В настоящее время наше общество предъявляет достаточно высокие требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (ООП). Поэтому основной психологической задачей является поиск новых технологий, которые способствуют развитию эмоционально-волевой сферы детей. Что же такое эмоционально-волевая сфера? Эмоционально-волевая сфера — это комплекс свойств человека, отражающих содержание, качество и динамику его эмоций, а также навыки и способность к саморегуляции.
В современном мире все больше детей, у которых проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы и высокий индекс тревожности. Мы обратили внимание на то, что цветотерапия незаслуженно редко используется в профилактической и коррекционной деятельности педагогов-психологов дошкольных организаций, а ведь детство- мир впечатлений, ярких эмоций и хорошего настроения. В своей работе мы стремимся сделать мир ярче, красочнее, используя для этого — цветотерапию.
Основной вид деятельности у детей дошкольного возраста игра, поэтому мы разработали игру «Семицветик сказок». Данная игра помогает скорректировать эмоциональное состояние ребенка, позволяет развить его творческий потенциал, расширить представление об окружающем его мире через погружение в цвет.
Известный русский психиатр В. А. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворно воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры!». С самого рождения мы окружены цветом: дети любят цвет, реагируют на него, играют и увлекаются им.
Очень важно, что метод цветотерапии может применяться совместно с другими методами (в нашем случае со сказкотерапией), которые также оказывают положительное влияние на психику и здоровье ребенка.
Грамотно подобранное сочетание цветов стимулирует развитие ребенка, способствует формированию хорошего вкуса, а также создает атмосферу гармонии. В нашей игре «Семицветик сказок» за основу взят основной цветовой спектр. Так, красный цвет символизирует жизненную силу, способен устранять тоску и негативно окрашенные эмоции, вселяет чувство оптимизма и безопасности. Оранжевый способствует устранению усталости, помогает освободиться от негативных эмоций. Желтый цвет олицетворяет веселье и радость жизни, улучшает настроение. Зеленый цвет эффективно успокаивает нервы, хорошо расслабляет. Голубой цвет способствует борьбе со стрессом и волнением. Синий цвет характеризуется духовностью и интеллектуальностью. Фиолетовый цвет является олицетворением высшей энергии, способствует уменьшению нервозности и успокоению.
С помощью нашей игры «Семицветик сказок» мы решаем сразу несколько задач: развиваем речь, закрепляем сенсорные эталоны, снимаем мышечные зажимы, развиваем фантазию и учим взаимодействовать друг с другом.
Практические рекомендации по использованию игры «Семицветик сказок» с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями:
– учитывать индивидуальные особенности ребенка;
– доступность развивающей среды;
– вариативность игровых ситуаций.
Алгоритм действий (таблица 1)
Таблица 1
Деятельность педагога-психолога |
Деятельность детей |
Педагог-психолог подготавливает необходимые условия для реализации игры «Семицветик сказок». Материалы и оборудование: – Цветные коврики. – Контейнеры с цветными предметами (игрушки, пуговицы, кубики, нитки, и т. д.). – Цветок «Семицветик» |
|
Игра «Приветствие «Кто сегодня к нам пришел»" Педагог-психолог предлагает познакомиться, друг с другом задавая вопрос — «Кто сегодня к нам пришел?» |
Дети приветствуют друг друга, называя свои имена (хлопая в ладоши). |
Педагог-психолог приглашает в разноцветную сказку. «Хотите попасть в сказку?» |
Дети отвечают на вопрос: «Да!» |
Игра «Семицветик сказок» Лети, лети лепесток Через запад на восток Через север, через юг Лишь коснешься ты земли Быть, по-моему, вели: «Хочу в сказку!» |
Дети выбирают лепесток. |
Педагог-психолог дает необходимую атрибутику: «Посмотрите на эти предметы». (Перед детьми в контейнерах находятся разнообразные предметы определенного цвета.) Дается инструкция : «Постарайтесь почувствовать, каким вам кажется этот цвет, какое настроение он вызывает. Как вам кажется, этот цвет для радости или грусти? Вызывает тревогу или спокойствие? Вы замечательно почувствовали свой цвет. |
Дети отвечают на вопросы. |
Педагог-психолог предлагает сесть на коврики соответствующего цвета и составить свою цветную сказку. |
Дети садятся на коврики и сочиняют сказку (примерно 5 минут). |
Педагог-психолог озвучивает, что если для создания своей цветной сказки им нужен дополнительный цвет, то можно попросить его у коллеги. |
Продолжают работу. |
Педагог-психолог предлагает желающим рассказать свою сказку. |
Дети по желанию рассказывают. |
Рефлексия Что вы почувствовали в процессе сочинения своей сказки? Хотели бы сейчас выбрать другой цвет? |
Дети отвечают на вопросы. |
Наш опыт работы по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников через игру «Семицветик сказок» будет полезен для всех, кто работает с детьми в детском саду и занимается их воспитанием. Главное — учитывать потребности ребёнка, а также возможности педагогов-психологов в конкретной ситуации. Предлагаемая игра «Семицветик сказок» не является средством решения всех проблем, однако позволяет создать благоприятную атмосферу для развития эмоционально-волевой сферы, развития речи и высших психических функций ребенка.
Литература:
- Погосова Н. М. «Цветовой игротренинг».
- Люшер М. «Цветовой личностный тест».
- Надина В. 7 чудес радуги. Практическая цветотерапия. Эксмо, 2011
- Эмоционально-волевая сфера — Википедия (wikipedia.org)