Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование нетрадиционных игр-тренажёров в развитии зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Спецвыпуск
Поделиться
Библиографическое описание
Волгина, И. И. Использование нетрадиционных игр-тренажёров в развитии зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения / И. И. Волгина, А. С. Федорова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10622.


Для нормального развития ребёнка, его полноценного обучения в школе необходима хорошо развита зрительно-моторная координация. В. П. Дудьев определил, что зрительно-моторная координация представляет собой «согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов» [2, с. 11]. Связь между движениями руки и зрительным анализатором формируется и совершенствуется постепенно в различных видах деятельности, и не является врождённой.

Зрительно-моторная координация делится на три части: зрительное восприятие, зрительно-пространственная ориентация, мелкая моторика. Исследованием проблемы формирования и развития зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста занимались такие учёные, как М. М. Безруких, Л. А. Ясюкова.

С самого раннего периода жизни ребёнка зрительное восприятие и двигательная сфера тесно взаимосвязаны. Зрение помогает ему обеспечивать нужный контроль над движением. Благоприятный период для активного развития зрительного анализатора — это дошкольный возраст. В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения ребёнок узнаёт о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удалённости. Эту информацию он получает с помощью различных функций зрения. К основным функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения, глазодвигательные функции. Снижение любой из них как правило влечет за собой нарушения зрительного восприятия. Анализ научных данных и результатов наблюдений за деятельностью детей с нарушениями зрения позволяет сделать вывод, что такие дети испытывают серьёзные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками. М. И. Земцова подчеркивает, что для детей с нарушением зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, отсутствие самоконтроля, нарушение ориентировки в микро и макропространстве. И это приводит к тому, что у ребёнка нет согласованности действий руки и глаза.

Поэтому необходимо разрабатывать дополнительные задания и упражнения, создавая специальные условия для развития зрительно-моторной координации, которая и обеспечит работу в системе глаз — рука у детей дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения. Наблюдая за детьми, обследуя их, видно насколько тяжело некоторым ребятам выполнять даже самые простые движения. Как правило, это те дети, у которых не сформированы координированные зрительно-моторные реакции. Их движения рук скованные, неуверенные. Многократность повторений однородных движений позволяет развивать у ребенка зрительно-моторную память на движение, а значит и зрительно-моторную координацию на это движение.

Важная составляющая коррекционно-педагогического процесса, способствующая всестороннему развитию дошкольника с нарушением зрения является ведущий вид деятельности — игра. Имея основной целью активизацию функций зрения игровую деятельность необходимо направлять на формирование предметных и игровых действий, на выработку практических умений и навыков по сохранению полученного результата. Данная работа проводится с помощью специально созданных игр-тренажёров, которые направлены на автоматизацию синхронности действий руки и глаза и отражают работу по зрительно-моторной координации. Остановимся на некоторых из них.

Игра-тренажёр «Что я вижу…?»

Цель игры заключается в формировании умений вычленять основные элементы, определять их соотношение, местоположение, а также активизация зрительных функций: фиксация взора, тренировка бинокулярного зрения. Параллельно происходит развитие координации движений рук под контролем глаз; развитие сравнительных практических действий (прикладывание объектов друг к другу, наложение одного объекта на другой).

Данная игра оснащена: доской, обтянутой фетром, которая разделена на две контрастные по цвету половинки чёрная и белая; есть трафареты и соответствующие им силуэты. Для чёрной стороны доски из жёлтого и белого фетра, для белой стороны — чёрного и синего фетра; силуэты героев русских народных сказок «Теремок», «Колобок».

Для детей с миопией предлагается тёмный фон, с гиперметропией — белый. Этот тренажёр больше подходит для детей со сходящимся косоглазием, так как расположен вертикально.

Вариантов у игры много. Задания можно давать разнообразные: подбери силуэт к трафарету; что лишнее; что находится справа — слева, вверху — внизу поля, в правом левом верхнем углу и т. д.; назови геометрическую фигуру, в которой находится предмет. Этот тренажёр хорошо использовать как зрительную гимнастику, располагая на доске разные силуэты («Проследи глазами от белой уточки к чёрной уточки»). Так как у детей с функциональными расстройствами зрения снижено восприятие эмоциональных состояний, используются для узнавания вырезанные силуэты основных эмоций (радость, грусть, тоска и т. д.). Используя силуэты сказочных героев, дети могут самостоятельно показывать и рассказывать знакомые сказки, придумывать с данными героями свои сюжеты сказок и обыгрывать их. Это позволяет детям стать более уверенными.

Игра-тренажёр «Ленточки-помощницы»

Эта игра направлена на развитие мелкой моторики рук, зрительного внимания, зрительно–моторной координации и активизации зрительных функций: повышение остроты зрения, развитие прослеживающих функций глаз.

В нее входят: поле — плотная бумага формат А3, на ней липучки; с левой стороны возле каждой липучки приклеена цветная ленточка; силуэты белые и чёрные; ламинированные цветные изображения предметов то же на липучке; чтобы менять изображения и соответственно задания.

Ребенок берет карточку, на которой выложены с одной стороны цветное изображение, с другой — силуэт или контур предмета. С помощью ленточки ребёнок показывает, какой силуэт или контур соответствует цветному изображению, или какой силуэт подходит к контуру. Этот вид работы развивает синхронность движений глаз и ведущей руки.

Задания даются с учетом лексических тем: овощи, фрукты, насекомые и т. д.:

— соедини ленточкой цветное и силуэтное изображение предмета;

— какого цвета у тебя ленточка?

— проведи ленточку от цветного изображения к силуэту;

— подбери тень белочке, бабочке и т. д.;

— проследи глазами от груши к её тени и наоборот.

Игра-тренажёр «Маленькие путешественники» развивает не только зрительно-моторную координацию, но и компенсаторные функции у слабовидящих детей (осязательное восприятие), а также активизация зрительных функций: прослеживания, аккомодации (способность видеть предметы на разных расстояниях), фиксации взора.

В игру-тренажёр входят лабиринты разных видов:

— рельефно-контурные (объёмные) с изображением дорожек из чёрных шнуров различной толщины;

— с перфорацией (сменным листом);

— с предметами (мячик, магнит, машинка, карандаш).

Детям со сходящимся косоглазием рекомендуется располагать лабиринты на подставке. Для детей с расходящимся косоглазием — на горизонтальной поверхности. Для слабовидящих детей предпочтительнее объёмные лабиринты.

Во время выполнения задания ребёнок прослеживает движение руки и предмета, происходит движение глаз: вправо, влево, вверх, вниз, таким образом укрепляются мышцы глаз и развитие мелкой моторики рук.

Разнообразие предметов помогает поддерживать интерес у детей к лабиринтам.

Дети должны помочь героям лабиринтов найти свои дома, используя различные предметы (мячик, машинка, магнит, карандаш) или пальцы рук:

— мячик — передвигать, подталкивая пальцами;

— машинка — везти, прослеживая глазами её путь;

— два магнита (один поставить сверху поля, второй магнит — снизу поля, под карточку), продвигая магнит, ребёнок прослеживает его движение глазами;

— карандаш — проводя линии, ребёнок зрительно прослеживает за следом карандаша;

— пальцы рук (можно «шагать» пальцами во время прохождения пути лабиринта, меняя правую и левую руки, или проходить путь, меняя пальцы: указательный и средний, средний и безымянный).

«Соедини кошечку с ушками, кошечку с хвостиком»

Цель этого тренажёра заключается в формировании целостного образа, при слиянии двух изображений с недостающими деталями в одно. Игра развивает глазодвигательные функции, прослеживающую функцию глаз.

В игру входят силуэтные изображения: чайник, кошечка, ёлочка, ракета, звездочка и т. д. У каждого предмета две детали, на которых недостаёт какой-то части. Одна деталь дополняет другую.

Ребёнок рассматривает картинку в силуэтном изображении (чайник, кошечка, ёлочка, ракета, звездочка и т. д.). Потом берёт две части этого изображения и их соединяет так, чтобы одна деталь дополнила другую, и получился нужный образ.

При использовании игр-тренажёров следует учитывать дидактические принципы — от простого к сложному, доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.

Таким образом, данные тренажёры обладают большим потенциалом в развитии зрительно-моторной координации и могут быть использованы как для индивидуальной работы, подгрупповой и самостоятельной деятельности.

Литература:

1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? — Просвещение, 1991. — 176 с.

2. Дудьев В. П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие/ В. П. Дудьев. — Барнаул: АлтГПУ, 2020. — 360с.

3. Нагаева Т. И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки/Т. И. Нагаева. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 92, [1] с. ил. — (Сердце отдаю детям).

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений ⅠV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 256 с.

5. Рубан Э. Д. Мой ребёнок носит очки! Профилактика и коррекция зрения у детей/Э. Д. Рубан, Л. Г. Шереминская. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 283, [1] с.: ил. — (Мир вашего ребенка).

6. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Генезис, 2008. — 474 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный