Цель: развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Задачи:
- Учить детей называть и различать геометрические фигуры;
- Развивать способы зрительного и осязательного обследования формы геометрических фигур;
- Развивать умение зрительно анализировать и сравнивать величину геометрических фигур;
- Обучать конструированию геометрических фигур из двух и более геометрических фигур;
- Тренировать зрительные функции выделения и различия параметров (вершины, углы, стороны) геометрических фигур;
- Учить использовать эталоны формы при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и общую моторику;
- Развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: Оборудование и материалы: набор Кlassifi kation, доска-основа, математические планшеты, резиночки, болотные кочки.
Ход занятия:
1) Приветствие. Психолог садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые вверх ладони с ладонями ребенка, приговаривая: «Здравствуй… (имя ребенка)». Ребенок отвечает: «Здравствуйте.»... Так психолог подходит ко всем детям. [1, с. 38]
2) Пальчиковая гимнастика
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно. (5 раз) [3]
3) Зрительное обследование геометрических фигур, выделение и различение параметров геометрических фигур.
Психолог поочередно выкладывает на доску геометрические фигуры (квадрат большой, квадрат маленький; треугольник большой, треугольник маленький; прямоугольник, сторона которого равна стороне большого квадрата; прямоугольник, сторона которого равна стороне большого квадрата; прямоугольник, сторона которого равна стороне маленького квадрата) и задает вопрос: Какие фигуры выложены на доске?
(Дети называют их.) Потом говорит: найдите все четырехугольники и назовите, что у них общего, в чем различия? (Квадрат — это четырехугольник. У него четыре вершины, четыре угла и четыре стороны).
Психолог надевает непрозрачную повязку на глаза ребенку, передает ему любую деталь и спрашивает: угадай на ощупь, какая фигура у тебя в руках, как ты узнал ее? (Это квадрат, у него четыре вершины и т. д.).
Психолог выкладывает квадрат и дает задание: соберите такую же геометрическую фигуру используя другие фигуры. (Дети собирают квадрат и словесно обозначают: квадрат большой состоит из двух больших треугольников.) Процедуру повторяется со всеми остальными фигурами. Психолог дает следующее задание: найдите в окружающей нас обстановке предметы, которые имеют форму квадрата, прямоугольника и ромба. (Стены, окна, двери, крышка столов имеют форму прямоугольника. Крышка стола, дверца полки, экран компьютер имеют форму квадрата. Рамка картины, часы имеют форму ромба и т. д.).
Психолог выкладывает на доску-основу геометрические фигуры, дает задание и задает вопрос: найдите лишнюю геометрическую фигуру. Чем отличается круг от других геометрических фигур? (У круга нет углов, вершин, сторон.) [4]
4) Физкультминутка
Шалтай-Болтай висел на стене
(Дети поднимают руки вверх.)
Шалтай-Болтай свалился во сне.
(Наклоняются вперед и вниз и размахивают руками)
Никто не может Шалтая-Болтая,
Шалтая-Болтая поднять.
(Наклоняются вперед и вниз и размахивают руками)
Никто не может Шалтая-Болтая,
Шалтая-Болтая поднять.
(Наклоняются вперед и вниз и размахивают руками) [2]
5) Упражнение «Математический планшет»
Психолог детям раздает математический планшет с резиночками, дает задание сделать геометрические фигуры при помощи резиночек на планшете. Фигуры называет педагог, а дети делают их на планшетах.
6) Упражнение «Болотные кочки».
Дети встают друг за другом. Педагог дает задание: каждый должен пройти по кочкам, вытянув руки в стороны. Главное — не упасть. Педагог показывает, а за ним идут дети.
Литература:
- Ю. В. Авдеева «Коммуникативное развитие детей 5–7 лет»
- интернет ресурс: https://cyberpedia.su/6xad85.html
- интернет ресурс: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-palchikovaya-gimnastika-klass-1101583.html
- интернет ресурс: http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-panina/vozmozhnosti-ispolzovanija-igrovogo-oborudovanija-pertra.html