Конспект занятия по формированию речевой и познавательной активности у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Работа со спрятанным предметом»
Авторы: Ансимова Татьяна Владимировна, Потанина Наталья Анатольевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.
Дата публикации: 27.04.2019
Статья просмотрена: 96 раз
Библиографическое описание:
Ансимова, Т. В. Конспект занятия по формированию речевой и познавательной активности у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Работа со спрятанным предметом» / Т. В. Ансимова, Н. А. Потанина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 43-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4151/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цели:
− развитие диалогической и монологической речи у детей при работе с закрытым предметом;
− развитие активного словаря;
− закрепление знания названий предметов посуды;
− закрепление образования относительных прилагательных;
− развитие внимания, памяти, мелкой моторики;
− развитие познавательных интересов.
Оборудование: магнитная доска, коробка, игрушечная и столовая посуда, карандаши, чайная чашка, мяч, опорные листы, карточки-модели.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Сообщение учителем-логопедом темы занятия.
Учитель-логопед: Если выполните задание, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить. Перед вами лежат опорные листы и карандаши. Нужно поселить буквы в свое окошечко. Я называю слово «пароход», выделите первый звук в слове и напишите букву, которая соответствует этому звуку в первое окошечко. Я называю слово «кот», выделите звук, который находится в середине слова и напишите во второе окошко букву, которая соответствует этому звуку. Я называю слово «каска», выделите третий звук слова и напишите в третье окошко букву, которая соответствует этому звуку. Я называю слово «мука», выделите второй звук в слове и напишите в четвертое окошко букву, которая соответствует этому звуку. Я называю слово «дом», выделите звук, который находится в начале слова и напишите в пятое окошко букву, которая соответствует этому звуку. Я называю слово «каша», выделите звук, который находится в конце слова и напишите в шестое, последнее окошко букву, которая соответствует этому звуку. Прочтите слово, которое у вас получилось (посуда). Да, мы сегодня будем говорить о посуде.
2. Работа сзакрытым предметом икарточками— моделями.
Учитель-логопед: В этой коробке спрятан предмет посуды. Что именно спрятано в коробке, вы узнаете, если зададите мне вопросы. Спросите меня, какая это посуда.
Дети: Это кофейная посуда? Это столовая посуда? Это кухонная посуда? Это чайная посуда?
Учитель-логопед: Да, это предмет чайной посуды.
(Выставляется карточка — модель).
Учитель-логопед:Спросите у меня, какой предмет чайной посуды спрятан.
Дети: Это чайная ложечка? Это стакан? Это сахарница? Это чайник? Это чашка?
Учитель-логопед: Да, это чайная чашка.
(Выставляется карточка — модель)
Учитель-логопед: Спросите у меня, какой формы чашка.
Дети: Верх и низ чашки одинаковый? Верх у чашки широкий, а низ узкий?
Учитель-логопед: Да, верх у чашки широкий, а низ узкий. (Выставляется карточка — модель)
Учитель-логопед: Узнайте у меня, какого цвета чашка.
Дети: Чашка красная? Чашка желтая? Чашка синяя?
Учитель-логопед: Да, чашка синяя.
(Выставляется карточка — модель)
Учитель-логопед: Спросите у меня, какого цвета ручка у чашки.
Дети:Ручка красная? Ручка белая? Ручка синяя?
Учитель-логопед: Да, ручка у чашки синяя.
(Выставляется карточка — модель)
Учитель-логопед: Узнайте у меня, есть ли рисунок на чашке.
Дети: На чашке нарисованы цветы? На чашке нарисованы полоски? На чашке нарисованы круги?
Учитель-логопед: Как по другому мы можем назвать круги?
Дети: Горошек.
Учитель-логопед: Узнайте у меня, какого цвета горошек на чашке.Дети:Горошек красный? Горошек синий? Горошек белый?
Учитель-логопед: Да, горошек на чашке белый.
(Выставляется карточка — модель)
Далее учитель-логопед предлагает детям составить рассказ о спрятанном предмете с опорой на схему, по цепочке, без опоры на схему.
Учитель-логопед: Найдите на опорном листе задание под № 2 и нарисуйте в квадрате спрятанный предмет. Сравните его с оригиналом.
3. Сюрпризный момент.
Учитель-логопед: В коробке, кроме чашки, лежит письмо от бабушки Федоры. В какой сказке живет бабушка Федора?
Дети: «Федорино горе».
Учитель-логопед: А кто автор этой сказки?
Дети: К. И. Чуковский.
Учитель-логопед: Вспомните отрывки из этой сказки.
4. Физкультминутка. Соотнесение речи с движением.
Утюги бегут, покрякивают.
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца — Дзынь ля-ля! Дзынь ля-ля!
Вдоль по улице несутся — Дзынь ля-ля! Дзынь ля-ля!
На стаканы — дзынь — натыкаются,
И стаканы — дзынь — разбиваются.
5. Выполнение заданий.
Учитель-логопед: Убежала от бабушки Федоры вся посуда. Но что же пишет Федора в своем письме? Она просит нас помочь вернуть ей посуду. Посуда вернется к Федоре, если вы выполните задания. За каждое задание вы получите звездочку.
1 задание. Игра с мячом «Из чего сделан предмет».
Учитель-логопед задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок возвращает мяч, отвечая на вопрос.
− Посуда из стекла какая? (стеклянная).
− Посуда из фарфора какая? (фарфоровая).
− Посуда из глины какая? (глиняная).
− Посуда из бумаги какая? (бумажная).
− Посуда из пластмассы какая? (пластмассовая).
− Посуда из керамики какая? (керамическая).
− Посуда из пластика какая? (пластиковая).
− Посуда из дерева какая? (деревянная).
− Посуда из хрусталя какая? (хрустальная).
− Посуда из фаянса какая? (фаянсовая).
2 задание. «Составьте предложения по схеме».Учитель-логопед предлагает детям карточки со схемами предложений и просит составить предложение по схеме.
3 задание. «Составьте слово».
Учитель-логопед: Я называю два слова. Вы из двух слов образуйте одно. Например, сок выжимает — соковыжималка.
− Паром варит? (пароварка).
− Скоро варит? (скороварка).
− Кофе мелет? (кофемолка).
− Кофе варит? (кофеварка).
− Мясо рубит? (мясорубка).
4 задание. «Назовите слова — родственники». Учитель-логопед предлагает найти слова — родственники для данных слов.
− К слову чай? (чайник, чайничек, чаек). А «чайка» будет словом — родственником? (нет).
− К слову чашка? (чашечка, чашки). А слово «стакан» будет словом-родственником? (нет).
− К слову кофе? (кофейник, кофейничек). А слово «кофта» будет словом-родственником? (нет).
− К слову нож? (ножичек, ножик). А слово «ножки» будет словом-родственником? (нет).
5 задание.Учитель-логопед:Найдите на опорном листе задание под № 3. Бабушка Федора и ее внучата слепили снеговиков, одного бабушка Федора слепила сама. Угадайте, какого снеговика слепила бабушка Федора. Запомните описание снеговика. Он не грустный, на голове нет миски, а в руке нет зонтика. Обведите в кружок снеговика, который подходит к этому описанию.
6 задание.Учитель-логопед:Вкоробке лежит еще посуда. А какая, вы узнаете, если отгадаете загадки о ней.
К чаю подают меня, сладким сахаром полна (сахарница). Куда я поставила сахарницу? Прячу масло я внутри, в холодильнике ищи (масленка). Куда я поставила масленку? Она совсем небольшая, сахар в чашке я ею мешаю (чайная ложечка). Куда я положила чайную ложечку? Откуда я взяла чайную ложечку? Куда я уронила чайную ложечку? Откуда я вытащила чайную ложечку?
6. Итог занятия. Учитель-логопед предлагает детям вспомнить, что делали на занятии, сказать, что больше всего понравилось делать, а что вызвало затруднения.