This article examines the influence of the quality of vision on the formation of children's own perception, as well as the picture of the world as a whole. The importance of organizing a careful approach in building communication in children with visual impairment is described. The role of a well-chosen correctional program.
Keywords: visual impairment, communication, interaction, psychocorrective work, interpersonal relationships.
Зрение играет ключевую роль в формировании межличностных отношений и обмене информацией, а проблемы со зрением могут оказывать существенное влияние на развитие коммуникативных навыков. Понимание этой особенности позволяет разрабатывать более эффективные стратегии коррекционной работы и интеграции детей с нарушениями зрения в образовательную и социальную среду.
Коммуникативные умения представляют собой необходимый компонент формирования и развития личности младшего школьника, проявляющийся в процессе его общения и взаимодействия с другими людьми. Эти умения выступают как индивидуально-психологические характеристики личности, способствующие личностному росту и успешной социальной адаптации, а также самостоятельной деятельности ребенка, включающей информационные, перцептивные и интерактивные компоненты, основанные на принципах субъект-субъектного взаимодействия.
Важно отметить, что зрительные дефекты оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка, обуславливая развитие специфической установки по отношению к окружающему миру. Сравнение себя со сверстниками с нормативным развитием, оценка собственных успехов в учебной деятельности, а также ряд других факторов могут способствовать развитию у ребенка неуверенности, пассивности, самоизоляции и агрессивности.
Ограничение взаимодействия с окружающим миром по причине зрительных особенностей обуславливает задержку развития осязания и слухового предметного восприятия, а также в целом формирования сенсорно-перцептивной деятельности [1]. Наряду с этими показателями наблюдаются сложности в понимании смысла сказанного, затруднения в повторении речевых инструкций, а также нарушения в формировании предметно-действенных средств коммуникации, проявляющиеся в неестественных позах, неадекватном ситуации поведении и нарушениях эмоционального фона.
Важно упомянуть, что отставание в развитии коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения не является необратимым. Поэтому при выборе методики развития коммуникации для детей с нарушением зрения необходимо учитывать их особенности восприятия и коммуникации. Это означает, что такая методика должна включать использование тактильных материалов, предоставление возможности осязательного обследования, стимулирование вербального описания и создание благоприятных условий для взаимодействия.
Традиционно исследования, посвященные развитию детей с нарушениями зрения, фокусировались на сенсорной депривации и ее влиянии на когнитивные процессы. Однако в последние годы все большее внимание уделяется изучению социально-коммуникативной сферы как важнейшей составляющей общего развития.
Правильно организованная коррекционная работа, учитывающая специфические потребности ребенка, и активное включение в социум могут существенно нивелировать имеющиеся различия [2]. Развитие коммуникативной компетентности у детей с нарушениями зрения требует комплексного подхода, включающего в себя:
– развитие вербальной коммуникации: стимулирование речевой активности, расширение словарного запаса, обучение построению грамматически правильных фраз и связных высказываний;
– обучение невербальной коммуникации: развитие навыков распознавания и использования невербальных средств общения, таких как интонация, тембр голоса, тактильный контакт, поза;
– формирование социальных навыков: обучение правилам поведения в различных социальных ситуациях, развитие умения устанавливать и поддерживать контакты, разрешать конфликты, сотрудничать;
– развитие эмпатии: формирование умения понимать и разделять чувства других людей, сопереживать им [3].
Эффективность психокоррекционного процесса напрямую зависит от умения специалиста грамотно составлять необходимую программу, учитывая следующие методические требования:
– четкая формулировка основной цели коррекционно-развивающей работы, определяющая стратегическую направленность всех мероприятий;
– выделение круга задач, конкретизирующих основную цель и определяющих тактические шаги для ее достижения;
– определение содержания коррекционных занятий с учетом структуры дефекта, индивидуально-психологических особенностей ребенка и особенностей развития ведущего вида деятельности;
– определение формы работы с ребенком, будь то групповая, семейная или индивидуальная, в зависимости от специфики проблемы и индивидуальных потребностей ребенка;
– отбор соответствующих методов и техник с учетом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей ребенка;
– планирование формы участия родителей и других лиц в коррекционном процессе с учетом важности вовлечения ближайшего социального окружения в поддержку развития ребенка;
– разработка методов анализа и оценки динамики психокоррекционного процесса, позволяющая отслеживать прогресс и корректировать программу в случае необходимости;
– подготовка помещения, необходимого оборудования и материалов, создающая благоприятную и стимулирующую среду для коррекционной работы.
Литература:
- Калягин, В. А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — Москва : Академия, 2019. — 320 с.
- Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высших учебных заведений. В трех книгах. Книга 1: Общие основы психологии. — 7-е изд. — Москва : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2022. — 687 с.
- Глазунова, О. В. Коррекционная педагогика : учебное пособие для вузов / О. В. Глазунова. — Москва : Юрайт, 2023. — 177 с.

