Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Песочные фантазии» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.

Дата публикации: 09.03.2024

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Салтанкина, Н. Г. Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Песочные фантазии» / Н. Г. Салтанкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 58-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9075/ (дата обращения: 22.12.2024).



Направленность : познавательно-исследовательская, творческая.

Тема: «Песочные фантазии».

Возраст воспитанников: 4–5 лет (средняя группа).

Тип занятия: комплексное.

Цель: Создание условий для формирования представлений детей о свойствах песка через организацию разных видов деятельности.

Задачи занятия:

Обучающие:

  1. Закреплять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка (сухой: сыпучий, не держит форму, светлого цвета, состоит из отдельных песчинок; влажный: темный, не рассыпается, лепится, держит форму).
  2. Активизировать стремление у дошкольников к познавательной исследовательской деятельности посредством взаимодействия с природным материалом (песок)
  3. Обогащать тактильный опыт детей.
  4. Активизировать в речь — слова: сухой, влажный, сыпучий, струйка, лепиться, пирожное;
  5. Устанавливать причинно-следственные связи между разными состояниями природного материала (песка)

Развивающие:

  1. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать и делать простейшие выводы;
  2. Развивать у детей речевую активность, коммуникативные навыки, внимание и память

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, сопереживать и сочувствовать.
  2. Воспитывать аккуратность в работе
  3. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Использование оборудования, методический и дидактический материал:

Контейнер для песка (3–4 шт.)

Подносы для работы с песком по количеству детей

Лопатки

Палочки

Формочки для песка, украшения для пирожных

Лейка с водой

Лупы

Мольберт

Видео «Сообщение от Лунтика»


Ход занятия

Этап занятия

Задачи занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

1.

Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

— Ребята, здравствуйте, как я рада Вас сегодня всех видеть!

А пригласила я вас сказать чудную новость! Пришло удивительное сообщение от сказочного друга.

Хотели бы вы его посмотреть?

(просмотр на экране «Сообщение Лунтика») В сообщении показано, как Лунтик делал необычные пирожные из песка и отправил нам в группу посылку с пирожными.

Воспитатель обращает внимание на незнакомую коробку в зале.

— Ребята, посмотрите, как быстро до нас дошла посылка. Что это за коробка, такая красивая! Откуда она здесь появилась!?

Открываем коробку

— Ой! Лунтик сказал, что он прислал нам пирожные. А посмотрите, что же в этой посылке!!!

Показывает детям содержимое посылки.

(в коробке сухой песок)

— Что случилось, как же так произошло?

— Ребята, Лунтик так расстроится, что мы не увидели, как он построил необычные пирожные из песка. Что же нам сейчас делать?

— Новые сделать самим?

— Хорошо, я полностью с Вами согласна, и тоже с удовольствием с Вами попробую сделать угощение!

Приветствуют воспитателя.

Ответы детей

— Да, конечно, очень хотим посмотреть.

Смотрят сообщение

Дети радуются красивой незнакомой коробке.

— Да это же посылка от Лунтика!

Смотрят внутрь коробки.

— Да это же просто песок!

Ответы детей

— Сломались, рассыпались, высохли!

Ответы детей

— Нужно сделать новые.

— Да!!!

Положительно-эмоциональный отклик направленный на решение проблемной ситуации

Дети охотно соглашаются на участие в деятельности

2

Активизировать в речь — слова: сухой, влажный, сыпучий, струйка, лепиться, пирожное.

Активизировать стремление у дошкольников к познавательной исследовательской деятельности посредством взаимодействия с природным материалом (песок)

Воспитатель насыпает песок в специальный контейнер.

И правда, дети, посмотрите, как сыплется, рассыпается песочек, как вы и сказали, он сухой!

— — Дети, а мы из этого песочка сможем сделать угощения?

Выслушав ответы детей, воспитатель выстраивает таблицу:

— (Имя), предложил нам сделать из этого песка. Хорошо мы попробуем приготовить пирожные из сухого песка. И посмотрим, что получиться! Сможем ли мы их сделать!

В это время на мольберт размещается картинка с изображением «солнышка»

— Ну а (Имя) предложила приготовить из мокрого песка!

Попробуем приготовить из него!

На мольберт клеится картинка «капелька».

— Как здорово что у нас столько идей. И мы будем делать сами пирожные для Лунтика. Чтобы Лунтик не расстроился, сделать самые красивые, необычные пирожные. Согласны?

— А, готовые пирожное предлагаю поместить на этот поднос, чтоб Лунтик хорошо разглядел эту красоту!

На мольберт клеится картинка «пирожное»

Еще раз обращает внимание детей на план, выстроенный вместе с детьми:

— «Солнышко» — работаем с песком, который был в посылке. «Капелька» обозначает, что следуем предложению (Имя) сделать пирожные из влажного песка. «Пирожное», обозначает, что угощение готово.

Варианты ответов детей

— Да!

— Нет, из этого не получиться, нам нужен сырой, влажный песок!

Дети соглашаются с предложением.

Дети соглашаются с предложением.

Дети слушают информацию.

Высказываются различные предположения по решению проблемы

Готовы к деятельности

3

Воспитывать аккуратность в работе

— А у нас есть все возможности чтобы приготовить наши пирожные прямо сейчас!

— Приглашаю всех выбрать себе рабочее место!

— А прежде чем мы начнем готовить наши пирожные, вспомним!

— Песочек нельзя брать в рот, так же нельзя чтобы он попал в глаза. Будьте очень аккуратны!!!

- Да! Согласны!

Дети идут к столу с песком, встают парами

Повторение правил безопасности при игре на песке и при проведении опытов

4

Закреплять знания детей о свойствах сухого песка (сухой: сыпучий, не держит форму, светлого цвета, состоит из отдельных песчинок. Обогащать тактильный опыт детей.

— Ребята возьмите лопатки, и наберите столько песка, сколько вы считаете вам понадобиться для приготовления пирожного.

— Пробуем слепить!

— У кого получилось?

— И правда ничего не выходит. Из сухого песка, не получается!

Дети берут лопатки, насыпаю песок.

Согласие детей

Работают с сухим

песком

— Нет, у нас не получается!

Повышение уровня познавательных способностей детей через самостоятельную деятельность

Полученный результат.

5

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать и делать простейшие выводы

— Ребята, а у меня есть удивительный прибор. Кто знает, что это за прибор?

— Правильно это Лупа! Волшебное стеклышко, через которое мы сможем увидеть наш песок, почему из него не получились угощения!

Раздаются лупы каждому ребенку .

— Посмотрим через него на песок, что вы видите?

— Правильно! Итак! Песок состоит из мелких крупинок, песчинок, когда песок сухой, они не склеиваются между собой. Поэтому наши пирожные не удались!

Ответы детей.

— Стеклышко, лупа.

Ответы детей

Песок, крупинки, камушки

Работа с новым оборудованием (лупой)

6

Закреплять знания детей о свойствах мокрого песка (влажный: темный, не рассыпается, лепится, держит форму). Обогащать тактильный опыт детей.

Устанавливать причинно-следственные связи между разными состояниями природного материала (песка)

— Ну не отчаивайтесь!

— Посмотрите, вы же мне еще предложили поработать с мокрым, влажным песком!

Обращаем внимание на картинку «Капелька»

— А что нам понадобиться чтоб песок стал мокрым?

— Конечно вода, я сейчас увлажню ваш песок, а вы хорошо, хорошо его перемешайте.

Из лейки проливает песок

— Ну что, готовы?

— Пробуем слепить из этого песочка?

— У кого-то получается?

— У кого получилось пирожное, размещайте его на поднос и можете украсить фруктами.

— Прекрасно получилось!!! Вот наш поднос для пирожных, скорее их несите сюда!!!

Показывая на мольберт

— Мы лепили из сухого песка. У нас получилось слепить пирожные?

— Из влажного песка?

— И вот. Наш результат

— — Ребята, и вот теперь мы знаем, что летом играя в песочнице, слепить мы сможем из мокрого, влажного песка.

— Вода

Дети перемешивают песок с водой.

— Да!

Дети лепят пирожные из мокрого песка.

Ответы детей

— У меня, и у меня!!!

Дети приносят свои пирожные, украшают и садятся на стульчики

— Нет

Да

Повышение уровня познавательных способностей детей через самостоятельную деятельность

Полученный результат.

Сформирован интерес к играм с песком.

Знания о свойствах песка.

7

Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

— Предлагаю сделать общее фото и отправить его Лунтику. Пусть он порадуется, что из его песка мы тоже смогли слепить красивые пирожные. Фотографирую!

— Посмотрите, как здорово получилось! Отправляю!

Дети встают фотографироваться.

Положительные эмоции детей.


Литература:

  1. https://sun9–35.userapi.com/impg/kxbJ31E5hbreULu-J5jy-1.sJwfpRSPcCyCyo6ng/AA6NFuGC2sY.jpg?size=604x604&quality=96&sign=7ee9abe84dcea37cc9cd837e1cbc4935&type=album
  2. https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/07/16/kartoteka_opytov._eksperimenty_s_peskom.docx
  3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозаика — Синтез, 2011 (методическое пособие).
  4. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» — Волгоград: Перемена, 2001.
  5. Кондрыкинская Л. А., Вострухина Т. Н. «Знакомим с окружающим миром детей 3–5 лет» — М.: Творческий центр, 2012 г.
  6. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс ,2010.
  7. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.- сост. Мартынова Е. А., Сучкова И. М.- Волгоград: Учитель, 2011.
  8. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» — Москва: Аркти,20

Похожие статьи

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 6–7 лет «Путешествие в страну Математику»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста «Приключение в пустыне»

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей 6–7 лет «Мое настроение»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Кошка — домашнее животное» для детей старшей группы (5–6 лет)

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей младшего возраста «Веселые матрёшки» (коллективная работа)

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводный мир»

Похожие статьи

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 6–7 лет «Путешествие в страну Математику»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста «Приключение в пустыне»

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей 6–7 лет «Мое настроение»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Кошка — домашнее животное» для детей старшей группы (5–6 лет)

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей младшего возраста «Веселые матрёшки» (коллективная работа)

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводный мир»

Задать вопрос