The article examines the significance of developing visual perception in the context of the modern world. It specifically addresses the unique aspects of visual perception development in children with vision impairments. The importance of systemic conditions that provide optimal opportunities for the activation of mental development is emphasized. The organization of specialized instructional environments, the use of developmental tools and methods, as well as the creation of a psychologically comfortable environment that stimulates the development of visual perception in children with vision impairments, are thoroughly explored.
Keywords: visual perception, visual impairments, developmental features.
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения является одной из важнейших задач в области психологии и педагогики, поскольку оно напрямую влияет на общее развитие ребенка, его социальную адаптацию и качество жизни. В условиях современного общества, где визуальная информация играет ключевую роль в обучении и коммуникации, недостаточное внимание к развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения может привести к серьезным последствиям, включая задержки в обучении, трудности в социальной интеграции и формировании навыков самостоятельной жизни [1].
В настоящее время в отечественной психолого-педагогической науке отмечается недостаточная комплексность подходов к созданию условий, способствующих развитию зрительного восприятия у данной категории детей [7]. Вопросам формирования и развития зрительного воспитания у детей посвящены исследования Р. Н. Азарян, Л. Е. Выготского, X. Вагнерова, Н. Гнеушевой, В. З. Денискиной, М. И. Земцовой, М. К. Марутян, А. Р. Мкртчян, В. Рот, Б. К. Тупоногов, В. А. Феоктистовой и др. Исследования в области коррекционной педагогики (Л. А. Орлова, В. П. Ващенко, Н. П. Волкова и др.) преимущественно фокусируются на коррекции зрительных дефектов и формировании зрительных навыков, однако вопрос психологических и педагогических условий, стимулирующих развитие зрительного восприятия в контексте образовательного процесса, остается недостаточно исследованным. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, количество детей с различными нарушениями зрения продолжает расти, что делает необходимым разработку эффективных психолого-педагогических условий для их поддержки и развития. Важно понимать, что зрительное восприятие не является изолированным процессом; оно связано с когнитивными, эмоциональными и социальными аспектами развития ребенка. Поэтому создание комплексных и индивидуализированных подходов к обучению и коррекции зрительного восприятия становится особенно актуальным. Сенcитивные периоды для развития зрительного восприятия наблюдаются в дошкольном и младшем школьном возрасте. В это время происходит активное развитие качеств восприятия, что связано с созреванием зрительной системы и улучшением межнейронных связей в коре мозга. Дети начинают осваивать более сложные формы восприятия, включая способность к целостному восприятию объектов и ситуаций.
У детей с нарушениями зрения развитие зрительных навыков происходит иначе по сравнению с нормально развивающимися сверстниками: [4]
— Замедленное развитие фиксации взгляда и его удержания;
— Ограниченные возможности для развития стереоскопического зрения;
— Трудности в распознавании объектов по форме, цвету и размеру;
— Недостаточная способность к визуальному анализу и синтезу.
В зависимости от степени и времени возникновения нарушения, у ребенка формируются разные особенности восприятия окружающего мира:
— Ограниченная или искаженная визуальная информация;
— Задержка в развитии зрительных навыков;
— Недостаточное развитие пространственного ориентирования;
— Трудности в распознавании форм, цветов и деталей.
— Особенности формирования зрительных навыков
Эти особенности обусловлены отсутствием полноценного визуального опыта, что влияет на формирование зрительных образов и их связь с другими сенсорными системами. Дети с нарушениями зрения часто используют другие сенсорные системы для познания мира — тактильную, слуховую, кинестетическую. Это влияет на развитие их зрительного восприятия следующим образом: [1]
— Замедленное развитие зрительных образов: из-за ограниченного доступа к визуальной информации дети могут иметь менее яркие и устойчивые зрительные образы.
— Адаптация сенсорных каналов: усиление роли слуха и осязания для компенсации недостатка зрения.
— Развитие тактильного восприятия: дети учатся воспринимать формы, размеры, текстуры через осязание, что помогает им ориентироваться в пространстве.
— Особенности пространственного мышления: у таких детей могут развиваться альтернативные стратегии ориентирования (например, использование звуковых ориентиров).
Для эффективного развития зрительных навыков у детей с нарушениями зрения применяются специальные методы: [5]
— Использование тактильных материалов и объектов для формирования представлений о форме, размере и положении предметов;
— Обучение с применением тактильно-зрительных упражнений (например, использование увеличителей или специальных световых приборов);
— Развитие пространственного ориентирования через игру и движение;
— Использование аудиосистем для обучения звуковым образам окружающего мира.
— Раннее выявление нарушений зрения позволяет начать коррекционные мероприятия как можно раньше, что значительно повышает шансы на успешное развитие зрительного восприятия.
Современные теории детского развития (Л. С. Выготский, Н. А. Менчинская, А. Н. Леонтьеев) подчеркивают роль системных условий, обеспечивающих оптимальные возможности для активизации психического развития. В контексте детей с нарушениями зрения это включает организацию специальных условий обучения, использования развивающих средств и методов, а также создание психологически комфортной среды, стимулирующей развитие зрительного восприятия. [3] Однако практика показывает, что такие условия формируются разрозненно, а научно обоснованных подходов к их комплексному созданию и внедрению в воспитательно-образовательный процесс недостаточно. [1]
Зрительное восприятие играет важную роль в формировании познавательных процессов, моторики, коммуникации и социального взаимодействия у детей. У детей с нарушениями зрения развитие этого компонента происходит с учетом особенностей их сенсорных возможностей, что требует особого подхода со стороны родителей, педагогов и специалистов. Раннее выявление нарушений зрения позволяет начать коррекционные мероприятия как можно раньше, что способствует более полноценному развитию всех видов восприятия. [7] Важна междисциплинарная команда специалистов — офтальмологи, логопеды, психологи, дефектологи — для разработки индивидуальных программ обучения. [6] Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения характеризуется особенностями адаптации к ограниченным возможностям визуальной системы. Поддержка их сенсорного развития требует использования комплексных методов и индивидуального подхода. Благодаря современным технологиям и профессиональной помощи такие дети имеют возможность максимально раскрыть свой потенциал и успешно интегрироваться в общество.
Литература:
- Азарян, Р. Н., Григорян Н. П., Коррекционно-развивающая работа со слабовидящими детьми в условиях массового и интегративного обучения // «Педагогическая мысль» 2009, N 1–2, c. 157–160.
- Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: книга для воспитателей детского сада/под ред. Л. А. Венгера. -М.: Просвещение, 1988.
- Волкова И. П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения//Дефектология. -2005. -№ 3. -С. 39–47.
- Денискина В. 3. Классификация детей с нарушением зрения//Физическое воспитание. -2007. -№ 8. -С. 11–16.
- Земцова М. И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. -М.: Просвещение, 1978.
- Максютова Р. Д. Как помочь ребенку с нарушением зрения включиться в учебную деятельность//Дефектология. -1998. -№ 3. -С. 44–48.
- Одинокова Н. А. Феномен восприятия и зрительного восприятия: теоретический аспект // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы XII Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 19 мая 2014 г.). — Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. — С. 15–44.
- Ричард, Грегори. Глаза и мозг. Психология зрительного восприятия / Пер. с англ. — Москва: Прогресс, 1970. — 256 с.

