Дети с задержкой психического развития (ЗПР) — многочисленная категория, разнородная по своему составу.
Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.
Многие авторы отмечают, что дошкольников с ЗПР отличает высокая возбудимость, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость — все эти симптомы сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии в учебной деятельности. Это сказывается и на особенностях сенсорного развития детей данной категории.
У них снижена скорость выполнения перцептивных операций, требуется больше времени для приема и переработки получаемой информации, особенно в сложных условиях.
Для детей с ЗПР характерно, прежде всего, недостаточность, фрагментарность знаний об окружающем мире.
При задержке психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Страдает также и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта.
Формирование целостного образа предметов — результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным. У детей затруднен процесс восприятия: снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно двигательного).
По мнению Цымбалюк А. Н., у детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Детям с задержкой психического развития свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить сложную задачу более лёгкой. Данная особенность обуславливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в ограниченном объёме анализа, преобладании анализа над синтезом, смешении существенных и несущественных признаков.
В исследовании П. Б. Шошина и Л. И. Переслени выявлено, что дети с задержкой психического развития в единицу времени воспринимают меньший объем информации, то есть снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Таким детям требуется больше времени для приема и переработки зрительного, слухового и других впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях. Одной из особенностей детей является то, что подобные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые (овал, например, воспринимается как круг).
Отклонения в развитии сенсорных эталонов связаны, как правило, с тем, что эти стандарты являются предметными, а не обобщенными, а также потому, что у детей с задержкой психического развития не сформированы такие понятия, как форма, цвет, размер, которая в норме появляется в 3–4 года.
Несформированность эталонов мешает и развитию действий на соотношение предметов с эталоном, так как дети не видят разницы между мячиком и воздушным шариком, не различающих близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру. Поэтому такое действие, как моделирование (то есть разложение предмета на эталоны, из которых он состоит) может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного возраста, хотя в норме должны появиться уже до пяти лет.
Требуется большее количество практических проб при решении наглядно практических задач (доска Сегена, коробка форм и т. п.), дети не могут обследовать предмет. В то же время дети с задержкой психического развития могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величина.
Сенсорное развитие ребёнка, основываясь на развитии восприятия и ощущений, включает в себя знания таких сенсорных эталонов, как цвет, форма, величина и умение использовать их в своей деятельности.
Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития происходит в той же последовательности, как у нормально развивающихся детей, но имеет свои особенности.
У детей с задержкой психического развития отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта.
Существенным недостатком восприятия у детей с ЗПР является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с задержкой психического развития воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда оправдывает себя при использовании в практике работы с детьми с ЗПР, вследствие особенностей их психического развития.
Ориентировочно-исследовательская деятельность детей с задержкой психического развития в целом имеет более низкий уровень развития, по сравнению с нормально развивающимся ребенком: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, достаточно долгое время могут прибегать к практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Но, в отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долгое время не закрепляется и не обобщается в слове. Следовательно, ребенок может правильно выполнить словесную инструкцию, содержащую обозначение признака предмета («покажи синюю машинку»), но при этом затрудняться самостоятельно, назвать цвет показанного предмета [2].
Особые трудности у детей вызывает овладение представлениями о величине, не могут выделить и обозначить отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети испытывают трудности при выделении основных структурных элементов предмета, их пространственного отношения и мелких деталей. Схожие свойства предметов чаще всего воспринимают как одинаковые. В связи с недостаточной сформированностью интегральной деятельности мозга дети испытывают трудности при узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ [2]
Таким образом, специфические нарушения восприятия у детей с задержкой психического развития проявляются ограниченностью и фрагментарностью их представлений об окружающем мире. Кроме того, одной из основных особенностей таких детей является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями, что требует от педагогов подбора особых способов и методов организации работы с детьми по данному направлению, которые мы будем рассматривать в следующих статьях.
Литература:
- Акопова, М. А. Исследование специфики развития познавательных психических процессов детей с ЗПР с речевыми недостатками // Мир педагогики и психологии. 2018. 4 (21). С. 193–202. — Текст: непосредственный
- Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 154 с. — Текст: непосредственный

