Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование картины мира у детей с нарушением зрения: особенности коммуникативного развития

Педагогика
16.11.2025
2
Поделиться
Аннотация
Данная статья рассматривает влияние качества зрения на формирование у детей собственного восприятия, а также картины мира в целом. Описана важность организации тщательного подхода в построении коммуникации у детей с нарушением зрения, а также роль правильно выбранной коррекционной программы.
Библиографическое описание
Куракулова, К. А. Формирование картины мира у детей с нарушением зрения: особенности коммуникативного развития / К. А. Куракулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 46 (597). — С. 186-187. — URL: https://moluch.ru/archive/597/130100.


This article examines the influence of the quality of vision on the formation of children's own perception, as well as the picture of the world as a whole. The importance of organizing a careful approach in building communication in children with visual impairment is described. The role of a well-chosen correctional program.

Keywords: visual impairment, communication, interaction, psychocorrective work, interpersonal relationships.

Зрение играет ключевую роль в формировании межличностных отношений и обмене информацией, а проблемы со зрением могут оказывать существенное влияние на развитие коммуникативных навыков. Понимание этой особенности позволяет разрабатывать более эффективные стратегии коррекционной работы и интеграции детей с нарушениями зрения в образовательную и социальную среду.

Коммуникативные умения представляют собой необходимый компонент формирования и развития личности младшего школьника, проявляющийся в процессе его общения и взаимодействия с другими людьми. Эти умения выступают как индивидуально-психологические характеристики личности, способствующие личностному росту и успешной социальной адаптации, а также самостоятельной деятельности ребенка, включающей информационные, перцептивные и интерактивные компоненты, основанные на принципах субъект-субъектного взаимодействия.

Важно отметить, что зрительные дефекты оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка, обуславливая развитие специфической установки по отношению к окружающему миру. Сравнение себя со сверстниками с нормативным развитием, оценка собственных успехов в учебной деятельности, а также ряд других факторов могут способствовать развитию у ребенка неуверенности, пассивности, самоизоляции и агрессивности.

Ограничение взаимодействия с окружающим миром по причине зрительных особенностей обуславливает задержку развития осязания и слухового предметного восприятия, а также в целом формирования сенсорно-перцептивной деятельности [1]. Наряду с этими показателями наблюдаются сложности в понимании смысла сказанного, затруднения в повторении речевых инструкций, а также нарушения в формировании предметно-действенных средств коммуникации, проявляющиеся в неестественных позах, неадекватном ситуации поведении и нарушениях эмоционального фона.

Важно упомянуть, что отставание в развитии коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения не является необратимым. Поэтому при выборе методики развития коммуникации для детей с нарушением зрения необходимо учитывать их особенности восприятия и коммуникации. Это означает, что такая методика должна включать использование тактильных материалов, предоставление возможности осязательного обследования, стимулирование вербального описания и создание благоприятных условий для взаимодействия.

Традиционно исследования, посвященные развитию детей с нарушениями зрения, фокусировались на сенсорной депривации и ее влиянии на когнитивные процессы. Однако в последние годы все большее внимание уделяется изучению социально-коммуникативной сферы как важнейшей составляющей общего развития.

Правильно организованная коррекционная работа, учитывающая специфические потребности ребенка, и активное включение в социум могут существенно нивелировать имеющиеся различия [2]. Развитие коммуникативной компетентности у детей с нарушениями зрения требует комплексного подхода, включающего в себя:

– развитие вербальной коммуникации: стимулирование речевой активности, расширение словарного запаса, обучение построению грамматически правильных фраз и связных высказываний;

– обучение невербальной коммуникации: развитие навыков распознавания и использования невербальных средств общения, таких как интонация, тембр голоса, тактильный контакт, поза;

– формирование социальных навыков: обучение правилам поведения в различных социальных ситуациях, развитие умения устанавливать и поддерживать контакты, разрешать конфликты, сотрудничать;

– развитие эмпатии: формирование умения понимать и разделять чувства других людей, сопереживать им [3].

Эффективность психокоррекционного процесса напрямую зависит от умения специалиста грамотно составлять необходимую программу, учитывая следующие методические требования:

– четкая формулировка основной цели коррекционно-развивающей работы, определяющая стратегическую направленность всех мероприятий;

– выделение круга задач, конкретизирующих основную цель и определяющих тактические шаги для ее достижения;

– определение содержания коррекционных занятий с учетом структуры дефекта, индивидуально-психологических особенностей ребенка и особенностей развития ведущего вида деятельности;

– определение формы работы с ребенком, будь то групповая, семейная или индивидуальная, в зависимости от специфики проблемы и индивидуальных потребностей ребенка;

– отбор соответствующих методов и техник с учетом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей ребенка;

– планирование формы участия родителей и других лиц в коррекционном процессе с учетом важности вовлечения ближайшего социального окружения в поддержку развития ребенка;

– разработка методов анализа и оценки динамики психокоррекционного процесса, позволяющая отслеживать прогресс и корректировать программу в случае необходимости;

– подготовка помещения, необходимого оборудования и материалов, создающая благоприятную и стимулирующую среду для коррекционной работы.

Литература:

  1. Калягин, В. А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — Москва : Академия, 2019. — 320 с.
  2. Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высших учебных заведений. В трех книгах. Книга 1: Общие основы психологии. — 7-е изд. — Москва : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2022. — 687 с.
  3. Глазунова, О. В. Коррекционная педагогика : учебное пособие для вузов / О. В. Глазунова. — Москва : Юрайт, 2023. — 177 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №46 (597) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 186-187):
Часть 3 (стр. 141-207)
Расположение в файле:
стр. 141стр. 186-187стр. 207

Молодой учёный