Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Анисимова, Л. А. Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ / Л. А. Анисимова, Ю. Н. Каширская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77539/ (дата обращения: 23.12.2024).



По данным Министерства образования РФ, за последнее десятилетие количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. Согласно ФГОС дошкольного образования, одним из направлений образования детей, в том числе и с особенностями в развитии, является социально-коммуникативное, которое предусматривает развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, саморегуляции, чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Так как у детей с ЗПР на первый план выступают незрелость эмоционально — волевой сферы, эффективное решение данной задачи мы видим в сочетании трех социально-психологических направлений взаимодействия с детьми: когнитивном, эмоциональном, практическом.

Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими в анамнезе задержку психического развития, необходимо комбинировать различные методы, техники и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные, в том числе использовать арт-терапевтические игры (в том числе сказкотерапевтические) как в наибольшей степени соответствующие потребностям и интересам самих детей.Для решения данной проблемы, была разработана программа «Волшебный сундучок». Практическая апробация указанной программы проведена с «15» сентября 2015г. по «15» мая 2018 г. в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 104 «Звоночек» г. Волжского Волгоградской области».

Основной целью программы является развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами арттерапевтических приемов.

Задачи, необходимые для достижения цели:

1. Обучение детей пониманию собственного эмоционального состояния, выражению своих чувств и распознаванию чувств других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

2. Развитие эмпатии, способности сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

3. Формирование произвольной регуляции эмоционального состояния детей.

Реализация программы проходила в несколько этапов:

1 — постановка цели и определение задач, способствующих её достижению; определение форм и направлений коррекционной работы;

2 — отбор диагностико — оценочных методик, позволяющих отследить эффективность работы, проделанной в рамках программы ;

3 — выбор наиболее эффективных методов и приемов, позволяющих добиться положительных результатов в сроки, ограниченные рамками программы .

4 — подведение итогов коррекционно-развивающей работы.

Основная форма работы занятие.

Направления педагогической работы:

— Эмоциональное, включающее обогащение различными эмоциональными состояниями и моральными чувствами;

— Когнитивное, включающее развитие психических процессов, связанных с познанием;

Практическое (поведенческое), включающее обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния.

Используемые методы арттерапии:

Изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, терапия песком , психогимнастика, игротерапия .

1. На подготовительном этапе шла разработка методической оснащенности программы: диагностический инструментарий, методы и приемы предстоящей работы, перспективный план работы.

2. На диагностическом этапе исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Методики диагностики эмоциональной сферы

Автор методики и ее название

Исследуемая функция

Н. Я. Семаго «Эмоциональные лица»

понимание детьми эмоциональных состояний людей

А. М. Щетинина, М. А. Никифорова «Карта наблюдения»

эмпатия и коммуникативные способности

Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен «Выбери нужное лицо»

тревожность детей

Г. А.Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Изучение социальных эмоций»

эмпатия и понимание детьми эмоциональных состояний людей (проводится индивидуально, в 2 сериях)

По результатам обследования был составлен план коррекционно-развивающей работы, в котором учли и возраст, и возможности, и зону ближайшего развития каждого ребенка:

разработать коррекционно-развивающую программу для детей с низкими показателями развития эмоциональной и познавательной сфер;

провести консультации для воспитателей и родителей по организации индивидуальной работы с детьми.

3. Третий этап — коррекционно-развивающий

Для достижения поставленной цели — развитие эмоциональной и познавательной сфер детей старшего дошкольного возраста с ЗПР , был разработан цикл из 20 подгрупповых занятий педагога — психолога на основе программ «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С. Т., «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников» Белинской Е. В., «Сказки и игры с «особым» ребенком» Набойкиной Е. Л.

Занятие проводится 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятий составляет 20–25 минут. Максимальное число участников: 6–8 человек. На занятиях дети знакомились с новой сказкой, путешествовали на ковре самолете, сами строили теремок, превращались в сказочных героев, набирались волшебной силы.

Каждое занятие имеет следующую структуру:

I . Вводная часть : Приветствие, ритуал «входа» в сказку.

Цель: Создание настроя на совместную работу, сплочение группы, повышение настроения.

II . Основная часть: Рассказывание сказки, анализ сказки. Цель: Осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру; формирование учебной мотивации, развитие внимательного отношения к окружающим.

Драматизация сказки (с элементами дидактической игры).

Цель: Моделирование поведения главного героя с акцентом на этапе его становления и развития; транслирование модели помогающего поведения.

Психогимнастика, рисование.

Цель: Коррекция психомоторных нарушений; снятие психоэмоционального возбуждения; развитие творческих способностей; раскрытие ресурсного состояния; расширение кругозора детей; успокоение, расслабление.

Игра (подвижная; дидактическая), рисование (коллаж) под музыку

Цель: Развитие воображения, гармонизация эмоционального фона; развитие умения действовать в едином ритме; развитие общей координации; стимулирование эмоциональной активности.

III . Заключительная часть: Ритуал «выхода» из сказки, рефлексия .

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде.

Примерная тематика занятий : «Чудо-остров», «Теремок», «В джунгли — к Маугли», «Сказочное путешествие».

На этом этапе реализации программы активное участие принимали родители и педагоги ДОУ. Работа проводилась в таких формах, как:

практические занятия («Родительская школа», «Развиваемся через игру»);

круглые столы («Сказочный мир ребенка);семинары-практикумы («Сказка за сказкой») и т. д. Все это дало нам уверенность в правильности выбора нашего «сказочного» направления работы, обеспечило эффективное развитие эмоционального мира и чувств у детей с задержкой психического развития.

4. Заключительным этапом реализации программы стало подведение итогов коррекционно-развивающей работы.

Было проведено контрольное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР , результаты которого подтверждают э ффективность применения арттерапевтических приемов в коррекционной работе, проводимой в рамках программы с детьми с ОВЗ.

График результативности работы

Критерии развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР 2016–2019 г.

Анализ и сравнение данных, полученных до и после проведения коррекционно-развивающей работы, позволило констатировать положительную динамику в развитии эмоциональной сферы детей.

В результате реализации программы дети:

— получили представления о самом себе и познакомились с эмоциями;

— научились понимать собственное эмоциональное состояние;

— научились различать, осознавать эмоций и чувства других людей, распознавать их через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

— стали более открытыми, научились взаимодействовать друг с другом и со взрослым;

— стали более уверенными в своих силах.

Кроме того, детский коллектив стал более сплоченным и дружным; повысился уровень развития основных психических компонентов речи; коммуникативных способностей; познавательной активности; мышления;произвольного поведения; мелкой моторики.

Литература:

  1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2006.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии СПб.: Речь, 2011.
  3. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаевой О. В., Хухлаева В. Е. — 6-е изд. — М. Академический Проект, 2008.
  4. Ломакина Г. Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. — М.: Центрполиграф, 2010.
  5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006.
  6. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно практическое руководство. — СПб.: Речь, 2004.
  7. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. — СПб.: Речь, 2006.
  8. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общей редакцией С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003.
  9. Чистякова М. И. Психогимнатика/под ред. М. И. Буянова — 2-е изд. — М.: Просвещение Владос, 1995.
  10. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3–7 лет/ Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова; под ред. Н. Ю. Куражевой.-СПб.: Речь, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционно-развивающая работа, старший дошкольный возраст, психическое развитие, развитие, рамка программы, реализация программы, познавательная сфера, произвольная регуляция, собственное эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Развитие психофизиологической базы речи у старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности ДОУ

Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология

Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Похожие статьи

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Развитие психофизиологической базы речи у старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности ДОУ

Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология

Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Задать вопрос