослыми и игрушками.

На современном этапе развития дошкольного образования появляются новые развивающие технологии, многие из которых можно успешно использовать для речевого развития дошкольников. Музыкальные занятия лучше строить на комплексном подходе, сочетающем использование стандартных методик с нетрадиционными. Как правило, именно такое сочетание дает наиболее действенный результат. Одним из таких методов является мнемотехника — это система различных приемов, с использованием мнемотаблиц, облегчающих запоминание, увеличивающих объём памяти и способствующих развитию речи. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. У детей лучше развивается память, мышление, воображение, внимание, т. е. всё, что тесно связано с полноценным развитием речи. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию текста песни увлекает детей, превращает занятие в игру. Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Одним из эффективных методов развития речи ребёнка можно назвать синквейн (от франц. «cinquains», «cinq» — «пять», «пятистрочная стихотворная форма»), это методический приём, состоящий из 5 строк, где каждая строчка выполняет определённые функции. Возник приём в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии.

Синквейн используется на занятиях в группах старшего дошкольного возраста в формате увлекательной игры. Дети с удовольствием участвуют в этой игре, пытаясь подобрать подходящие по смыслу слова и очень гордятся полученным результатом. Обычно на занятиях, после прослушивания и обсуждения музыкального произведения, я предлагаю детям составить синквейн на тему: «Что я представил, когда звучала музыка?». Далее рассмотрим подробнее функции каждой строки данного приёма:

– первая строка — тема синквейна, т. е. одно существительное, обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто? что?»;

– вторая строка — два прилагательных, отвечают на вопрос «какой? какая? какое?»;

– третья строка — три глагола, отвечают на вопрос «что делает? что делают?»;

– четвертая строка — предложение из четырёх слов, где автор синквейна выражает своё отношение к данной теме;

– пятая строка — одно слово, являющееся синонимом темы из первой строки.

Например:

– музыка

– грустная, медленная

– успокаивает, убаюкивает, завораживает

– лучшее лекарство для души

– мелодия

Сочинение синквейна — процесс творческий, он помогает самовыражению детей, является игровым приёмом и практически получается у всех!

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо использовать темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец, а также помогать наводящими вопросами. Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли, поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей. Постепенно дети привыкнут к правилам нерифмованных стихотворений, и незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. И, таким образом, систематическое и целенаправленное использование различных видов музыкальной деятельности способствует успешному развитию речи дошкольников.

Литература:

  1. (IV п.4.6) ФГОС ДО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155) с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2022 г.
  2. Ветлугина И., Дзержинская И., Комисарова Л. Музыкальные занятия в детском саду. — М.: Просвещение. 1984. — 208 с.
  3. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / И. В. Кошмина, Ю. В. Ильина, М. П. Сергеева. — М.: ВЛАДОС, 2000.- 56 с.
  4. Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н. Г. Кононова. — М.: Просвещение, 1982.-96 с.
  5. Поддубная, Е. А. Музыкальные пальчиковые игры / Е. А. Поддубная. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.-41 с.
  6. Учите детей петь. (Песни и упражнения для развития голоса у детей 5–6 лет). Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет.сада / сост. Т. М. Орлова. С. И. Бекина. — М.: Просвещение, 1987.- 144 с.
  7. H. Г. Чернышевский. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4 Эстетические отношения искусства к действительности (Диссертация) Библиотека «Огонек» М.: «Правда», 1974
Задать вопрос