В статье автор представляет подробный конспект итогового мероприятия по использованию кулинарной тематики в образовательном процессе.
Ключевые слова: развитие речи, общее недоразвитие речи, мастер-класс, кулинарная тематика, рекомендации.
Цель: создание условий для развития речевых навыков через разные виды деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: расширять представления детей о работе кондитера; активизировать и обогащать словарь по теме; познакомить с процессом приготовления песочного теста и с основами работы с ним.
Коррекционно-развивающие: развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторики, координацию речи с движением, диалогическую и связную речь.
Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания доброжелательности, самостоятельности, умения делать выбор, ответственности, эмоциональной отзывчивости, здорового отношения к питанию.
Технические средства обучения: ноутбук, экран
Оборудование: коробка со спецодеждой, рабочие инструменты, картинки кулинарных изделий — зрительные ориентиры, картинки ингредиентов для замеса теста, видеоролик, тесто. На каждого ребёнка форма, скалка, доска для раскатки теста, формочки.
I Вводная часть (Настроить детей на совместную деятельность, создать условия для мотивации. Активизировать и обогащать словарь детей. Развивать диалогическую речь)
Логопед входит в группу и просит помощи у детей.
Логопед: Ребята, мне ваша помощь нужна. Поможете? Чтобы наша заветная дверь открылась, что надо сделать?
Дети: надо с пальчиками поиграть, пальчиковую гимнастику сделать.
Логопед: Я забыла, как начинается игра. Помогите, пожалуйста, вспомнить. (Создание проблемной ситуации)
Вспоминаем вместе и играем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Пекарь» (развитие мелкой моторики рук, координация речи с движением)
|
Бублик, Баранку, Батон И буханку. Пекарь из теста испёк спозаранку |
Большой и указательный пальцы образуют круг. Большой и средний пальцы образуют круг. Большой и безымянный пальцы образуют круг Большой и мизинец образуют круг. Сжимаем — разжимаем кулачки |
Логопед: Спасибо за помощь! И упражнения для язычка выполним.
Вместе выполняем артикуляционные упражнения «Месим тесто». (Улучшение качества речи)
Покусываем язык, продвигая его постепенно вперёд-назад и пошлёпываем его губами молча, затем покусываем, произнося та-та-та и пошлёпываем, произнося пя-пя-пя несколько раз на одном выдохе. Оставляем широкий расслабленный язык на нижней губе — вкусный сладкий блинчик получился.
Логопед: Вот и открылась наша дверь. Проходите, пожалуйста.
Дети проходят в комнату и замечают на столике новый предмет — коробку. Из коробки выглядывает кусочек белой ткани. (Вызвать у детей интерес, создать мотивацию).
Логопед: Ребята, как вы думаете, что это?
Дети трогают, щупают ткань и высказывают свои предположения.
Логопед приоткрывает коробку и достаёт халат.
Логопед: Что это?
Дети: Халат.
Логопед: Какой халат? Дети подбирают к слову халат слова-признаки. Кому нужен такой белый халат?
Дети: Врачу, повару, кондитеру.
Логопед: А больше ничего нет в коробке? (приоткрывает и достаёт фартук) . Что это?
Дети: Фартук.
Логопед достаёт колпак.
Логопед: Что это?
Дети отвечают
Логопед: Кому нужна эта одежда, форма?
Дети: Халат, фартук, колпак нужны повару, кондитеру.
Логопед: Ребята, у нас сегодня необычный день. Что мы сегодня будем делать?
Дети: Мы будем стряпать печенье.
Логопед: Но чтобы попасть в кондитерский цех, надо отгадать загадки, ответить на вопросы, выполнить задания. Вы готовы?
Дети: Да! (Личностное самоопределение, готовность к преодолению трудностей).
II Основная часть (Активизация мозговой и речевой деятельности, актуализация знаний
Беседа . (Закреплять умение слушать, обождать и вступать в диалог, обогащать и активизировать словарь детей)
Дети участвуют в коллективном обсуждении, высказывают своё мнение)
Логопед: Присаживайтесь на ковёр. Скажите, пожалуйста, для чего повару, кондитеру нужна специальная одежда, форма?
Дети: Чтобы не замараться.
Логопед: Она защищает от загрязнения во время приготовления блюд. А колпак для чего нужен?
Дети высказывают свои предположения.
Логопед: Колпакнужен для того, чтобы упавший с головы волос не попал в пищу. Форма всегда должна быть чистая, отглаженная, потому что готовить разные блюда надо в полной чистоте.
А кто такой повар?
Дети: Человек, профессия человека, который готовит нам еду: каши, салаты, супы, мясо, макароны.
Логопед: А у вас есть любимые блюда?
Дети называют свои любимые блюда.
Логопед: А сладости вы любите? Какие ваши любимые сладости?
Дети называют свои любимые сладости.
Логопед: Как называются все эти сладости? Это всё — кондитерские изделия.
Повторяем хором и индивидуально.
Зрительная гимнастика «Картинку глазами найди и рукой-стрелкой покажи» (Профилактика зрения, развитие слухового внимания и зрительного)
Логопед: Я буду называть кондитерские изделия, а вы найдите их глазами и покажите рукой-стрелкой.
Дети стоя выполняют гимнастику для глаз.Картинки висят на стенах и шторах.Логопед называет картинки торт, конфеты, вафли, кекс по порядку и в случайной последовательности. Дети ищут картинку глазами и показывают рукой-стрелкой.
Логопед: Акто готовит все эти сладости?
Дети: Кондитер.
Логопед: Да. Их готовит, выпекает, а потом украшает — кондитер. А дома с родителями, бабушками, вы готовите что-нибудь? Кто-нибудь хочет рассказать об этом? (Вызвать положительные эмоции, воспоминания, развитие связной речи)
Дети присаживаются и по желанию рассказывают.
Слушатели благодарят рассказчиков и хлопают им.
Логопед: Ребята, повара, кондитеры — большие мастера своего дела, но у них есть помощники. А что это за помощники?
Если дети затрудняются, логопед задаёт наводящий вопрос.
Логопед: А дома что за помощники вам помогли приготовить тесто и что-нибудь из него испечь?
Дети перечисляют.
Логопед: Эти помощники — рабочие инструменты. Приглашаю вас пройти к столу.
Дети подходят к столу, накрытому салфеткой. (Поддержать интерес, активизировать речь)
Логопед: Как вы думаете, что находится под салфеткой?
Дети высказывают свои предположения. Логопед убирает салфетку.
Дети с интересом и эмоциями берут инструменты рассматривают.
Логопед загадывает загадки, а дети думают, размышляют и отгадывают их.
Логопед: Чтобы тесто раскатать
Что мне надо в руки взять? (скалку)
Логопед: Назовите слова-признаки к слову скалка. Какая скалка?
|
Это кухонное чудо Вмиг собьёт любое блюдо. Крем до однородной массы |
Венчики взбивают сразу. Я к нему душой проникся, Догадались? Это... (Миксер) |
Логопед: Акак по-другому можно назвать миксер?
Дети: Взбиватель, мешалка.
Логопед: Новая посудина, а вся в дырках. Что это? (Сито).
Логопед: Для чего нужно сито?
Дети: Муку просеивать.
Логопед: Проходя через сито, все соринки и комки из муки остаются в сите, и мука становится более рассыпчатой, рыхлой, а значит, будет лучше смешиваться с другими продуктами (ингредиентами).
Логопед: Ребята, приглашаю вас посмотреть, как наш повар Ирина Николаевна, замешивает тесто для изготовления печенья.
Просмотр видеоролика. После просмотра логопед спрашивает:
Что сначала сделала Ирина Николаевна?
Дети: Приготовила продукты.
Логопед: Ребята, а я забыла, какие продукты нужны для теста. (Создание проблемной ситуации). Помогите мне их вспомнить? Найдите, пожалуйста, картинки на которых изображены необходимые продукты.
Упражнение «Раз, два, три иди и картинку нужную найди» (Индивидуально-поисковая деятельность. Обеспечение двигательной активности. Развитие внимания, самостоятельности, умения принять учебную задачу и выполнить её, сделать выбор, принять решение)
По комнате разложены картинки с изображением нужных продуктов и лишние картинки. Дети делают выбор, и отобранные картинки крепят на доску.
Логопед: Спасибо за помощь, ребята. Я всё вспомнила! А что потом Ирина Николаевна с продуктами делала?
Дети: Стала их смешивать.
Физминутка «Миксер». (Развитие крупной моторики, воображения)
Раз, два, три, вокруг себя обернись и в миксер превратись.
Дети перевоплощаются и имитируют работу миксера.
Согнутые руки перед собой в кулачках. Стоя на одной ноге, дети выполняют круговые движения конечностью другой ноги, согнутой в колене, при этом проговаривая названия добавляемых ингредиентов. Затем ноги меняются.
Логопед: Вот и получилось у нас тесто.
Дети глубоко присаживаются.
Дыхательное упражнение «Пых» ( Укрепление здоровья, развитие воображения, умения соотносить свои действия с действиями товарищей, снять эмоциональное напряжение).
Логопед: Тесто поднимается.
На каждый вдох носом дети приподнимаются всё выше и выше, раскрывая руки в стороны.На выдохе произносят слово ПЫХ.
Логопед: Тесто замесили, а что потом стала делать Ирина Николаевна?
Дети: На стол положила, стала мять и убрала в холодильник отдохнуть.
Логопед: Ребята, а у нас для вас сюрприз от Ирины Николаевны. Догадаетесь, что это? Показывает тесто.
Дети выражают свои эмоции, радуются
Логопед: А, что мы с ним будем делать?
Дети: Стряпать печенье.
Логопед: А какой формы бывает печенье? (Активизация словаря признаков)
Дети: Круглой, квадратной, прямоугольной, в форме животных, цветов, сердечек.
Логопед: Мы сегодня будем кондитерами, и чтобы приготовить печенье нам надо пройти в кулинарный цех, вымыть руки и надеть спецодежду.
Дети и взрослые моют руки и надевают форму, при этом помогая друг другу.
Логопед: Подготовим наши руки к работе, разомнём их.
Пальчиковая игра «Тесто ручками помнём»
|
Тесто ручками помнём. Сладкий тортик испечём. Серединку смажем джемом, А верхушку, сладким кремом. И кокосовою крошкой Мы посыплем торт немножко А потом заварим чай В гости друга приглашай! |
Сжимать пальцы в кулаки и разжимать Прихлопывать ладонями. Круговые движения пальцами по ладони. Круговые движения пальцами по ладони. Сыпем «крошку» пальчиками обеих рук. пальцы «щепотью», Круговые движения кистями обеих рук. Ладони вверх, сжимать и разжимать пальцы |
Логопед: Вот мы и в кондитерском цеху. Вы — кондитеры. Занимайте свои рабочие места.
Возьмите кусочек теста в руки, помните его и почувствуйте какое оно. (Развитие тактильных ощущений). Расскажите, что вы чувствуете. Какое тесто на ощупь?
Дети: мягкое, нежное, эластичное, податливое, масляное.
Логопед: Раскатайте круговыми движениями в ладонях кусочек теста в шар. Слегка придавите и положите на доску. Чем будем раскатывать тесто?
Скалкой. Раскатываем слегка, сильно на скалку не давим. А почему?
Дети отвечают, если затрудняются, логопед объясняет
Логопед: Тонкое тесто может сгореть в духовке.
У нас есть много разных формочек. Мне понравилась вот эта. У формочки одна сторона острая, этой стороной кладем формочку на тесто и придавливаем ладонью. Лишние кусочки теста убираем и убираем формочку. Что у меня получилось? Дети внимательно смотрят за действиями логопеда и отвечают. Получился прекрасный осенний, кленовый листочек.
Выберите любую понравившуюся формочку.
Дети выбирают и формируют печенье в различные формы
Из остатков теста можете слепить, что хотите.
Дети проявляют свою фантазию и творчество.
III Заключительная часть. Рефлексия (Формировать умение давать оценку процессу и результатам деятельности, вызвать эмоциональный отклик. Ощутить чувство удовлетворённости от совместной деятельности и полученного результата)
Готовые формы дети кладут на противень. И все вместе относят на кухню, чтобы Ирина Николаевна испекла печенье.
Логопед: наводим порядок, убираем рабочие места, моем руки.
Логопед обращается индивидуально к детям
Марк, как ты считаешь, ты со всеми заданиями справился? А ты Миша?
Дети оценивают свою работу, рассказывают о своих ощущениях.
Логопед: Ребята, что вы узнали нового? Чему новому научились? Что вам больше всего понравилось?
После сна, на полдник мы будем пить чай с испечённым, готовым печеньем. (Сформировать интерес к дальнейшей деятельности)
А мы его сами съедим или кого-нибудь угостим? Дети отвечают.
Кого бы вы хотели угостить своим печеньем? Дети отвечают, проявляя заботу о своих родных, друзьях, сотрудниках детского сада.
Логопед благодарит каждого за работу.
Чаепитие (Формирование доброжелательных, внимательных отношений друг к другу, к окружающим)
После чаепития предложить детям рассказать, как они сделали такое вкусное печенье и почему оно называется — песочное (из песка, что ли мы его сделали?)
Литература:
- Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи / Е. М. Косинова; ил. А. В. Кардашука. — М.:Эксмо: ОЛИСС, 2011
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). — СПб.: ООО» ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2019
- https://fgosonline.ru/wp-content/uploads/2025/12/melnikova-z.i._statya_.docx

