В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», реализация которой предполагает эмоционально-волевое развитие дошкольников. Сделан вывод о том, что дидактические сказки способствуют развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, если осуществляются преемственные связи между второй младшей группой, средней и старшей группой детского сада.
Ключевые слова: дидактическая сказка; эмоции, воля, дошкольники.
Актуальность исследования. Изучение научной литературы отечественных и зарубежных педагогов, психологов, социологов дают основание говорить о том, что одной из важных возрастных ценностей детей дошкольного возраста является эмоциональность и формирование волевых качеств. Эмоциональная сфера по мнению Л. С. Выготского — это ведущая основа развития личности дошкольника, ее «центрального звена» [2].
A. B. Запорожец характеризует эмоциональную сферу как «ядро индивидуальности» первичной структуры, отвечающее за регуляцию поведения и игровой деятельности ребенка [4].
По мнению многих авторов эмоции и воля оказывают влияние на все формы проявления активности детей, способствуют процессу познания, дают возможность наиболее ярко раскрыться во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации (П. П. Блонский, Н. Я. Грот, Н. А. Ильин, И. С. Кон, Я. З. Неверович, И. Г. Песталоцци, И. А. Сикорский, В. И. Слободчиков, К. Д. Ушинский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, Э.Эриксон и др.).
Многие исследователи доказывают взаимозависимость эмоционального, волевого и рационального в психическом отражении окружающего мира, дают обоснование деятельностной и социальной природе эмоционального и волевого развития детей дошкольного возраста (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.).
Н. Г. Гончарова отмечает, что главное в развитии эмоциональной сферы у дошкольника — это появление способности управлять эмоциями, поведением, чувствами [3].
И. В. Пономарева акцентирует внимание на формировании положительных эмоций через игры, музыкальные занятия, аттракционы, сюрпризные игры, которые доставляют много положительных эмоций [5].
И. В. Вачков И. В. считает, что главным средством психологического воздействия сказок является метафора, а правильно подобранные метафоры определяют эффективность дидактических сказок [1].
Однако, развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами дидактических игр уделено мало внимания. В связи с этим целью исследования является раскрытие сущностных характеристик дидактических игр как средства эмоционально-волевого развития у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной и волевой сферы у детей 3–7 лет в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: дидактические сказки и условия их реализации для развития эмоционального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО.
Задачи исследования:
- Разработка программы «Дидактические сказки».
- Проведение формирующего эксперимента по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников средствами дидактических сказок.
- Провести анализ реализации программы «Дидактические сказки».
Гипотеза: эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста будет содержательным и продуктивным, если будет реализована программа «Дидактические сказки» и эмоциональный компонент будет рассматриваться как самостоятельная структурная единица дошкольного образования.
Методы исследования и исследуемые
Исследование проходило в МК ДОУ Воронцовский детский сад, Павловского района, Воронежской области в 2018–2019 году. В исследовании приняли участие воспитанники первой младшей группы, средней группы, старшей группы. Всего участвовали в эксперименте 59 детей дошкольного возраста. Методы исследования: программа «Дидактические сказки».
Результаты и их обсуждение
Программа «Дидактические сказки» направлена на мотивацию ребенка к познанию, к формированию потребности к изучению чего-то нового, интересного, загадочного и через эмоциональное восприятие добиться формирования позитивных эмоций и выработать волевые качества.
В программу вошли авторские сказки «Потерявшийся щенок», «Бельчата ищут маму», «Грустный дождик», «Счастливая королева», «Зайчики на аттракционах», сказка Л. Г. Дмитриевой «Сон медвежонка», сказка «Спасенные буквы». Л. И. Храмцовской, «Жили-были два микроба» автор Сатеник Казарян и др.
Алгоритм дидактической сказки с эмоциональной составляющей:
− введение в волшебство, где есть одушевляемый символ. Рассказ о правилах, привычках, жизни в этой стране;
− нарушение привычной жизни, разрушение благополучия, тяжелое эмоциональное состояние героев сказки;
− обращение к ребенку с целью вызвать эмоциональные переживания, стенические и астенические эмоции. Известно, что в сказках добро всегда побеждает и человек неравнодушный может спасти ситуацию, героев сказки, мир. Поэтому необходимо выполнить определенные задания.
В рамках эксперимента программа имела три варианта сложности — от простых для первой младшей группы, до более сложных для старших дошкольников.
В результате проведенного эксперимента были сделаны следующие выводы:
− психолого-педагогическое влияние на эмоциональную сферу дошкольников через дидактические сказки должно носить последовательный, систематический характер;
− положительный результат в развитии эмоциональной и волевой сферы у дошкольников дает преемственность;
− эмоциональный компонент дидактических сказок служит основанием эмоционально развивающего образования;
− необходимо ориентироваться на психофизическое единство деятельности организма ребенка как целостной системы;
− обеспечить дидактическими сказками последовательное изменение форм эмоционального реагирования у детей дошкольного возраста;
− при реализации программы «Дидактические сказки» необходимо обращаться к личному опыту детей, что обеспечивает многообразие индивидуальных проявлений;
− подтверждено, что структурными единицами эмоционального компонента при работе с дидактическими сказками выступает развитие эмоционального отношения в виде кратких эмоциональных реакций, развитие экспрессии, представлений об эмоциях.
Таким образом, при реализации программы «Дидактические сказки», направленной на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие условия: учет индивидуальных особенностей детей; единство и взаимосвязь собственно-эмоционального и опосредованно-эмоционального развития дошкольников; учет уровня развития когнитивных процессов.
Установлено, что дидактические сказки способствуют развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников, в связи с чем, дидактические сказки должны находить отражение в содержании образования.
Литература:
- Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось- 89, 2007. -144 с.
- Выготский, Л. С. Учение об эмоциях: Собрание сочинений: В 6-ти т. /Л. С. Выготский; Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. т.4, — С.90–318.
- Гончарова Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4. — С. 18–20. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/99/3446/ (дата обращения: 24.12.2019).
- Запорожец, A.B., Неверович, Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка/А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. //Вопросы психологии, 1974. № 6, — С. 59–73.
- Пономарёва И. В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2. — С. 46–48. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/1917/ (дата обращения: 24.12.2019).