Развитие периферического зрения у детей старшего дошкольного возраста со зрительной патологией с использованием нестандартного тифлооборудования «Визиотренер «Полусфера» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (79) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 26.09.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Кутрань, О. Н. Развитие периферического зрения у детей старшего дошкольного возраста со зрительной патологией с использованием нестандартного тифлооборудования «Визиотренер «Полусфера» / О. Н. Кутрань. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 9 (79). — С. 15-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/273/9407/ (дата обращения: 17.12.2024).



На современном этапе жизни российского общества одним из общенациональных приоритетов является образование и укрепление здоровья подрастающего поколения. Личность ребенка признается самой большой ценностью. Каждый ребенок имеет право на развитие, образование, воспитание, а также квалифицированную помощь и поддержку, в особенности, если речь идет о детях с различными нарушениями в своем развитии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют многочисленную категорию дошкольников, нуждающихся в создании специальных условий с учетом из образовательных потребностей, определяемых спецификой физического и психического развития.

Из всего числа таких детей большой процент приходится на детей с уже имеющимися нарушениями зрительного анализатора, а также входящих в группу риска по возникновению проблем со зрением при неблагоприятных факторах наследственности и/или окружающей среды.

Зрение — это удивительный дар природы. Убедительным показателем является то, что среди учащихся, поступающих в 1 класс, от 15 % до 20 % детей имеют остроту зрения ниже единицы. Совершенно очевидно, что аномалия рефракции, у этих детей приобретена не в школе, а появилась уже в дошкольном возрасте. Именно поэтому дошкольные образовательные учреждения с группами компенсирующей и комбинированной направленности должны постоянно осваивать комплекс мер, направленных на поддержание общего здоровья ребенка, в том числе восстановления и сохранения всех зрительных функций, на всех этапах его обучения и развития.

Для детей с уже имеющимся нарушением зрения характерно недоразвитие всех зрительных функций. Исследования Л. П. Солнцевой указывают на то, что им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за недоразвития психических процессов они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому их зрительное восприятие отличается и меньшей дифференцированностью [1, с.12]. Дети с нарушением зрения часто путают похожие буквы, цифры, предметы, изображения. Отмечается также узость объема их восприятия. Они выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не видя иногда важный для общего понимания материал. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, дети с нарушением зрения — последовательно.

В связи с этим необходимо развивать и тренировать зрительные функции у детей не только для исправления или устранения зрительного дефекта, но и для профилактики нарушений зрения. Такую работу с детьми нужно проводить в раннем и дошкольном возрасте, с момента обнаружения глазной патологии или с появления возможных рисков.

Для всесторонней помощи детям с нарушением зрения необходимо создавать все необходимые условия для развития всех зрительных функций, одним из важнейших процессов которых является периферическое (боковое) зрение или поле зрения.

При нарушении периферического зрения человек теряет возможность свободного перемещения в пространстве, т. к. наталкивается на предметы, находящиеся вне точки фиксации, не может охватить взглядом крупные предметы, видеть перспективу пространства. Изменения поля зрения является ранним, а иногда и единственным признаком некоторых глазных недугов. Динамика изменения поля зрения позволяет оценить ход заболевания, а также эффективность его лечения [2, с.92].

Различные виды нарушений периферического зрения можно встретить как у взрослых, так и у детей. Они могут быть как врожденные, так и приобретенные. Только дети в отличие от взрослых могут и не понять, что происходит сужение полей зрения. Необходимо присматриваться к ним, замечать их необычное поведение и регулярно проходить осмотр у врача-офтальмолога.

При нормальном поле зрения дети способны в известных пределах обозревать предметы явления целостно, одновременно, во взаимных связях и отношениях, охватывать взором дистантно расположенные объекты. Сужение поля зрения затрудняет целостность, одновременность и динамичность восприятия явлений окружающей действительности.

Дети с нарушением зрения — особенная категория детей с уже имеющимися зрительными нарушениями и именно они более всех нуждаются в специальной коррекционно-развивающей работе над расширением поля зрения в условиях имеющейся зрительной депривации, в том числе, и в период окклюзионного метода лечения, когда ребенок носит наклейку, закрывающую один лучше видящий глаз [3. с. 117].

Поэтому крайне важно осуществлять системную работу по восстановлению и развитию периферического зрения с применением различных методов, средств и оборудования в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (тифлопедагога) наряду с лечебно-восстановительным процессом.

На расширение поля зрения у детей со зрительной патологией направлено нестандартное тифлооборудование — так называемый «Визиотренер «Полусфера», которое может как входить в общую систему работы по развитию периферического зрения наряду с другими средствами, так и быть самостоятельным комплексным методом коррекционно-развивающей работы, отвечая приоритетным общенациональным целям восстановления и сохранения здоровья подрастающего поколения.

Разработанное тифлооборудование «Визиотренер «Полусфера» представляет собой прибор, состоящий их нескольких частей: устойчивая подставка и к ней 3 насадки — малая дуга и большая дуга в горизонтальном, вертикальном и диагональном расположении и собственно полусфера, которые имеют возможность вращаться вокруг своей оси для установки необходимого положения.

C:\Users\Воспитатель\Downloads\1705044838430.jpg C:\Users\Воспитатель\Downloads\1705045057152.jpg C:\Users\Воспитатель\Downloads\1705045234100.jpg

Нестандартное тифлооборудование «Визиотренер «Полусфера» предназначено для решения следующих коррекционно-развивающих задач:

  1. Расширение поля взора и поля зрения у детей
  2. Тренировка глазодвигательной и прослеживающей функций глазодвигательного аппарата;
  3. Формирование стойкой фиксации взора на заданных объектах;
  4. Развитие пространственной ориентировки.

Вся коррекционно-развивающая работа с использованием нестандартного тифлооборудования «Визиотренер «Полусфера» осуществляется только на индивидуальных занятиях тифлопедагога с одним ребенком.

Ребенок должен находиться в непосредственной близости к той или иной насадке так, чтобы центральная метка была размещена прямо перед ребенком строго на уровне его глаз.

Для практического применения нестандартного оборудования «Визиотренер «Полусфера» понадобится визуальный материал для предъявления в процессе коррекционного занятия. Это могут быть различные наборы картинок — цветные метки, геометрические фигуры, предметные изображения по лексическим темам, объекты разной величины и т. д.

Их можно и нужно менять в соответствии с остротой зрения ребенка и зрительным диагнозом так, чтобы они были заметны и хорошо различимы для ребенка на съемной насадке Визиотренера. Можно пользоваться как одним набором, так и соединять объекты двух наборов одновременно. По желанию и необходимости можно использовать все объекты одного визуального набора или некоторые из них.

Рекомендуется цвет всех насадок нестандартного тифлооборудования «Визиотренер «Полусфера» делать черным, т. к. именно на фоне черного цвета все остальные цвета визуального материала будут ярче и заметнее для ребенка с нарушением зрения. Цвета визуального материала должны быть яркими и точными, соответствуя названию цвета или оттенка.

Кроме подобного рода визуального материала можно использовать лазерные фонарики для развития глазодвигательных и прослеживающих функций глаз у детей.

Прежде чем начинать коррекционную работу с детьми над расширением поля зрения с использованием нестандартного тифлооборудования «Визиотренер «Полусфера», необходимо убедиться, что каждый из них умеет фиксировать взгляд и удерживать его на любом заданном объекте. В большинстве случаев такое умение дети с нарушением зрения приобретают коррекционных занятиях тифлопедагога в младшем дошкольном возрасте.

При этом необходимо довести до ребенка тот факт, что предметы окружающего мира человек видит не только центральным зрением, когда он смотрит прямо на предмет, но и боковым (справа, слева, сверху, снизу) даже если прямо на них не смотрит.

В начале работы для ознакомления ребенка с принципом работы на Визиотренере рекомендуется брать самое малое количество объектов из выбранного набора — 2, затем постепенно увеличивая их количество.

I этап с использованием малой дуги

Положение дуги горизонтально

На дуге расположен любой набор объектов так, как указано в разделе по применению визуального материала.

  1. Голова ребенка неподвижна, взгляд передвигается с объекта на объект, ребенок называет их по порядку по указанию педагога слева направо и/или справа налево.
  2. Голова ребенка неподвижна. Взгляд устремлен на центральную красную метку в середине дуги. Объекты называются ребенком в любом порядке, не сводя взгляда с красной метки, по горизонтали.
  3. Голова и взгляд ребенка неподвижны, правый глаз закрыт, взгляд левого глаза устремлен на центральную красную метку, ребенок называет все объекты по горизонтали дуги, которые видит левым глазом.
  4. Голова и взгляд ребенка неподвижны, левый глаз закрыт, упражнение выполняется так же относительно правого глаза.

Положение дуги вертикально

  1. Голова ребенка неподвижна, взгляд передвигается с объекта на объект, ребенок называет их по порядку по указанию педагога сверху вниз и/или снизу вверх.
  2. Голова и взгляд ребенка неподвижны. Взгляд устремлен на центральную красную метку в середине дуги. Объекты называются ребенком в любом порядке, не сводя взгляда с красной метки по вертикали.
  3. Голова и взгляд ребенка неподвижны, правый глаз закрыт, взгляд левого глаза устремлен на центральную красную метку, ребенок называет все объекты по вертикали дуги, которые видит левым глазом.
  4. Голова и взгляд ребенка неподвижны, левый глаз закрыт, упражнение выполняется так же относительно правого глаза.

Положение дуги двояко диагонально

(сначала работа идет по одной диагонали, затем по другой)

  1. Голова ребенка неподвижна, взгляд передвигается с объекта на объект, ребенок называет их по порядку по указанию педагога сверху вниз и/или снизу вверх по одной диагонали, затем по другой.
  2. Голова и взгляд ребенка неподвижны. Взгляд устремлен на центральную красную метку в середине дуги. Объекты называются ребенком в любом порядке, не сводя взгляда с красной метки, по одной диагонали, затем по другой.
  3. Голова и взгляд ребенка неподвижны, правый глаз закрыт, взгляд левого глаза устремлен на центральную красную метку, ребенок называет все объекты по одной диагонали дуги, затем по другой, которые видит левым глазом.
  4. Голова и взгляд ребенка неподвижны, левый глаз закрыт, упражнение выполняется так же относительно правого глаза.

На II этапе с использованием большой дуги можно выполнять такие же игровые задания и упражнения, что и на I этапе, но с той разницей, что у большой дуги диапазон расстояния от центра дуги шире по обеим сторонам вправо-влево, вверх-вниз, по диагоналям. Следовательно, в этом случае будет проходить дальнейший процесс расширения поля взора и поля зрения ребенка во всех направлениях при непосредственной тренировке окологлазных и внутриглазных мышц зрительного анализатора в процессе выполнения вышеуказанных упражнений и игровых заданий для детей.

III этап с использованием полусферы

Данный этап является заключительным и направлен на совершенствование уже появившегося в рамках I и II этапов умения детей с нарушением зрения фиксировать свое внимание на объектах окружающей действительности, которые наблюдаются в поле их периферического (бокового) зрения, замечая и различая их цвет, форму, величину, удаленность от ребенка в пространстве.

  1. Голова ребенка неподвижна, взгляд передвигается с объекта на объект, которые размещены на дуговой полусфере так, как в разделе по применению визуального материала. Ребенок называет их по заданию педагога — только по горизонтальной дуге, только по вертикальной или диагональной.
  2. Голова и взгляд ребенка неподвижны. Взгляд устремлен на центральную красную метку в середине дуговой полусферы. Объекты называются ребенком в по заданию педагога — только справа, только слева, только сверху или только снизу, не сводя взгляда с красной метки на полусфере.
  3. Голова и взгляд ребенка неподвижны, правый глаз закрыт, взгляд левого глаза устремлен на центральную красную метку, ребенок называет объекты по заданию педагога, какие видны обзору левого глаза.
  4. Голова и взгляд ребенка неподвижны, левый глаз закрыт, упражнение выполняется так же относительно правого глаза.

Кроме этого, дуговая полусфера позволяет перемещать красную метку, на которой фиксируется взгляд ребенка в любое другое место полусферы на любую из ее дуг, но при этом голова ребенка находится в прямом положении и остается неподвижной.

Голова ребенка в прямом положении и неподвижна, фиксация взгляда смещается вправо, влево, вверх, вниз или по диагонали. И уже из этого зафиксированного взгляда идет работа по определению ребенком объектов визуального материала, размещенного по дуговой полусфере.

На этом этапе работы с Визиотренером можно выходить за пределы дуговой полусферы в окружающее пространство, где находится ребенок — кабинета учителя-дефектолога или групповой комнаты и добавлять для определения ребенком объекты, которые находятся в помещении рядом с полусферой. Это могут быть игрушки, предметы мебели и другие объекты.

Самая большая сложность такой работы состоит в том, что взгляд ребенка дошкольного возраста часто «съезжает» с красной метки и на это педагогу необходимо обращать особое и постоянное внимание, поправляя ребенка. Причин может быть несколько, во-первых, глаз человека — очень легкоподвижный орган. Во-вторых, зрительное внимание ребенка, тем более дошкольного возраста, быстро отвлекаемое явление на внешние раздражители окружающего пространства, как визуальные, так и звуковые, тактильные, вибрационные и т. д. В-третьих, детям со зрительными нарушениями процесс фиксации взора на заданном объекте дается гораздо сложнее и медленнее, чем детям с сохранным зрением.

Для того, чтобы успешно реализовать задачи по фиксации взора и развитию глазодвигательных и прослеживающих функций можно применять лазерный фонарик, как на внутренней плоскости съемных насадок Визиотренера, так и за их пределами в окружающем пространстве.

  1. Голова ребенка неподвижна. Ребенок фиксирует взгляд на красном луче фонарика, который направлен в центр дуги, затем педагог перемещает луч вправо-влево, вверх-вниз, на диагоналях, чтобы взгляд ребенка был зафиксирован на луче уже в других местах той или иной насадки, при этом, не поворачивая головы вслед за взглядом
  2. Голова ребенка неподвижна. Ребенок фиксирует взгляд на луче фонаря и прослеживает взглядом траекторию его движения. Педагог перемещает луч фонаря сначала по горизонтали вправо-влево, потом по вертикали вверх-вниз, затем сверху вниз и снизу вверх по обеим диагоналям. После использования дуг в разных положениях, можно применить дуговую полусферу и осуществлять движение луча фонарика разнообразно по всем направлениям полусферы в хаотичном порядке.

Движение луча фонаря осуществляется сначала в медленном движении, на других занятиях темп движения постепенно увеличивается. Важно следить, чтобы взгляд ребенка не «соскальзывал» с движущегося луча.

Таким образом, в процессе использования нестандартного оборудования «Визиотренер «Полусфера» можно и нужно реализовывать одну из важнейших коррекционных задач по развитию периферического зрения у детей со зрительными нарушениями. Работа в этом направлении предоставит детям возможность улучшить качество всех зрительных функций и наиболее успешно адаптироваться в социальной действительности, чувствуя себя полноценной личностью с большим спектром возможностей во всех сферах жизни.

Литература:

  1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учеб. пособие для студ. высш. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  2. Ковалевский Е. И. Глазные болезни. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1980. — 432 с.
  3. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие — СПб.: КАРО, 2007. — 256 с.

Похожие статьи

Лечение и профилактика кровотечений из папиллотомного разреза при эндоскопической папиллосфинктеротомии путем использования гемостатического препарата «Гемоблок®»

Разработка диагностического инструментария по исследованию фонематических компетенций у дошкольников со стёртой формой дизартрии на основе анализа традиционных и современных методов диагностики

Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с использованием сибирского борда

Опыт логопедической работы по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказкотерапии и театрализации

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Конспект занятия для старшей группы «Развитие психических процессов для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи игрового комплекса «ПЕРТРА»

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой афазии в условиях отделения «стационар на дому». Методы восстановительного обучения

Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» (для детей 5–7 лет)

Развитие детей 5–7 лет с ОВЗ посредством включения звукотаблиц, звуковых планшетов в коррекционно-развивающую работу на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков (из опыта работы)

Логопедическая гостиная для родителей «Использование игры в коррекционно-педагогической работе с детьми дизартрией»

Похожие статьи

Лечение и профилактика кровотечений из папиллотомного разреза при эндоскопической папиллосфинктеротомии путем использования гемостатического препарата «Гемоблок®»

Разработка диагностического инструментария по исследованию фонематических компетенций у дошкольников со стёртой формой дизартрии на основе анализа традиционных и современных методов диагностики

Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с использованием сибирского борда

Опыт логопедической работы по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказкотерапии и театрализации

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Конспект занятия для старшей группы «Развитие психических процессов для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи игрового комплекса «ПЕРТРА»

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой афазии в условиях отделения «стационар на дому». Методы восстановительного обучения

Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» (для детей 5–7 лет)

Развитие детей 5–7 лет с ОВЗ посредством включения звукотаблиц, звуковых планшетов в коррекционно-развивающую работу на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков (из опыта работы)

Логопедическая гостиная для родителей «Использование игры в коррекционно-педагогической работе с детьми дизартрией»

Задать вопрос