Цель проведения данной методики: создание условий для развития речевой деятельности и коммуникативных навыков через придумывание и проигрывание сказочного сюжета в процессе игровой, двигательной и коммуникативной деятельности.
Задачи:
- Научить детей ориентироваться в плане-схеме, работать в соответствии с опорными схемами, составлять смысловой рассказ или сказочный сюжет, исходя из готовых наглядных подсказок.
- Используя игровые приемы и методы, упражнять артикуляционный аппарат, учить пользоваться интонационными способами выразительности речи, строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера.
- Совершенствовать навыки четкого произношения, отрабатывая просодическую сторону речи.
- С помощью речевой, двигательной активности формировать и отрабатывать коммуникативные навыки в формате сказочного сюжета.
- Развивать нравственные компоненты развития личности ребенка, чувство дружбы и товарищества, помощи и поддержки, ценность общения и межличностного взаимодействия.
Материалы и оборудование:
- «Фиолетовый лес»
- Сказочные персонажи: Язычок, Улитка, Лягушка, Рыбка, Ёжик, Зайчик, Птички
- Элементы природы: озеро, дерево, гора, солнце, облака, сказочная поляна с цветами, травой, грибами, ягодами
- План-схема (опорная схема)
- Палочки для «гребли»
- Логопедические «деревяшки»
- «Колючие» мячики
- Мячики и корзинки
Ход мероприятия
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
В кабинете педагога-психолога фоном слышаться звуки леса, пение птиц, в хаотичном порядке расставлены стульчики, цветные пуфики, на них сидят игрушки из других групп, не знакомые ребятам. Дети заходят в кабинет и рассаживаются в свободном порядке.
Тише, тише, не шумите
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса
Где-то спряталась лиса.
Спрятались ежата,
Птички, лягушата.
Педагог: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. А сказка эта будет ваша, то есть придуманная вами. Интересно? Тогда добро пожаловать в сказку!
Педагог обращает внимание детей на «Фиолетовый лес». На нем кроме самого полотна, в определенном порядке расположены озеро, дерево, солнце, облака, гора, поляна.
Педагог: Что это за сказка?
Ответы детей : незнакомая сказка, мы не знаем эту сказку, сказка про озеро, дерево, солнышко и т. д.
Педагог : Действительно, совсем непонятно, в какой сказке мы оказались… Давайте поищем что-то еще, что может быть подсказкой.
Дети находят план-схему, свернутую в рулон и спрятанную в укромное место. Они разворачивают схему и начинают изучать (речемыслительная деятельность).
Далее следует подробная беседа по сюжету сказки. Нужно это для того, чтобы обсудить зачин, действие и финал сказочной истории, характер персонажей, формат их взаимодействия (аналитическая деятельность).
Педагог: Что изображено на схеме? С чего начинается сказка? Кто главные герои? Как вы думаете, что они делают? Каков конец сказки?
Ответы детей.
Педагог: А сейчас нам надо распределить роли. Сказочник в нашем сказочном пространстве разбросал всех персонажей, записанных на листках бумаги. Вам интересно, каким героем вы будете? Тогда я предлагаю вам поискать эти листки. Каждый из участников может взять только один листок и прочитать его. Если нужна помощь в прочтении, обращайтесь за помощью друг к другу (работа по обучению грамоте). Кто из героев указан на вашем листке, ту роль вы и будете исполнять. Приступайте к поискам. Удачи, друзья!
Дети ищут бумажки, читают название персонажа.
Педагог : Приветствую вас, герои нашей сказки! Подойдите к кармашкам и найдите своего героя.
Дети подходят к коврографу и кармашкам, находят своих персонажей и рассаживаются на ковре вокруг плана-схемы.
Педагог: Давайте проверим, все ли для сказки у нас готово.
Дети анализируют сюжет на схеме, сравнивают с сюжетом на коврографе, обсуждают увиденное, делают замечания или поправки, собирают недостающие элементы (аналитическая, речемыслительная деятельность).
Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Педагог : А теперь закройте глаза и представьте нашу сказку. Представьте своего героя, его характер, его поведение. Представьте, в какие цвета можно раскрасить нашу сказку, какая музыка у нашей сказки (дети с закрытыми глазами, в свободной позе, под тихий музыкальный фон образно представляют детали, фрагменты, персонажей сказки).
Глазки открываются
Сказка начинается!
Главный герой Язычок (ребенок, исполняющий главную роль) занимает позицию в самом начале сказки (крепит фигуру язычка на коврограф в место, указанное на схеме).
Педагог: Представься, пожалуйста. Расскажи, кто ты, какой ты, что ты делаешь, куда и зачем ты идешь.
Ребенок: Я, Язычок. Я веселый, добрый, но у меня нет друзей. Я один, поэтому мне грустно. Я отправляюсь в путешествие, чтобы найти друзей. Я думаю, что на моем пути будет много интересных встреч и событий.
Ребенок говорит то, что приходит ему в голову, глядя на схему и своего героя. Поощряется фантазия, импровизация, но сюжет сказки должен быть сохранен.
Педагог задает вопрос всем участникам: Почему Язычок одинок? Как получилось так, что веселый и добрый язычок оказался один? Наводящими вопросами и замечаниями педагог приводит детей к понятию «ленивый язычок». Дети рассуждают, почему с «ленивым язычком» дружить не интересно.
Педагог: Что мы можем посоветовать Язычку? Подумайте, ребята.
Дети предлагают Язычку сделать артикуляционную гимнастику, используя карточки Качели, Лопатка, Чистим зубы, Лопатка. Возможно, дети придумают другие варианты помощи главному герою. Важно, чтобы они понимали суть схемы, которая им предлагается в качестве подсказки. Также важно, чтобы они понимали специфику главного героя и героев вообще. В беседе по схеме в начале игры педагог делает на этом усиленный акцент.
После того, как Язычок сделал артикуляционную гимнастику, следуя схеме, он подходит к озеру (работа с коврографом). Около озера Язычка поджидают Улитка, Лягушка и Рыбка. Задача Язычка и новых персонажей сказки — познакомиться друг с другом, выполнить задания и продолжить совместное путешествие в обновленном составе (соответственно схеме-подсказке). Знакомство — важный навык в формировании коммуникативной компетенции. Поэтому на каждом сказочном этапе, начиная с точки отправления, персонажи представляют себя и знакомятся с новыми участниками сказки. На этапе подготовки к проигрыванию сказки, когда дети рассматривают и анализируют план-схему, педагог обращает внимание на ритуалы знакомства, правила и приемы приветствия, межличностного взаимодействия. Все знания, умения, навыки, полученные ребенком ранее, демонстрируются в процессе исполнения роли.
Происходит знакомство Язычка с Улиткой, Лягушкой, Рыбкой. Язычок рассказывает о себе, своей цели путешествия, задает вопросы новым сказочным героям. Сказочные герои рассказывают о себе, своей жизни на озере, задают вопросы друг другу и Язычку. Герои объединяются в дружную команду (работа с коврографом).
Педагог: Ребята, давайте посмотрим, какая дружная компания у вас получилась. Вам нужно разделиться на пары, сесть в воображаемую лодку и, используя палку для «гребли», переплыть озеро. Справитесь?
Герои делятся на пары. Педагог спрашивает, по какому признаку каждый из ребят выбрал себе пару. Ребята вслух озвучивают свои предпочтения. Педагог помогает сделать общий вывод на основе сказанного детьми. Важно четко проговорить, какие качества характера, особенности поведения являются приоритетными в общении и дружбе. Далее ребята садятся в воображаемую лодку (на ковер) и «переплывают» озеро, синхронно двигая палкой, находящейся у них на плечах, имитируя греблю. Цель упражнения: почувствовать ритм и амплитуду движений партнера по «лодке», синхронно двигая палкой и корпусом, «переплыть озеро» за 5–7 минут. После упражнения дети делятся впечатлениями: легко или тяжело было управлять одной лодкой, были ли сбои в синхронной работе, чувствовали ли они единство команды и поддержку друг друга.
Следуя схеме, четверо друзей отправляются дальше по направлению к дереву (работа с коврографом). В это время педагог предлагает выполнить логопедическое упражнение «Прогулка в лес». Цель данного упражнения: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. Дети шагают и произносят слова стихотворения.
«В лес отправимся гулять
Будем весело шагать
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали
И в лес побежали.
Ноги выше поднимаем
На кочки мы не наступаем
И снова по дорожке
Мы весело шагаем».
Следующий сказочный этап — дерево. Четверо друзей подходят к дереву, разглядывают его и видят двух ежиков. По сюжету сказки герои должны познакомиться с новыми персонажами, используя развернутые вопросы и ответы.
Педагог : Перед нами корзины и яблоки. Поиграем в игру? Игра называется «Меткий и ловкий». Я предлагаю разбиться на пары, один ребенок из пары берет яблоки, другой корзинку. На расстоянии пяти шагов друг от друга один из вас бросает яблоки, а другой, подставляя корзинку, ловит их. Чем дружнее будет пара, тем легче будет прийти к отличному результату. Если вы научитесь понимать друг друга и доверять друг другу, у вас все получится.
Цель игры: формирование и развитие навыков взаимодействия в паре для успешного выполнения упражнения с мячиками (яблоками) и корзиной.
Обращаем внимание на то, по какому признаку делятся на пары участники мероприятия. Озвучиваем и делаем выводы.
Педагог : Отлично справились! Все яблочки с дерева собрали. Ой, а кто это выглядывает из-за ствола дерева?
Ответы детей: пальчики, ладошки, руки…
Педагог: Поиграем с пальчиками?Дети сами вспоминают и договариваются, какую пальчиковую гимнастику можно выполнить в лесу, у дерева, в гостях у ежиков.
Как в лесу, в лесочке (руки сцеплены в замок)
Выросли грибочки (поднимают руки вверх)
Мы корзиночки возьмем (левая рука согнута согнута в локте наподобие корзинки)
И грибочки соберем (правой рукой «собирают в корзинку грибы»)
На лесной опушке (загибают на левой руке пальцы по одному)
Красуется волнушка,
На пеньке опята,
Дружные ребята.
А в траве лисички
Рыжие сестрички.
Подбоченившись стоит
Под березкой боровик
Ну а груздь на крепкой ножке
Так и просится в лукошко.
Педагог: Как много друзей встретил Язычок на своем пути! Веселая и дружная команда получилась! Но наше путешествие еще не закончилось. Какая следующая остановка?
Язычок с другими героями, следуя плану-схеме, подходят к горе. Там они встречают двух птичек и знакомятся с ними. Педагог вновь обращает внимание детей на ритуал приветствия, подробный рассказ о своем герое, его характере, особенностей поведения. Птички рассказывают, что они умеют летать и дружат с облачками. (или любая другая импровизация детей).
Педагог указывает детям на облачка, подвешенные к потолку в кабинете. Взрослый предлагает детям выбрать понравившиеся облачко (они разной формы и в виде разных животных), придумать тему для разговора. Это может быть знакомство с облачком, рассказ ребенка облачку о событиях этого дня, мечты ребенка, переживания и т. д. Ребенок удобно располагается под понравившимся облачком (лежа на ковре, сидя, стоя), и начинает внутренний диалог. Дети могут говорить вслух, но шепотом, чтобы не мешать другим участникам. Ровно через минуту общение с облачком заканчивается.
Педагог: Мне кажется, облачка вас услышали. Быть может, вы даже смогли подружиться с облачком… Давайте это проверим?
Дыхательное упражнение «Ветерок». Дети дуют на облака, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхая ртом. Губы при этом вытянуты трубочкой, щеки не надуваются.
Педагог : Если ваше облачко покачивается, значит, оно вас слышит, видит, чувствует. Значит, облачко с вами общается.
Дети наблюдают за облачком, делятся своими впечатлениями и умозаключениями.
Педагог: Язычок, куда ты дальше поведешь своих друзей? Ваше путешествие закончилось?
Язычок и его друзья, следуя плану-схеме, называют следующую остановку и направляются к поляне (работа с коврографом).
Педагог : Ребята, давайте сравним поляну в нашем лесу и поляну на схеме. Они похожи? Есть ли различия?
Дети сравнивают поляны и приходят к выводу, что в лесу голая скучная поляна, на схеме же полянка зеленая и украшена яркими цветами. Детям предлагается украсить поляну на коврографе различными элементами «Фиолетового леса». Следует обратить внимание на то, как взаимодействуют дети, как общаются между собой, как решают конфликтные ситуации. Какие-то моменты можно обсудить, спросить мнения ребят, сделать выводы. В итоге должна состояться дружная коллективная работа с распределением действий и самих элементов.
Педагог : Наша сказка подошла к концу. Слово тебе, Язычок!
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Язычок подводит итоги, рассказывает о том, чему он научился, как подружился с героями сказки, какие задания они вместе выполнили на протяжении сказочного пути, какие внутренние или внешние проблемы удалось проработать с помощью сказочного сюжета. Герои сказки отвечают на вопросы:
- Зачем в сказку введен такой персонаж, как…?
- Как удалось подружиться герою с другими персонажами?
- Чему ты научился на каждом сказочном этапе?
- Придумай название сказки.
- С кем из ребят ты бы поиграл в эту сказку?
- Краткий пересказ сказки (важные и значимые моменты сказки для каждого отдельно взятого ребенка).
Язычок предлагает друзьям исполнить песню о дружбе. Дети исполняют знакомую им песню «Улыбка»