В статье рассматриваются вопросы о зрительном восприятии дошкольников, цветовосприятии детей с задержкой психического развития, о том, как художественное творчество влияет на формирование цветовосприятия старших дошкольников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: цветовосприятие, задержка психического развития, старшие дошкольники, художественная и изобразительная деятельность.
Актуальность выбранной темы, подтверждается тем требованиям Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования к содержанию и организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Как говорится в стандарте, что дошкольное образование, обеспечивает развитие личности, а также мотивирует способности детей в различных видах деятельности, а познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, особенно об их цветовых решениях и форме.
Цветовосприятие у детей в дошкольном возрасте, это один из многих видов восприятия, а именно — зрительное восприятие. Формируется оно с помощью окружающего мира, который ребенок видит вокруг, познает и все что на него воздействует. Свойство восприятия возникает на известной ступени, является продуктом развития, а не дано с самого начала [1].
У старших дошкольников с задержкой психического развития при специальной работе формируется цветовосприятие, именно потому, что чаще всего такие дети не могут самостоятельно различать цвета. Главной причиной является органическое поражение центральной нервной системы, которая может захватить как центральную, так и периферическую части зрительного анализатора, что приводит к снижению остроты зрения, проявлению некоторых особенностей зрительного восприятия детей с задержкой психического развития (медлительность, узость, нарушение цветоразличения и инактивность).
Одной из особенностей зрительного восприятия дошкольников с задержкой психического развития является его недостаточная дифференцированность: они не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки, присущие окружающим объектам. Процессы цветоразличения у них, по сравнению с нормой, отстают в своем развитии [6].
Изучением проблем с развитием цветовосприятия занимались такие ученые, как И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, М. С. Певзнер, Б. Н. Белый, Т. А. Власова и другие.
Большое значение художественной и познавательной деятельности для детей с задержкой психического развития подчеркивали такие ученые как: Т. Н. Головина, Л. В. Занков, И. М. Соловьев и другие. Н. Н. Подьякова и В. А.
В формировании цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития, неотъемлемой частью воспитания и обучения является художественная и изобразительная деятельность, которая носит эмоциональный и творческий характер, именно поэтому уделяется большое внимание таким дисциплинам. Запоминание цветовой гаммы влечет за собой не только ее знание, но и запоминание, а это развитие памяти и интеллекта, что немаловажно в развитии ребенка старшего дошкольного возраста.
Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти [2].
Художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый продукт произведения искусства [4].
При рассмотрении трудов ученых, таких как И. А. Грошенкова, можно сделать вывод, что старшие дошкольники с задержкой психического развития нуждаются в специальной коррекционной работе, направленной на преодоление недостатков, связанных с цветоразличением, подбором цветового материала, анализом и воспроизведением цвета и цветовых оттенков. При таких низких показателях, как зрительные формы резко снижаются возможности успешного обучения ребенка, именно правильное восприятие, как цвета, так и величины и формы необходимо для эффективного усвоения многих областей развития, от этого также зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности, именно поэтому формирование цветовосприятия является одним из важнейших составляющих дошкольного воспитания в том числе у старших дошкольников. Недостаточное формирование цветовосприятия влечет за собой недоразвитие всех психических функций и вообще тяжелые последствие, где идет снижение интеллектуальной и социальной деятельности в целом. Предупреждение этого, также является одной из актуальных проблем.
Дети с задержкой психического развития имеют потенциальные возможности усвоения программного материала, но для этого необходимо создать адекватные психофизическому развитию этих детей условий обучения, которые способствуют повышению уровня обучаемости и социальной адаптации. Обучаемость, под которой понимают умственные способности к усвоению знаний, представляют собой систему познавательных свойств личности, среди которых творчество играет особую роль, так как это один из путей, ведущий к познанию и освоению детьми окружающего мира [3].
Нельзя забывать о том, что в работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития обязательно должен быть индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывается желания ребенка и его интерес.
Каждое движение ребенка — это еще одна складочка в коре больших полушарий. Поэтому развитие пальцев рук является активизирующим процессом для коры головного мозга [5]. Именно поэтому и нужно применять такие виды деятельности, как художественная, а именно формировать у детей цветовосприятие через изучение цветов, а также развития моторики, ведь это непрерывно связано между собой.
Можно прийти к такому выводу, что старшие дошкольники с задержкой психического развития при правильном подходе к образовательной деятельности педагога при обязательном индивидуальном подходе, при создании адекватных условий обучения, специальной коррекционной работе — в формировании цветовосприятия и изучения самих цветов и оттенков будут иметь успех.
Литература:
- Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. — Собр. Соч., т.1 М., 1982.
- Истомина З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — Ч. II. -- М., 1981
- Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду М., «Просвещение», 1977. С. 123.
- Лубовский В. И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. — М., 2003.
- Монтессори М.. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. — 272 с, ил. — (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков.
- Чернышова Л. И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; Под ред. Э. В. Островский. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 381 c.