Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 06.02.2017

Статья просмотрена: 3864 раза

Библиографическое описание:

Петрова, И. К. Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения / И. К. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 524-527. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39220/ (дата обращения: 16.12.2024).



Нарушение зрительной функции в детском возрасте замедляет естественный ход физического развития. И хотя возрастная динамика физического развития у детей с нарушением зрения в целом сохраняется, уровень их развития значительно отстает от нормы.

Установлено, что у детей с нарушением зрения происходит отставание в физическом развитии на всех возрастных этапах [2].

Слабовидящие дети отстают в массе тела, у них может наблюдаться ожирение, отставание в длине тела, нарушение осанки, позы, походки, нарушения стопы [5].

Нарушения осанки у слабовидящих детей проявляются в специфической форме позвоночника, которая имеет свои характерные особенности. При свободной, непринужденной позе эти особенности выражаются в опущении головы слегка вниз и в повороте ее в сторону невидящего или плохо видящего глаза, появляются патологические изменения в виде увеличении грудного кифоза, уплощении поясничного лордоза, неполном выпрямлении ног в коленных суставах, впалой грудной клетке, крыловидных лопатках, опущении плеч вниз и сведении их вперед, а также в увеличении размеров живота.

Эти отклонения непосредственно связаны с характером нарушения зрительного анализатора. Слабовидящим детям необходимо излишне наклоняться к изучаемому объекту, чтобы лучше его видеть. В это время весь позвоночник принимает дугообразную форму выпуклостью назад. Такое положение позвоночного столба ведет к формированию неправильной осанки и круглой спины [7].

Так дети, имеющие трубчатое поле зрения (что характерно при частичной атрофии зрительного нерва) во время движения опускают голову, стараясь контролировать дорогу визуально. Постепенно вредная для здоровья и неэстетичная осанка входит в привычку [4].

Кроме того, дети с нарушенным зрением на всем протяжении дошкольного и школьного возраста отстают в росте от учащихся с нормальным зрением.

Таким образом, показатели физического развития у слабовидящих детей на всех этапах ниже по сравнению с нормальными показателями, у детей наблюдается отставание всех компонентов физического развития и физической подготовленности по сравнению с их нормально видящими сверстниками [1].

Нарушение зрения обуславливает не только отставание в физическом развитии, но и в формировании функций двигательного анализатора [6].

У слабовидящих детей наблюдаются вторичные отклонения в двигательной сфере, что усложняет процесс овладения движениями и развития двигательных качеств.

При нарушении зрения страдают двигательные функции: затрудняется ориентировка в пространстве, сила, скорость и координация движений, функция равновесия, точность, выносливость и ритм движений [15].

У детей с нарушением зрения наблюдаются такие особенности двигательной сферы: их движения неточные, они не умеют выполнять ритмичные движения, у них низкий уровень дифференцирования мышечных усилий.

Вторичные отклонения проявляются также в недостаточной подвижности, слабом самоконтроле и саморегулировании движений при занятиях физкультурой и трудом [5].

Дефицит физического развития проявляется в неуверенности двигательных действий (ходьбе, беге, прыжках), медленных и неуверенных перемещениях в пространстве, слабой ориентировке и координации движений [9].

Такие нарушения зрения, как косоглазие и амблиопия, являясь сложным зрительным дефектом, вызывают появление отклонений в развитии двигательной сферы ребенка, приводят к снижению двигательной активности, подвижности детей и затрудняют овладение жизненно необходимыми движениями. Наряду с общими особенностями, характерными для детей с нарушениями зрения, дети с косоглазием и амблиопией имеют специфические особенности, так как формирование двигательной сферы ребенка с монокулярным характером зрения протекает одновременно с лечебно-восстановительными мероприятиями. В окклюзионный период — период восстановления остроты зрения у ребенка выключается из акта зрения ведущий глаз для того, чтобы заставить амблиопичный глаз работать. При этом сниженное зрение амблиопичного глаза осложняет формирование зрительных образов движения, а зрительное восприятие движения характеризуется неясностью, узостью обзора, нарушением стереоскопии. Характер движений выражается фрагментарностью, разрозненностью, замедленностью, напряженностью, некоординированностью действий [14].

Монокулярный характер зрения отрицательно сказывается на формировании зрительно-пространственных представлений об удаленности, протяженности и объеме предметов. Наряду с этим, нарушение глазодвигательных функций в период окклюзионного лечения затрудняют развитие навыка фиксации взором выполняемых действий, а также прослеживания движущихся объектов [14].

Определение особенностей зрительного восприятия, зрительно-двигательных ориентировок в процессе движений дает основание полагать, что у детей с монокулярным зрением при косоглазии и амблиопии имеется целый комплекс отклонений в физическом развитии и двигательной сфере, который создает трудности при овладении движениями [14].

Исследования двигательной сферы детей с нарушением зрения показало трудности овладения всеми движениями. Так, в ходьбе у детей наблюдалось большое мышечное напряжение, голова чаще всего была опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставились широко, темп неравномерный, из-за нарушения равновесия были остановки при ходьбе и терялось направление движения. Ходьба характеризовалась неустойчивостью, неуверенностью. Рука со стороны окклюзии не участвовала в движении [13].

У детей с нарушением зрения наблюдаются специфические особенности координации движений, проявляющиеся в асимметричности и несогласованности движений рук и ног, не сформированности зрительно-двигательных взаимосвязей. Коррекция нарушений координации движений может осуществляться в процессе развития компенсаторных факторов: сохранных анализаторов, речи и мышления, а также за счет активизации двигательной деятельности [13].

У детей с нарушением зрения также отмечаются существенные недостатки в развитии функций равновесия, что в значительной мере связано с нарушениями центральной нервной системы при косоглазии, обуславливающем отставание в формировании движений ног и рук со стороны косящего глаза [6].

Состояние динамического и статического равновесия у детей с косоглазием и амблиопией характеризуется нарушением устойчивого положения тела. Это связано с недостаточностью развития зрительно-двигательных взаимосвязей, отсутствием умений удерживать тело в определенном положении, а также трудностями пространственной ориентировки. Поэтому показатели равновесия у детей с косоглазием и амблиопией во всех движениях ниже на 30–40 %, чем у нормально видящих детей [13].

Таким образом, специфические изменения у детей с нарушением зрения отмечаются во всей двигательной сфере [2].

Следует также отметить, что все вторичные отклонения в физическом развитии детей отрицательно сказываются на общем состоянии различных органов и систем, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной, приводят к снижению работоспособности, влекут за собой повышенную утомляемость детей [1].

Помимо недостатков физического развития, у детей с нарушениями зрения отмечаются отклонения в развитии пространственной ориентировки. Уровень ее развития зависит от зрительных возможностей ребенка. При этом нарушается полноценная связь между ребенком, потерявшим зрение, и окружающей средой. [8].

Анализ ориентировки в пространстве показывает, что у детей с косоглазием и амблиопией в окклюзионный период лечения оценка пространственной точности из-за неполноты, нерасчлененности зрительного восприятия снижена на 40–50 % по сравнению с нормально видящими дошкольниками. При этом проявляется нарушение зрительного образа движений, прямолинейности, равновесия, восприятия предметов [14].

Ограниченность контактов с объектами окружающего мира, недостаточная мобильность затрудняют получение полной информации о внешнем мире, а это отрицательно влияет на деятельность слабовидящих детей, их психическое и физическое состояние [8].

Имеющееся отставание в двигательной сфере незрячего ребенка и в его физическом развитии обусловлено не только и не столько зрительным дефектом, сколько положением такого ребенка в семье. Родители, как правило, чрезмерно опекают незрячего малыша, сковывая его и без того ограниченные двигательные возможности. Слабое здоровье детей, незнание родителями физических возможностей незрячих, приемов их обучения даже самым простым движениям приводят к отставанию в физическом развитии и, в частности, в овладении движениями.

Положение часто усугубляют и рекомендации врачей, ограничивающих двигательный режим незрячего ребенка в целях охраны остаточного зрения, но не предлагающих приемов компенсации [4].

Создание педагогами и родителями щадящего режима для детей с нарушением зрения или чрезмерная оценка и охрана остаточного зрения ограничивает двигательную активность ребенка, но при этом и малая эффективность использования различных видов игр в его жизни замедляет процесс формирования компенсаторных возможностей организма слепых и слабовидящих, особенно в развитии двигательной сферы, коррекции двигательных нарушений (ориентировки, координации) [15].

Ритмика как специальная методика может успешно применяться в обучении детей с нарушениями зрения для коррекции вторичных отклонений в их развитии.

Коррекционная ритмика — своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. Ритмика является составной частью физического воспитания аномальных детей и представляет собой систему физических упражнений. Основная задача ритмики состоит в том, чтобы с помощью системы двигательных упражнений под музыку развить чувство ритма и использовать его в лечебно-коррекционных целях [10].

Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения — методика, способствующая коррекции отклонений в психофизическом развитии этих детей.

Основой занятия является развитие чувства ритма, способность с большой точностью различать свои движения во времени и пространстве и по затраченным мышечным усилиям. В основе коррекционной ритмики заложены методы овладения движениями, применяемые в музыкально-хореографическом воспитании, а воспроизведение ритмических рисунков-заданий осуществляется на основе сенсомоторного восприятия [10].

Занятия ритмикой способствуют повышению работоспособности организма, укреплению и сохранению здоровья, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, умению дифференцировать движения по степени мышечных усилий во времени и пространстве, управлять темпом движений и подчинять свои движения музыке [11].

Коррекционная ритмика как система специальных музыкально-двигательных упражнений способствует улучшению состояния двигательной сферы дошкольников с нарушениями зрения, повышению двигательной активности, и, как следствие, развитию пространственной ориентировки. Благодаря целенаправленной регуляции движения, в процессе ритмического воспитания осуществляется согласованное взаимодействие различных мышц, уменьшается напряжение, повышается координация, точность и скорость выполняемого движения.

Систематические занятия ритмикой улучшают работу двигательного анализатора, а также способствуют воспитанию мышечного чувства у слабовидящих детей, что необходимо им для нормальной жизнедеятельности и пространственной ориентировки [7].

Музыкально-ритмические упражнения как часть физического воспитания могут успешно применяться как средство коррекции вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения, вызванных неполноценностью зрительного анализатора, улучшения двигательного режима, развития двигательных качеств, улучшения физического состояния, коррекции нарушений всей двигательной сферы в целом [11].

У многих детей с нарушениями зрения двигательные реакции замедленные, такие дети апатичны, вялы, заторможены. Другие, напротив, перевозбуждены, двигательно беспокойны. Под влиянием систематических музыкально-двигательных занятий, целенаправленно воздействующих на организм ребенка, эти недостатки в течение некоторого времени изживаются [3].

Одной из особенностей коррекционной ритмики, позволяющей успешно применять эту методику в работе с детьми при нарушениях зрения, является сочетание музыкального и двигательного компонента. Коррекция отклонений средствами музыки и движений осуществляется наиболее эффективно.

На музыкальных занятиях дети с нарушением зрения приобщаются к разнообразным видам музыкальной деятельности, у них развивается умение слушать музыку и эмоционально переживать ее настроение, различать особенности музыкального звучания, развивается музыкальный слух, формируется точность, ритмичность движений под музыку [12].

Одними из важных задач музыкального развития дошкольников с нарушением зрения также являются развитие их музыкального восприятия, способности различать звуковысотную и ритмическую стороны музыки, соотносить отдельные средства музыкальной выразительности с пространственными представлениями. Большое значение придается также развитию у детей чувства ритма, пониманию его выразительной функции [10].

Надо отметить также, что огромное воздействие музыки на организм ребенка объясняется наличием в ней ритмического компонента. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. Однако музыка, которая лежит в основе коррекционной ритмики, задает ритм движений, поэтому нормализация ритмической организации движений приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма [10].

Эффективность использования средств ритмического воспитания определяется также наличием двигательного компонента, который также оказывает влияние на организм слабовидящего ребенка.

Следует особо указать большую роль движений для организма слабовидящих детей, так как при нарушениях зрения, когда значительно снижена двигательная активность и наблюдаются вторичные отклонения в физическом развитии детей, именно коррекция движениями является наиболее целесообразной [1].

Движения под музыку как вид музыкальной деятельности позволяют решить ряд проблем в развитии слабовидящих детей. В процессе движений под музыку дошкольники с нарушением зрения овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность и, что не менее важно, повышается двигательная активность слабовидящих детей [10].

Таким образом, коррекционная ритмика может успешно применяться для физического развития и коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения.

Литература:

  1. Азарян Р. Н.: Содержание коррекционно-воспитательной работы на уроках гимнастики в школе для слабовидящих детей. — Москва: Автореферат, НИИ Дефектологии, 1974;
  2. Афанасьев В. Ф.: Возрастные изменения физического развития и двигательной функции у школьников с нарушением зрения и коррекционно-воспитательная работа на уроках физического воспитания. — Москва: Автореферат, НИИ Дефектологии, 1971;
  3. Гусева М. Р., Дмитриев В. Г., Плаксина Л. И.: Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. — Москва: Просвещение, 1978;
  4. Денискина В. З., Шведова Н. П.: Коррекция движений слепых учащихся начальных классов как основа обучения ориентировке в пространстве//Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе, № 3, 2002;
  5. Доронин А. М., Шевченко А. М., Доронина Н. В.: Ритмика в специальном образовании. — Майкоп, 2007;
  6. Земцова М. И., Кручинин В. А.: Некоторые особенности физического развития детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием// Мышечная деятельность детей в норме и патологии. Проблемный сборник. — Горький, 1974;
  7. Кручинин В. А.: Коррекция движений у слабовидящих школьников в процессе целенаправленного развития чувства ритма// Мышечная деятельность в норме и патологии. Проблемный сборник. — Горький, 1975;
  8. Кручинин В. А.: Особенности развития пространственной ориентировки у слепых детей младшего школьного возраста// журнал Дефектология, 1989, № 2;
  9. Маллаев Д. М.: Педагогические основы игры слепых и слабовидящих детей как средства коррекции их нравственного и физического развития. — Москва, 1993;
  10. Медведева Е. А., Комиссарова Л. Н., Шашкина Г. Р., Сергеева О. Л.: Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. — Москва: Академия, 2002;
  11. Остапенко Н. А.: Содержание и методика уроков ритмики в младших классах школы для слабовидящих детей. Дисс. канд. пед. наук. — Москва, 1989;
  12. Плаксина Л. И., Григорян Л. А.: Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. — Москва, 1998;
  13. Сековец Л. С.: Коррекционно-педагогическая работа в процессе физического воспитания дошкольников с монокулярным характером зрения: дисс. канд. пед. наук. — Москва, 1985;
  14. Сековец Л. С.: Пути и средства выравнивания физического развития и преодоления двигательной недостаточности у детей с нарушением зрения//Физическое воспитание детей с нарушением зрения, 2005, № 6;
  15. Сермеев Б. В.: Физическое воспитание слабовидящих детей. — Москва: Просвещение, 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, физическое развитие, двигательная сфера, коррекционная ритмика, движение, двигательная активность, пространственная ориентировка, развитие, музыка.


Похожие статьи

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья

Задать вопрос