Значительную роль в дошкольном детстве играет изобразительная деятельность, которая непосредственно влияет на всестороннее развитие детей. У старших дошкольников в результате систематического, целенаправленного обучения складывается прочный интерес к изобразительной деятельности, желание рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, стремление заниматься в свободное время этим видом искусства. Приобретённые навыки и умения позволяют им свободно и творчески изображать окружающую жизнь, передавать своё отношение к миру с помощью продукта, рождённого своими руками. Впоследствии важным средством эстетического воспитания, развития детского творчества становится изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
О положительном влиянии занятий рисованием, о развитие интеллектуальных, моторных способностей, а также эмоциональной сферы детей писали такие видные исследователи как Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Е. А. Флерин, Н. П. Саккулин, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова и другие.
Продуктивный вид деятельности — это законченное самостоятельное творчество, создание чего-то нового, интересного для общества. Нас же интересует детское творчество. Что же понимать под детским творчеством?
Первой определила детское творчество Е. А. Флёрина «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому». [3,с.14]
Важную роль в изобразительной деятельности детей данного возраста играет восприятие. Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. [4,с.200]. При специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка, пропорция, чувства ритма.
Воспитанников нужно подводить к восприятию и воспроизведению сложной, многочастной формы в целом. В первую очередь это относиться к фигурам человека и животных. Они учатся лепить всю фигуру из одного куска глины, намечая сначала ее общую форму, а затем детали с одной, то с другой стороны. Для начала ребенка, необходимо научить основным приемам работы с пластическим материалом:
- Разминание — надавливание пальцами и руками на кусочек глины.
- Отщипывание — отделение маленьких кусочков глины от большого куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала кусочек прищипывают, затем отрывают.
- Сплющивание — сжимание куска глины для придания ему плоской формы. Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев. Большой кусок придавливают к поверхности стола всей ладонью.
- Скатывание — формирование шариков разных размеров между ладонями или ладонью и поверхностью стола круговыми движениями.
- Раскатывание — формирование жгутов между ладонями или ладонью и столом движениями вперед-назад.
- Вдавливание — изготовление деталей на глине путем нажатия пальцами.
- Разрезание — деление куска глины с помощью стеки.
- Соединение деталей — прикладывание деталей друг к другу с небольшим придавливанием.
- Заострение — оттягивание пальцами одного конца жгута и его раскатывание, чтобы он стал острым.
В рисовании применяется прием «построения» предмета сложной формы также от целого к деталям. Такой прием требует умения делать набросок — намечать форму без деталей, затем ее уточнять и отделывать.Наброски помогают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. Острое чувство приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику. Для данного приёма ребятам пригодится графитный карандаш, мелки или акварель. Краска для наброска выбирается светло-серая, голубоватая или светло-коричневая, чтобы рисунок можно было исправлять, дополнять. Рисунки-наброски могут выполняться на отдельном листке бумаги относительно быстрыми движениями, легкой слитной линией: полезно сделать несколько набросков одного и того же предмета. Однако, воспитатель может предложить хорошо рассмотреть и обвести пальцем контур предмета, а затем рисовать контур не каждой части отдельно, а всего предмета одной линией, не отрывая руки от рисунка. Таким приемом рисуются упрощенные по форме керамические фигурки животных, глиняные народные игрушки.
Например, занятие на тему: «Коняшки». Каждый ребенок получает по листу белой бумаги для поисков контура фигурки. После обследования игрушки по ее контуру с включением движения руки ребенка следует предложить порисовать фигурки простым карандашом. Когда они получаться удачными, можно разрешить выбрать лист цветной бумаги и нарисовать на нем простым карандашом несколько разных коней. Затем они расписываются так же, как это делают дымковские мастера: все покрывается белой гуашью, а по мере высыхания наносятся элементы украшения. Для композиции лучше подобрать бумагу разных ярких цветов: это придаст декоративность, которая соответствует характеру дымковских игрушек.
Воспитателю следует иметь в виду, что у многих детей красивый контур получится не сразу, а после некоторых поисков. Неудавшийся рисунок будет уместно проанализировать вместе с ребенком, иногда вновь предложить обвести фигуру по контуру, определяя при этом, какую часть тела описывает палец (шея, спина, одна нога, вторая нога, шея, голова). Неудачи некоторых детей связаны с неумением соотнести то, что рисуется в данным момент. Педагогу необходимо обратить внимание детей на положение одной части по отношению к другой, например: передние ноги начинаются напротив шеи и т. д. Если детям не удается сразу нарисовать контур игрушки слитной линией, следует побудить их продолжать попытки, дать для этого дополнительный листок бумаги. Данное занятие требует много времени. Его можно разделить на два этапа и каждый проводить как отдельное занятие. Лучше, если оба они будут организованы в один день (с перерывом), тогда дети увидят результат своего напряженного труда в тот же день и работа не покажется им скучной.
Огромное значение в декоративном рисовании играют образцы народного прикладного искусства. Юные художники усваивают завитки хохломской росписи, учатся расписывать декоративные букеты в тёплых и холодных тонах. Знания спектральных тонов способствует развитию чувства цвета.
Ребятам старшего возраста интересны события, происходящие в нашей стране и за рубежом. Их волнуют спортивные соревнования, космическая направленность, наши праздники и многое другое. Именно это отражают современные дети сегодня в своих рисунках, изделиях из глины, аппликации. Таким образом, необходимо включать в занятия изобразительной деятельности общественную тематику, знакомя детей с различными явлениями нашей жизни.
Например, довольно интересна и волнительна, познавательна для старших детей тема космоса. Воспитатель показывает детям портрет Ю. А. Гагарина и спрашивает: Расскажите, что вы знаете о Юрии Алексеевиче Гагарине”. Затем обобщает ответы детей: “Юрий Алексеевич Гагарин был первым человеком, полетевшим в космос. Он поднялся высоко-высоко над Землей на космическом корабле. Людей, которые летают в космос, называют летчиками-космонавтами. Мы гордимся тем, что первым в космос полетел русский человек”. Одним словом вначале занятия проводится предварительная работа, беседа о космосе и космонавтах. Далее ребята проживают космос, отправляются во Вселенную, чтобы увидеть Солнце и звёзды. Благодаря рассказам воспитателя, наглядным средствам, музыкальному исполнению включается воображение у маленьких космонавтов. Так и появляются на свет продукт изобразительной деятельности по теме «Космос». После такого занятия педагог вместе с воспитанниками может создать творческую выставку или альбом.
В результате продуктивной работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, чувства цвета, композиции, пропорций. Дошкольники становятся самостоятельными, творческими, умеющими создавать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществлялось их эстетическое воспитание.
Опыт работы с дошкольниками позволяет отметить, что именно занятия изобразительной деятельностью создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, творчество, воображение, создают эмоционально — положительное отношение к результату своей деятельности. Вместе с этим продуктивный вид деятельности в дошкольном детстве способствует и развитию мышления детей, благодаря развитию анализа, сравнения, обобщения.
Таким образом, можно сказать, что продуктивный вид деятельности является своеобразным ключом всестороннему развитию детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2–7 лет технике рисования, — Учебно-методическое пособие. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. — 64с.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении. — М. — 1999. — 344 с.
- Комарова Т.С Комарова Т. С. Детское художественное творчество — М: Мозаика-Синтез, 2008. — 85с.
- Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583с.
- Яковлева Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 67–70.