Региональный компонент в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.

Дата публикации: 13.02.2020

Статья просмотрена: 1349 раз

Библиографическое описание:

Ландейс, Т. С. Региональный компонент в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста / Т. С. Ландейс. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4890/ (дата обращения: 17.12.2024).



Что прежде всего характеризует человека? Конечно же, его культура. Культура человека — есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет художественно-эстетическое воспитание. В связи с этим, ключевая роль детского сада — это создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формирование первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного края.

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.

В трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. М. Леонтьева, Д. Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности.

В детском саду региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой.

Использование национального регионального компонента, ведется по нескольким направлениям. Особое внимание уделяется введению регионального компонента в изобразительную деятельность.

В декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, и вместе с тем, отчетливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические вкусы. Всё это богатство представлено в максимальной выразительной форме регионального декоративно-прикладного искусства Южного Урала.

Включение регионального образовательного модуля «Наш дом — Южный Урал» в изобразительной деятельности позволяет решать педагогам следующие задачи:

– Приобщение детей к народному искусству, к духовно-художественным ценностям, созданным народом;

– Формирование представлений детей об основных художественных особенностях народного, изобразительно-пластического искусства больших этнических групп, проживающих на Южном Урале;

– Развитие умений детей создавать выразительные образы на основе повтора, вариации, импровизации.

Демографические особенности Уральского Края позволяют расширить рамки содержания народного искусства, так как на территории края проживают разные народы: русские, татары, башкиры, украинцы, киргизы что и определило необходимость ознакомления детей с искусством этих народов.

Внимание детей к декоративному искусству Уральского Края усиливается, если познакомить их в общем виде с отдельными техниками декоративного украшения, например, с вышивкой, кружевами на полотенцах, салфетках. Эффективным при этом будет приём выборочного обследования предметов народного искусства, который подводит детей к открытию: цветы можно вышить, вылепить, нарисовать и т. п. Они могут быть яркими и необычными, разными по форме, ритмично расположенными.

В знакомстве детей с одеждой Южного Урала главное — учить видеть отличия мужской, женской, сезонной одежды, сравнивать отдельные элементы одежды, сходные по назначению, восхищаться красотой одежды и умением народных мастеров.

Дети подготовительного возраста становятся уже более внимательными не к процессу изображения, а к его содержанию. Они охотно вступают в диалог по поводу увиденного, воспринятого. Такой диалог должен быть полноценным, ребенок и взрослый должны быть полноправными его участниками. Однако, способность детей, даже подготовительного возраста, брать на себя роль организаторов диалога развита недостаточно. Ведущая роль в нем все же принадлежит педагогу, который, в силу этого, должен готовить вопросы альтернативного характера. Подбирать их необходимо исходя из интересов ребенка.

Тематика занятий должна быть составлена с учетом интересов детей и быть близкой по содержанию к их повседневной жизни. Темы усложняются по мере взросления ребенка. В каждой новой теме изученный ранее материал переносится в новые контексты, новые ситуации, что обеспечивает гибкость приобретаемых способов выражения мыслей.

Большое значение для полноценной реализации регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. В группах оформлены мини-музеи народов Южного Урала, в ИЗО-уголках находятся пошаговые карты-схемы по аппликации, лепке, рисованию региональных промыслов. Для закрепления ранее изученных промыслов Южного Урала, разработаны дидактические игры, такие как «Уральские узоры», «Одень куклу в башкирский национальный костюм», «Собери герб», «Залатай коврик», «Уральские валенки».

Кроме того, предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, стенгазеты, выставки творческих работ.

Также для осуществления воспитательно-образовательной деятельности, разработан перспективный план:

Месяц

Работа с детьми

Самореализация

Коммуникативная

Продуктивная

Развивающая

сентябрь

Беседа о народной культуре, предметах быта

«Южно-Уральский фарфор»

Роспись посуды (шаблон)

развивать интерес к национальной культуре

Работа с методической литературой Изготовление дидактических материалов по ознакомлению детей с народным прикладным искусством

октябрь

Беседа о видах уральских народных узоров

Декоративное рисование «Лоскутное одеяло» (Уральская Домовая роспись)

Развивать интерес к декоративному рисованию

Работа с методической литературой, Повышение знаний, сбор материала.

ноябрь

Беседа «Башкирский национальный костюм», дидактическая игра

Роспись (шаблон)

Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Оформление групп

декабрь

Беседа: «Мастера Касли»

Лепка из солёного теста по замыслу «Каслинское литьё»

Развивать умение работать с пластилином и соленым тестом по образцу и собственному замыслу

Сбор аналитической информации

январь

Презентация «Камнерезное искусство Урала»

Поделки из бросового материала

(папье-маше пластика)

Развивать интерес к художественному творчеству

Консультации:

«Играйте с детьми в народные подвижные игры»

февраль

Презентация «Уральские валенки»

Роспись валенок (шаблон)

По типу «Уральских валенок»

Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

март

Рассматривание изделий, беседа

Рисование на тему «Оренбургский пуховый платок для бабушки».

Развивать интерес к изобразительной деятельности

Пополнение методической копилки

апрель

Рассматривание изделий, беседа

«Гончарство и Уральская глиняная игрушка»

Лепка из соленого теста «Уральская посуда»

Развивать интерес к художественному творчеству

Оформление выставки детских рисунков и поделок

май

Повторение пройденного материала по региональным промыслам Южного Урала

Свободное рисование на тему «Промыслы Южного Урала»

Развитие интереса к народным промыслам

Подведение итогов развития творческих способностей путём изучения народных промыслов.

Содержание занятий изобразительной деятельностью может быть самым разнообразным. Дети могут осваивать уральскую роспись, закрепляя и совершенствуя технические и изобразительные умения. В ходе декоративно-оформительской деятельности дети учатся создавать эскизы, выполняя по ним элементы одежды, костюмов, головных уборов, предметов быта, необходимых в театрально-музыкальных представлениях, посвященных народным праздникам. Техника выполнения таких работ может быть разной: роспись образных форм, плетение, вышивка, лепка и т. д.

Дошкольники, упражняясь в декоративно-оформительской деятельности, способны участвовать в совместной деятельности по созданию объемных и плоскостных макетов (уральская, башкирская деревня). Такое содержание художественно-творческой деятельности знакомит их со способами проектирования предметной среды народного быта. Так же содержанием изобразительной деятельности могут быть сюжеты народных сказок песен.

Использование детских работ в оформление помещений, в выставках способствует их социальному и духовному развитию, чувства сопричастности, ответственности.

Воспитание любви к своей Родине, своему краю — это долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог — гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Основные термины (генерируются автоматически): Южный Урал, изобразительная деятельность, региональный компонент, народное искусство, национальная культура, ребенок, родной край, соленый тест, декоративно-оформительская деятельность, Уральский Край.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Целостный процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

Значение устного народного творчества для активизации речевого развития детей

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Роль игровой деятельности в формировании дружеских отношений детей младшего дошкольного возраста

Формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Целостный процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

Значение устного народного творчества для активизации речевого развития детей

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Роль игровой деятельности в формировании дружеских отношений детей младшего дошкольного возраста

Формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Задать вопрос