Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями с помощью игры «Семицветик сказок» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Анохина, М. Н. Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями с помощью игры «Семицветик сказок» / М. Н. Анохина, Ю. В. Баркова, О. А. Шевчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121215/ (дата обращения: 16.01.2025).



В настоящее время наше общество предъявляет достаточно высокие требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (ООП). Поэтому основной психологической задачей является поиск новых технологий, которые способствуют развитию эмоционально-волевой сферы детей. Что же такое эмоционально-волевая сфера? Эмоционально-волевая сфера — это комплекс свойств человека, отражающих содержание, качество и динамику его эмоций, а также навыки и способность к саморегуляции.

В современном мире все больше детей, у которых проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы и высокий индекс тревожности. Мы обратили внимание на то, что цветотерапия незаслуженно редко используется в профилактической и коррекционной деятельности педагогов-психологов дошкольных организаций, а ведь детство- мир впечатлений, ярких эмоций и хорошего настроения. В своей работе мы стремимся сделать мир ярче, красочнее, используя для этого — цветотерапию.

Основной вид деятельности у детей дошкольного возраста игра, поэтому мы разработали игру «Семицветик сказок». Данная игра помогает скорректировать эмоциональное состояние ребенка, позволяет развить его творческий потенциал, расширить представление об окружающем его мире через погружение в цвет.

Известный русский психиатр В. А. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворно воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры!». С самого рождения мы окружены цветом: дети любят цвет, реагируют на него, играют и увлекаются им.

Очень важно, что метод цветотерапии может применяться совместно с другими методами (в нашем случае со сказкотерапией), которые также оказывают положительное влияние на психику и здоровье ребенка.

Грамотно подобранное сочетание цветов стимулирует развитие ребенка, способствует формированию хорошего вкуса, а также создает атмосферу гармонии. В нашей игре «Семицветик сказок» за основу взят основной цветовой спектр. Так, красный цвет символизирует жизненную силу, способен устранять тоску и негативно окрашенные эмоции, вселяет чувство оптимизма и безопасности. Оранжевый способствует устранению усталости, помогает освободиться от негативных эмоций. Желтый цвет олицетворяет веселье и радость жизни, улучшает настроение. Зеленый цвет эффективно успокаивает нервы, хорошо расслабляет. Голубой цвет способствует борьбе со стрессом и волнением. Синий цвет характеризуется духовностью и интеллектуальностью. Фиолетовый цвет является олицетворением высшей энергии, способствует уменьшению нервозности и успокоению.

С помощью нашей игры «Семицветик сказок» мы решаем сразу несколько задач: развиваем речь, закрепляем сенсорные эталоны, снимаем мышечные зажимы, развиваем фантазию и учим взаимодействовать друг с другом.

Практические рекомендации по использованию игры «Семицветик сказок» с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями:

– учитывать индивидуальные особенности ребенка;

– доступность развивающей среды;

– вариативность игровых ситуаций.

Алгоритм действий (таблица 1)

Таблица 1

Деятельность педагога-психолога

Деятельность детей

Педагог-психолог подготавливает необходимые условия для реализации игры «Семицветик сказок».

Материалы и оборудование:

– Цветные коврики.

– Контейнеры с цветными предметами (игрушки, пуговицы, кубики, нитки, и т. д.).

– Цветок «Семицветик»

Игра «Приветствие «Кто сегодня к нам пришел»"

Педагог-психолог предлагает познакомиться, друг с другом задавая вопрос — «Кто сегодня к нам пришел?»

Дети приветствуют друг друга, называя свои имена (хлопая в ладоши).

Педагог-психолог приглашает

в разноцветную сказку.

«Хотите попасть в сказку?»

Дети отвечают на вопрос: «Да!»

Игра «Семицветик сказок»

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Лишь коснешься ты земли

Быть, по-моему, вели: «Хочу в сказку!»

Дети выбирают лепесток.

Педагог-психолог дает необходимую атрибутику:

«Посмотрите на эти предметы».

(Перед детьми в контейнерах находятся разнообразные предметы определенного цвета.)

Дается инструкция : «Постарайтесь почувствовать, каким вам кажется этот цвет, какое настроение он вызывает. Как вам кажется, этот цвет для радости или грусти? Вызывает тревогу или спокойствие?

Вы замечательно почувствовали свой цвет.

Дети отвечают на вопросы.

Педагог-психолог предлагает сесть на коврики соответствующего цвета и составить свою цветную сказку.

Дети садятся на коврики и сочиняют сказку (примерно 5 минут).

Педагог-психолог озвучивает, что если для создания своей цветной сказки им нужен дополнительный цвет, то можно попросить его у коллеги.

Продолжают работу.

Педагог-психолог предлагает желающим рассказать свою сказку.

Дети по желанию рассказывают.

Рефлексия

Что вы почувствовали в процессе сочинения своей сказки?

Хотели бы сейчас выбрать другой цвет?

Дети отвечают на вопросы.

Наш опыт работы по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников через игру «Семицветик сказок» будет полезен для всех, кто работает с детьми в детском саду и занимается их воспитанием. Главное — учитывать потребности ребёнка, а также возможности педагогов-психологов в конкретной ситуации. Предлагаемая игра «Семицветик сказок» не является средством решения всех проблем, однако позволяет создать благоприятную атмосферу для развития эмоционально-волевой сферы, развития речи и высших психических функций ребенка.

Литература:

  1. Погосова Н. М. «Цветовой игротренинг».
  2. Люшер М. «Цветовой личностный тест».
  3. Надина В. 7 чудес радуги. Практическая цветотерапия. Эксмо, 2011
  4. Эмоционально-волевая сфера — Википедия (wikipedia.org)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоционально-волевая сфера, дошкольный возраст, игра, цвет, сказка, цветная сказка.


Похожие статьи

Задать вопрос