Развитие цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста
Автор: Куликанова Екатерина Владимировна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (57) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 09.09.2022
Статья просмотрена: 164 раза
Библиографическое описание:
Куликанова, Е. В. Развитие цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста / Е. В. Куликанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 9 (57). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/233/7563/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье представлено поэтапное формирование цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова: цветовосприятие, краски, сказки, изобразительное творчество, цвет.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунков, фантазии, творчества…
Н. Ветлугина
Изобразительное искусство — одно из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему пробудить его творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь ему осознать свое место и предназначение в этом прекрасном мире. Цвет окружает нас повсюду: в помещении, в одежде, в еде, в декоре, в природе. Он не только присутствует повсюду, но и влияет на нас. Цвет играет большую роль в жизни человека. С помощью выбранного цвета человек создает свое настроение.
Значение цветовосприятия в жизни дошкольников очень велико, так как оно создает основу для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания и воображения. Хорошо развитое цветовосприятие может проявиться позже у ребенка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. [2. c. 35].
Опыт созерцания красочного мира придает ребенку определенный эмоциональный оттенок. Он может наслаждаться разнообразием красок, любоваться ими. В результате расширяется его эстетическое восприятие, обогащается палитра изобразительных средств, с помощью которых он может более тонко выражать свои чувства и установки при создании образа. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что его нельзя определить тактильно, методом проб и ошибок, потому что цвет надо видеть. А это значит, что в основе цветовосприятия лежит зрительная ориентировка для точного распознавания цвета и присущих объектам цветовых нюансов.
Одной из первых особенностей мира, которую замечают дети, является цвет. Цвет является важным средством эмоционально-эстетического, художественно-образного выражения. Развитие чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста осуществляется в процессе быта, непосредственной деятельности, различных игр, изобразительной деятельности. При обучении рисованию ребенок должен овладеть таким выразительным средством, как цвет. [1. c. 70].
Для решения задач с развитием цветового восприятия у детей, прежде всего, необходимо научить их различать и называть цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально реагировать на цвет, на его сочетания. Без этих начал невозможно обучение сознательному использованию цвета. Чтобы дети могли в полной мере использовать такой мощный визуальный инструмент, как цвет, я помогаю им узнать секреты образования оттенков цвета. Для этого я использую такие игровые упражнения, как «Цвета на прогулке», «Разноцветные ручейки», «Мое настроение», «Прятки с Капитошкой», «Радуга в воде». Игры с цветами должны быть веселыми, ненавязчивыми. Можно придумать множество других различных игровых приемов, чтобы познакомить детей с таким интересным и сложным явлением, как цвет. Я предлагаю детям отправится в длинное путешествие по «Разноцветным сказкам» [6. c. 8]. Но, чтобы попасть в первую сказку мы должны выполнить задание «Сложить изображения овощей, фруктов из кусочков цветного картона».
И попадаем в желтую сказку. Стимулируя творческие проявления детей после прочтения сказки, предлагаю нарисовать предметы, которые ассоциируются с желтым цветом. Представляя и воображая различные предметы, которые могли бы быть желтыми, дети рисовали репку, грушу, луковицу, солнышко.
Прежде чем отправиться в следующую сказку, предлагаю рассмотреть яблони с красными яблоками и догадаться в какую цветом сказку мы отправимся. Предлагаю отправиться в Красную сказку. После прочтения дети рисуют предметы красного цвета. В следующий раз мы оправляемся в «Синюю сказку» [6. c. 10]. После рассказанной сказки, дети представляют предметы синего цвета и рисуют их, побуждаю детей называть что они изобразили, какого цвета, какой формы. Изобразили дети морские волны, синий камушек, елочную игрушку, воздушные шарики.
Предлагаю, детям познакомиться с новой сказкой. А для этого отправимся на прогулку в лес. Представляем, что садимся на травку и слушаем Зеленую сказку [6. c. 13]. После прочтения сказки предлагаю вспомнить, а, чтобы хотели дети нарисовать зеленым цветом?
Чтобы отправиться в новое путешествие, организую с детьми игру «Снежинка». Проговариваю, что белая сказка не простая, волшебная [6. c. 15]. Волшебный белый снег совсем не холодный. После ознакомления с этой сказкой, дети нарисовали снег, облака, снеговика, белые цветы — ромашки.
Мы просматриваем картинку с разноцветной радугой, проговариваю, если мы правильно покажем фиолетовый цвет, то мы попадем в Фиолетовую сказку.
Прежде, чем попасть в оранжевую сказку, предлагаю детям вспомнить в каких мы уже побывали сказках [6. c. 18]. Чтобы отправиться в следующую сказку, раздаю разноцветные кружки и предлагаю послушать стихотворение, дети поднимают кружок того цвета, о котором говорится. Попадая в сказку, дети для себя представляли предметы оранжевого цвета. «Разноцветные сказки», в свою очередь подарили детям яркие образы, доставили им радость, помогли воспитанию художественного вкуса, формированию эстетических чувств: умения видеть прекрасное и ценить красоту.
Таким образом, опыт работы по развитию цветового восприятия у детей включал в себя усвоение ими цветовых образов — спектра, знаний о цветах, оттенках и способах их получения, обучение передаче цвета предметов на изображении. Опыт показал, что детям доступны сведения о последовательности спектральных тонов, о теплых и холодных участках спектра. Ребята овладевают умением получать более светлые и насыщенные оттенки цветов. Овладев этими знаниями и навыками, дети применяют их для создания красочных образов в собственных рисунках. Ребенок в жизни сталкивается с разнообразием форм, цветов и других свойств предметов, особенно игрушек и предметов быта. И, конечно же, каждый ребенок, даже без преднамеренного воспитания, все это так или иначе воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства со стороны взрослых, то оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Сознательное и намеренное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить всю гамму цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ.
Хорошо развитое восприятие цветов может впоследствии проявиться у ребенка в виде наблюдательности, его способности воспринимать особенности предметов и явлений.
Литература:
- Воробьева И., Гмошинская М. Развитие интереса к действиям с красками. Ж. Дошкольное воспитание. 2009г.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности, 2010г.
- Кассия Сен — Клер. Тайная жизнь цвета. ООО «Издательство Эксмо», 2018г.
- Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2007г.
- Ступеньки к творчеству (в соавт.). М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012г.
- Н. В. Нищева Разноцветные сказки, Издательство «Детство — Пресс», 2013г.
Похожие статьи
Формирование цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития
В статье рассматриваются вопросы о зрительном восприятии дошкольников, цветовосприятии детей с задержкой психического развития, о том, как художественное творчество влияет на формирование цветовосприятия старших дошкольников с задержкой психического ...
Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности
В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Значение восприятия в развитии детей дошкольного возраста
В статье рассмотрены особенности восприятия детей в различные периоды дошкольного детства.
Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста
В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.
Развитие воображения дошкольников средствами сказки
В статье рассмотрена роль сказки в творческом развитии воображения детей дошкольного возраста. Определено понятие «творческого воображения» с точки зрения разных психологов, описаны особенности развития творческого воображения детей дошкольного возра...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Художественное воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.
Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы
В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.
Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста
В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.
Похожие статьи
Формирование цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития
В статье рассматриваются вопросы о зрительном восприятии дошкольников, цветовосприятии детей с задержкой психического развития, о том, как художественное творчество влияет на формирование цветовосприятия старших дошкольников с задержкой психического ...
Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности
В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Значение восприятия в развитии детей дошкольного возраста
В статье рассмотрены особенности восприятия детей в различные периоды дошкольного детства.
Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста
В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.
Развитие воображения дошкольников средствами сказки
В статье рассмотрена роль сказки в творческом развитии воображения детей дошкольного возраста. Определено понятие «творческого воображения» с точки зрения разных психологов, описаны особенности развития творческого воображения детей дошкольного возра...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Художественное воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.
Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы
В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.
Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста
В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.