Цвет в изобразительной деятельности дошкольников
Авторы: Красильникова Елена Михайловна, Кузьмина Юлия Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 09.02.2015
Статья просмотрена: 2746 раз
Библиографическое описание:
Красильникова, Е. М. Цвет в изобразительной деятельности дошкольников / Е. М. Красильникова, Ю. В. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7277/ (дата обращения: 17.12.2024).
Художественно — эстетическое развитие играет огромную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Именно здесь решается целый ряд задач духовного и эстетического развития личности. Важное место среди этих задач отводиться формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства цвета, формы, композиций и т. д.), художественно — творческих способностей, художественного вкуса при помощи развития эстетических чувств). Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего детей мира. Развитие эстетического восприятия начинает формироваться у детей в дошкольном возрасте с помощью родителей, педагогов. Педагогам и родителям предстоит научить ребенка видеть предметы, объекты природы во всем многообразии.
Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет. Цвета имеют свойства по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоций и чувства. С давних пор цвет считался одним из важных свойств и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди заметили, что цвет может не только радовать человека, но вызывать тревогу, раздражение, чувство грусти или тоски. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие наоборот раздражают. Другими словами цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.
Одним из первых, кто начал изучать воздействие цвета на человека, был И. Гете. Фундаментальным в теории цвета явился его труд «К учению о цвете», содержащий анализ основных цветовых оттенков.
На протяжении веков люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета. Ученые предполагают, что древние люди не видели всех цветов, которые видим мы. Известно, например, что палитра древнегреческих живописцев состояла только из четырех красок: красной, охры, черной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но они еще долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать позднее.
Немецкий ученый Вильгельм Бецольд в свое время высказал мысль о том, что необходимо рассматривать понятие «цвет» с трех разных сторон: физиологической, физической, мыслительной. Эта же мысль подчеркивается и Д. И. Хмельницким и в более позднем исследовании Р. И. Ивенсом.
Меняющиеся в ходе историй предметный, эмоциональный, эстетический опыт людей часто бывает скрыт и сложен. Красоту красок, их сочетание, художники, как правило, находят интуитивно, чаще всего не умея объяснить свои выбор.
Так у каждого человека и у каждого ребенка есть свои любимые цвета, которые он чаще всего использует.
В силу этого в изобразительном искусстве дошкольников цвет становится самым важным и выразительным средством маленького художника.
Окружающий мир поражает нас своим многообразием природных явлений и изменчивостью цветов. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, которое окружает нас и использовать цвета в своем творчестве, необходимо систематически и последовательно знакомить детей с цветом. Формировать у них умение самим создавать необходимые им цвета и оттенки. Конечно, сформировать в полном объеме у детей дошкольного возраста чувство цвета не возможно, но заложить основы, от которых в дальнейшем ребенок будет отталкиваться, необходимо и можно.
Необходимо детям давать возможность самостоятельно выбирать из многообразия цветного спектра, создавать новые оттенки и сочетания. Цветом дети иногда компенсируют недостаток графических умений. Пытаясь изображать то, что он видит и помнит, ребёнок, конечно, будет обращаться к цвету. И чем внимательнее будет он наблюдать мир, чем свободнее будет его восприятие от цветовых стереотипов, тем труднее будет ему удовлетворяться примитивной раскраской в своих рисунках, поэтому надо научить ребёнка пользоваться палитрой, смешивать краски и получать практически бесконечное количество оттенков. Некоторым известным художникам на всю жизнь запомнилось, какое восхищение вызывала у них в детстве красота красок, их смешение. Но далеко не все дети овладевают смешением красок самостоятельно. Задача педагогов помочь детям изучить и полюбить это разнообразие цветов и оттенков
Без обучения, детьми могут быть освоены только часто встречающиеся цвета: красный, желтый, синий, черный, белый, зеленый и др. Вследствие небольшого опыта особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок может владеть действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаза детей приучаются сначала к более простым, а затем и более сложным цветовым сочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветовые сочетания другим, определяя для себя «красиво» или «не красиво», «нравится», «не нравится».
Считая проблему художественного восприятия цвета наиболее существенной в изобразительной деятельности, Е. А. Флерина отмечала, что дети любят цвет, он доставляет им «эстетическое наслаждение». Рисуя, маленький ребенок, не столько занят окрашиванием предмета в цвет, который отражает предмет, а выбирает тот цвет, который ему наиболее близок. Малыш имеет представления о желтых и красных цветах но, не знает оранжевого цвета. Дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или желтые. Дети младшего дошкольного возраста с большим трудом подмечают разные сходства оттенков между собой. Цветовому решению в детских рисунках большое внимание уделяла Н. П. Сакулина, отмечая, что ребенок младшего дошкольного возраста различает достаточное количество цветов, но он затрудняется в словесном обозначений их. В образной форме вполне возможно знакомить детей дошкольного возраста с «теплыми» и «холодными» цветами. В результате проведенных исследований было установлено, что цветовое восприятие развивается у детей значительно раньше, чем умение передавать изображение в рисунке. Н. П. Сакулина видела проблемы при цветовом изображении предметов в недостаточной культуре детского восприятия, которая формируется в излишней цветовой насыщенности. Дети часто дают цветам другие названия. В тоже время они иногда и отказываются от названия цветов. Они могут найти цвет к предложенному образцу, но в словаре детей отсутствуют слова обозначающие названия цветов.
При направлении внимания детей на цветовое разнообразие предметов и явлений и необходимость передачи этого в рисунках, дети овладевают умением расширять цветовую гамму, например высветлять цвета и получать новые более светлые оттенки.
В возрасте 5 лет дети, как правило, уже хорошо знают разнообразные цвета и оттенки предметов и явлений природы и начинают окрашивать их соответственно действительному цвету. Для маленьких детей часто не имеет значение, каков действительный цвет предметов. Он может использовать «неподражательную» гамму красок, которая для него в данный момент наиболее привлекательна. Говоря о предпочтениях детьми того или иного цвета, стоит отметить еще такую особенность цветового восприятия, как любование красочностью. Красочность сама по себе доставляет им непосредственное удовольствие. Для этого дети старшего дошкольного возраста должны иметь разнообразную сенсорную подготовку. Необходимо также учить детей эстетически воспринимать произведения народного искусства, обращая их внимание на цветовое решение образов.
Особенно доступен пониманию детей цветовой строй народного декоративно-прикладного искусства. Восприятие произведений народного искусства способствует развитию чувства цвета, формированию художественного вкуса.
Кроме занятий с детьми необходимо проводить экскурсии и прогулки в природу. Природа — великий художник. Многие поколения художников учатся у нее. Цвет в природе существует не сам по себе, он тесно связан с изменениями в природе, что очень важно показать и рассказать детям, как цвета тесно связаны и воздействуют друг на друга.
Систематическое знакомство детей с искусством помогает детям лучше увидеть действительность. Наблюдения жизни помогает понять произведения искусства, их цветовое решение, колорит. Успех воспитателя зависит от того, как он спланирует работу с детьми, какие вопросы подготовит к тому или иному занятию. Большое значение имеет предварительная работа с детьми. Большое значение в работе с детьми имеет слово воспитателя и речь самих детей. Важно, чтобы ребенок не только видел цвет, но и слышал от воспитателя обозначения его. Следует чаще пользоваться сравнениями, так в памяти они вызывают знакомый образ, тем самым ребенку легче будет запомнить тот или иной цвет.
Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразия материала: литературы, произведений искусства, дидактических игр, а также пособий по цвету. Большую роль играют в развитие цвета народные и дидактические игрушки. Педагогическую ценность представляют собой токарные игрушки: пирамидки, матрешки, вкладные мисочки вкладыши и др. Они служат основным дидактическим материалом для знакомства детей с цветом. Народная игрушка характерна неудержимой яркостью или благородной сдержанностью в цветовом решении. Большое значение имеет также включение дидактических игр в образовательную деятельность. К этому педагог должен хорошо быть подготовлен. Дети оперируют имеющимися знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребенок получает новые знания о том или ином цвете. Важнейшим условием является также среда, которая окружает ребенка. Необходимо научить его видеть красоту окружающей жизни, и прежде всего в быту: красивое оформление групповой комнаты, приятную по цвету одежду, детей и педагогов. А ведь, к сожалению, хороший вкус имеют не все родители, они не придают значения подбору по цвету одежды ребенка.
Ребенка следует постепенно умело вводить в мир гармоний цвета. Следует им объяснять какие цвета подходят друг к другу, а какие не совместимы между собой. Очень важно посоветовать какие лоскутки взять для кукольных платьев, прежде чем шить им наряд. Стремление одевать красиво своих кукол может служить для этой цели. Ведь сочетания цветов, например в одежде, может воспитывать вкус или безвкусицу.
Очень большое значение имеет эстетически оформленная среда, в которой большую часть времени проводит ребенок. Каждый предмет должен иметь определенное цветовое значение. Целесообразно использовать в оформлении керамику, изделия декоративно — прикладного искусства, которые дополняют цветовую гамму данного интерьера. Кроме всего перечисленного необходимо чтобы присутствовали и детские работы по изобразительному искусству и декоративно — прикладному творчеству. Особенно интересно и ярко выглядят те рисунки, в которых отчетливо проявилось внимание педагога к этой проблеме. Так же и родителям стоит обращать особое внимание на интерьер детской комнаты, в которой ребенок проводит время. Только при всестороннем развитии и внимании со стороны взрослых (педагогов, родителей, родственников), к данной проблеме, можно достигнуть положительных результатов.
Литература:
1. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1988
2. Дмитриева Н. А. О прекрасном. М., 1983
3. Комарова Т.С, Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965.