Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.
Ключевые слова: дошкольники с амблиопией и косоглазием; особенности восприятия.
This article is devoted to the peculiarities of perception of children with functional visual impairments. Particular attention is paid to identifying the prerequisites for the occurrence of speech disorders.
Keywords: preschool children with amblyopia and strabismus; features of perception.
В последние годы среди новорожденных число детей с последствиями перинатальной патологии достигло 36 %. Более 40 % из них имеют нарушения органов зрения. Как правило, зрительная патология сочетается с другими нарушениями здоровья ребенка или возникает вследствие негативного воздействия другого заболевания на незрелую зрительную систему. В свою очередь, согласно данным современных исследований, дети с косоглазием и амблиопией составляют самую большую группу среди дошкольников с нарушениями зрения [7, 15]. В зависимости от этиологии и особенностей течения болезни зрение ребенка может оставаться стабильным или постепенно снижаться [1, 2]. Нам представляется актуальным рассмотреть особенности данной категории обучающихся.
Познание окружающего нам доступно благодаря восприятию, психическому процессу отражения предметов и явлений действительности, совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на орган чувств. Благодаря ему в сознании человека возникает целостный образ объекта [11]. Для детей с амблиопией и косоглазием зрение остается основным средством восприятия, ведущим в учебном процессе. Не происходит компенсации с использованием других анализаторов, как это свойственно слепым и слабовидящим [4, 8]. Детям с функциональными нарушениями зрения свойственны бессистемные, неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении, функциональном назначении собственных органов чувств, что является препятствием для включения собственных компенсаторных механизмов [19].
Корковое нарушение приводит к снижению функций зрения, что приводит к снижению скорости, точности, дифференцированности восприятия, обуславливает трудности овладения сенсорными эталонами. Дети допускают ошибки при определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, при выполнении практических действий, овладении измерительными навыками. Наличие низкого уровня оперирования сенсорными эталонами, зрительными образами и представлениями неизбежно приводит к появлению вторичных отклонений в зрительном восприятии предметов окружающего мира [16]. Младшим школьникам с амблиопией и косоглазием свойственна фрагментарность, искаженность, замедленность, нечеткость узнавания, трудности в восприятии, как единичных предметов окружающего мира, так и в отражении сразу нескольких логически связанных между собой предметов [5]. Совершенно очевидно, что перечисленные недостатки зрительного восприятия детей с амблиопией и косоглазием в свою очередь отрицательно влияют и на развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение [20].
Кроме того, у детей с функциональным слабовидением чрезвычайно часто наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия. Так, например, избирательность восприятия ограничивается сужением круга интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира, апперцепция ослаблена [6].
Одной из характерных особенностей является значительное отставание в формировании познавательных интересов. Как результат снижения познавательных интересов, у детей с функциональным слабовидением наблюдается снижение количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, что в свою очередь приводит к возникновению трудностей в обучении, снижению успеваемости [4].
Л. С. Волкова, М. И. Земцова, О. Л. Жильцова отмечают отрицательное влияние зрительной патологии на речевое развитие ребенка, связывая это со своеобразием формирования его высших психических функций [17]. Л. С. Волкова подчеркивает, что для детей с нарушением зрения наиболее типичны системные недоразвития речи. Непонимание смысловой стороны слова, не соотносящейся с чувственным образом предмета, использование усвоенных на исключительно вербальной основе слов, эхолалии, отсутствие развернутых высказываний в связи с недостатком зрительных впечатлений [18].
Нарушения речи у таких детей многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему, где собственно речевые нарушения не являются единственным ядром речевой аномалии [9]. М. И. Земцова [7] и другие указывают на необходимость проведения коррекционной логопедической работы с такими детьми. Без своевременной коррекционной работы нарушения зрения обусловливают образование межсистемных нарушений: двигательные, нарушение ритма (основан на зрительном, слуховом, тактильном и кинестетическом восприятии) при всех видах ритмической деятельности у детей дошкольного и школьного возраста.
Лукашова Л. В. [14] подчеркивает увеличение числа детей с дизартрией среди детей с нарушениями зрения: 2000г. — 85 %, 2005г.-85 %, 2010г. — 95 %. У детей с нарушением зрения проблемы со звукопроизношением встречаются в два раза чаще чем в норме [13]. Результаты исследования В. К. Иваковой показали, что у 30 % детей с нарушениями зрения имеются все типы нарушения звукопроизношения, а результаты исследования Т. П. Свиридюк показали резкое отставание детей в области развития фонематического слуха, звукового анализа и первичных навыков чтения [3]. Е. А. Лапп это связывает с ограниченным визуальным контролем за языковыми и невербальными средствами общения [30]. Лапп Е. А. делит детей с нарушениями зрения и речи на три группы. В первую входят дошкольники с грубо несформированностью всех языковых систем. Дети с несформированностью фонематических представлений составляли вторую группу. В третью входили дети с хорошо развитой связной речью, сформированными фонематическими представлениями [12].
В исследованиях А. Г. Литвака, М. И. Земцовой, Т. П. Свиридюк, А. М. Виленской, Г. В. Григорьевой, В. З. Денискиной, З. Ю. Тюбекина, Р. Ж. Мухамедрахимовой, Федоренко Ю. В. и др. затрагиваются вопросы особенностей эмоционально — волевой сферы и ее развития у детей с нарушениями зрения, указывается на ее недоразвитие, непонимание эмоции такими детьми [13, 7]. Взаимосвязь эмоционально-волевой сферы и речевой деятельности неоднократно подчеркивалась исследователями (Л. С. Выготский, Н. В. Витта, Н. И. Жинкин, А. В. Запорожец, Э. Л. Носенко, С. Л. Рубинштейн, Т. П. Хризман, В. И. Шаховский и др.) [10]. Соответственно, гипотетически, коммуникативная функция у детей с нарушениями зрения имеет определенные особенности. Н. С. Кожанова [11] комплексно исследовала состояние коммуникативной деятельности дошкольников с нарушениями зрения, и по приведенным ею данным видно, что такие дети недостаточно общительны.
Дети с косоглазием и амблиопией чаще всего отличаются бедностью предметно-практического опыта. Их ответам характерна однотипность, отсутствие развернутых ответов [7]. При этом некоторые дети с амблиопией и косоглазием имеют нормальное развитие речи.
Приведенные нами данные позволяют говорить о различной структуре нарушений восприятия и вторичных отклонений у детей с амблиопией и косоглазием.
Литература:
- Баранов, А. А. Здоровье детей России: состояние и проблемы / А. А. Баранов. — М., 1999. — 273 с.
- Васильева, М. Ю. Особенности психического развития недоношенных детей первого года жизни / М. Ю. Васильева, А. С. Батуев, Е. А. Вершинина // Психологический журнал. — 2009. — № 3.- С. 52–62
- Дружинина, Л. А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией: автореферат дис. … канд. пед. наук:13.00.03 / Дружинина Лилия Александровна.- М.,2000. — 23 с.
- Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Ермаков, Г. А. Ягудин. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
- Гайлене, И. П. Особенности выделения признаков объектов детьми с нарушениями зрения / И. П. Гайлене // Дефектология. — 1990. — № 2. — С. 13–17
- Григорьева, Л. П. Особенности зрительного опознания изображений у слабовидящих школьников / Л. П. Григорьева // Дефектология. — 1984. — № 2. — С. 22–28
- Земцова, М. И. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях: методические указания к использованию «Программы воспитания в детском саду» /М. И. Земцова, Л. И. Плаксина, Л. Ю. Феоктистова. — М.: Просвещение, 1978. — 39 с.
- Зорина, С. С.Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения / С. С. Зорина // Специальное образование. — 2010. -№ 4. — С. 20–26
- Игнатьева, С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков. — М.: Гуманит. изд. цетр ВЛАДОС, 2004. — 304 с.
- Каракулова, Е. В.Формирование эмоционально волевой сферы в структуре преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с нарушением зрения / Е. В. Капакулова // Специальное образование. — 2009.-№ 2. — С. 18–20
- Кожанова, Н. С. Состояние коммуникативной деятельности дошкольников с нарушениями зрения / Н. С. Кожанова // Специальное образование. — 2008. -№ 1. — С. 21–27
- Лапп, Е. А.Развитие связной речи у детей 5–7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты / Е. А. Лапп. –М.: ТЦ Сфера, 2006. — 256 с.
- Литвак А. Г. Практикум по тифлопсихологии / А. Г. Литвак, В. М. Сорокин, Т. П. Головина. — М.: Просвещение, 1989.-110 с.
- Лукашова, Л. В. Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения / Л. В. Лукашова // Специальное образование. -2009. -№ 4. — С. 41–48
- Минаева, Н. Г. Коррекция недостатков развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в сочетании с задержкой психического развития в процессе плоскостного ориентирования: автореф. дис. на соискание уч. степени.канд. пед. наук:03.00.13 / Минаева Наталья Геннадьевна. — Екатеринбург, 2002. — 21 с.
- Никулина, Г. В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолго-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях общеобразовательного учреждения общего назначения): учебное пособие. / Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева, Е. В. Артюкевич // Под ред. Г. В. Никулиной. — СПб.: Издательство РГПУ им. А И. Герцена, 1999. — 86 с.
- Орлова, Е. В. Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения / Е. В. Орлова // Специальное образование. — 2004. — № 2 — С. 36–38
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с нарушением зрения / А. М. Витковская, Л. Б. Баряева и др.; под ред. Н. Н. Яковлевой, А. М. Витковской. — СПб, 2015. — 164 с.
- Ремезова, Л. А. Развитие восприятия эмоций у дошкольников с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие / Л. А. Ремезова. — Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. — 166 с.
- Рудакова, Л. В. Психолого-педагогическое обоснование коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения /Л. В. Рудакова // Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — С. 53–61