Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Речевые кулинарные чудеса»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Препринт статьи
22.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье автор представляет подробный конспект итогового мероприятия по использованию кулинарной тематики в образовательном процессе.
Библиографическое описание
Мельникова, З. И. Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Речевые кулинарные чудеса» / З. И. Мельникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2026. — № 1 (93). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/311/10670.


В статье автор представляет подробный конспект итогового мероприятия по использованию кулинарной тематики в образовательном процессе.

Ключевые слова: развитие речи, общее недоразвитие речи, мастер-класс, кулинарная тематика, рекомендации.

Цель: создание условий для развития речевых навыков через разные виды деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширять представления детей о работе кондитера; активизировать и обогащать словарь по теме; познакомить с процессом приготовления песочного теста и с основами работы с ним.

Коррекционно-развивающие: развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторики, координацию речи с движением, диалогическую и связную речь.

Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания доброжелательности, самостоятельности, умения делать выбор, ответственности, эмоциональной отзывчивости, здорового отношения к питанию.

Технические средства обучения: ноутбук, экран

Оборудование: коробка со спецодеждой, рабочие инструменты, картинки кулинарных изделий — зрительные ориентиры, картинки ингредиентов для замеса теста, видеоролик, тесто. На каждого ребёнка форма, скалка, доска для раскатки теста, формочки.

I Вводная часть (Настроить детей на совместную деятельность, создать условия для мотивации. Активизировать и обогащать словарь детей. Развивать диалогическую речь)

Логопед входит в группу и просит помощи у детей.

Логопед: Ребята, мне ваша помощь нужна. Поможете? Чтобы наша заветная дверь открылась, что надо сделать?

Дети: надо с пальчиками поиграть, пальчиковую гимнастику сделать.

Логопед: Я забыла, как начинается игра. Помогите, пожалуйста, вспомнить. (Создание проблемной ситуации)

Вспоминаем вместе и играем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Пекарь» (развитие мелкой моторики рук, координация речи с движением)

Бублик,

Баранку,

Батон

И буханку.

Пекарь из теста

испёк спозаранку

Большой и указательный пальцы образуют круг.

Большой и средний пальцы образуют круг.

Большой и безымянный пальцы образуют круг

Большой и мизинец образуют круг.

Сжимаем — разжимаем кулачки

Логопед: Спасибо за помощь! И упражнения для язычка выполним.

Вместе выполняем артикуляционные упражнения «Месим тесто». (Улучшение качества речи)

Покусываем язык, продвигая его постепенно вперёд-назад и пошлёпываем его губами молча, затем покусываем, произнося та-та-та и пошлёпываем, произнося пя-пя-пя несколько раз на одном выдохе. Оставляем широкий расслабленный язык на нижней губе — вкусный сладкий блинчик получился.

Логопед: Вот и открылась наша дверь. Проходите, пожалуйста.

Дети проходят в комнату и замечают на столике новый предмет — коробку. Из коробки выглядывает кусочек белой ткани. (Вызвать у детей интерес, создать мотивацию).

Логопед: Ребята, как вы думаете, что это?

Дети трогают, щупают ткань и высказывают свои предположения.

Логопед приоткрывает коробку и достаёт халат.

Логопед: Что это?

Дети: Халат.

Логопед: Какой халат? Дети подбирают к слову халат слова-признаки. Кому нужен такой белый халат?

Дети: Врачу, повару, кондитеру.

Логопед: А больше ничего нет в коробке? (приоткрывает и достаёт фартук) . Что это?

Дети: Фартук.

Логопед достаёт колпак.

Логопед: Что это?

Дети отвечают

Логопед: Кому нужна эта одежда, форма?

Дети: Халат, фартук, колпак нужны повару, кондитеру.

Логопед: Ребята, у нас сегодня необычный день. Что мы сегодня будем делать?

Дети: Мы будем стряпать печенье.

Логопед: Но чтобы попасть в кондитерский цех, надо отгадать загадки, ответить на вопросы, выполнить задания. Вы готовы?

Дети: Да! (Личностное самоопределение, готовность к преодолению трудностей).

II Основная часть (Активизация мозговой и речевой деятельности, актуализация знаний

Беседа . (Закреплять умение слушать, обождать и вступать в диалог, обогащать и активизировать словарь детей)

Дети участвуют в коллективном обсуждении, высказывают своё мнение)

Логопед: Присаживайтесь на ковёр. Скажите, пожалуйста, для чего повару, кондитеру нужна специальная одежда, форма?

Дети: Чтобы не замараться.

Логопед: Она защищает от загрязнения во время приготовления блюд. А колпак для чего нужен?

Дети высказывают свои предположения.

Логопед: Колпакнужен для того, чтобы упавший с головы волос не попал в пищу. Форма всегда должна быть чистая, отглаженная, потому что готовить разные блюда надо в полной чистоте.

А кто такой повар?

Дети: Человек, профессия человека, который готовит нам еду: каши, салаты, супы, мясо, макароны.

Логопед: А у вас есть любимые блюда?

Дети называют свои любимые блюда.

Логопед: А сладости вы любите? Какие ваши любимые сладости?

Дети называют свои любимые сладости.

Логопед: Как называются все эти сладости? Это всё — кондитерские изделия.

Повторяем хором и индивидуально.

Зрительная гимнастика «Картинку глазами найди и рукой-стрелкой покажи» (Профилактика зрения, развитие слухового внимания и зрительного)

Логопед: Я буду называть кондитерские изделия, а вы найдите их глазами и покажите рукой-стрелкой.

Дети стоя выполняют гимнастику для глаз.Картинки висят на стенах и шторах.Логопед называет картинки торт, конфеты, вафли, кекс по порядку и в случайной последовательности. Дети ищут картинку глазами и показывают рукой-стрелкой.

Логопед: Акто готовит все эти сладости?

Дети: Кондитер.

Логопед: Да. Их готовит, выпекает, а потом украшает — кондитер. А дома с родителями, бабушками, вы готовите что-нибудь? Кто-нибудь хочет рассказать об этом? (Вызвать положительные эмоции, воспоминания, развитие связной речи)

Дети присаживаются и по желанию рассказывают.

Слушатели благодарят рассказчиков и хлопают им.

Логопед: Ребята, повара, кондитеры — большие мастера своего дела, но у них есть помощники. А что это за помощники?

Если дети затрудняются, логопед задаёт наводящий вопрос.

Логопед: А дома что за помощники вам помогли приготовить тесто и что-нибудь из него испечь?

Дети перечисляют.

Логопед: Эти помощники — рабочие инструменты. Приглашаю вас пройти к столу.

Дети подходят к столу, накрытому салфеткой. (Поддержать интерес, активизировать речь)

Логопед: Как вы думаете, что находится под салфеткой?

Дети высказывают свои предположения. Логопед убирает салфетку.

Дети с интересом и эмоциями берут инструменты рассматривают.

Логопед загадывает загадки, а дети думают, размышляют и отгадывают их.

Логопед: Чтобы тесто раскатать

Что мне надо в руки взять? (скалку)

Логопед: Назовите слова-признаки к слову скалка. Какая скалка?

Это кухонное чудо

Вмиг собьёт любое блюдо.

Крем до однородной массы

Венчики взбивают сразу.

Я к нему душой проникся,

Догадались? Это... (Миксер)

Логопед: Акак по-другому можно назвать миксер?

Дети: Взбиватель, мешалка.

Логопед: Новая посудина, а вся в дырках. Что это? (Сито).

Логопед: Для чего нужно сито?

Дети: Муку просеивать.

Логопед: Проходя через сито, все соринки и комки из муки остаются в сите, и мука становится более рассыпчатой, рыхлой, а значит, будет лучше смешиваться с другими продуктами (ингредиентами).

Логопед: Ребята, приглашаю вас посмотреть, как наш повар Ирина Николаевна, замешивает тесто для изготовления печенья.

Просмотр видеоролика. После просмотра логопед спрашивает:

Что сначала сделала Ирина Николаевна?

Дети: Приготовила продукты.

Логопед: Ребята, а я забыла, какие продукты нужны для теста. (Создание проблемной ситуации). Помогите мне их вспомнить? Найдите, пожалуйста, картинки на которых изображены необходимые продукты.

Упражнение «Раз, два, три иди и картинку нужную найди» (Индивидуально-поисковая деятельность. Обеспечение двигательной активности. Развитие внимания, самостоятельности, умения принять учебную задачу и выполнить её, сделать выбор, принять решение)

По комнате разложены картинки с изображением нужных продуктов и лишние картинки. Дети делают выбор, и отобранные картинки крепят на доску.

Логопед: Спасибо за помощь, ребята. Я всё вспомнила! А что потом Ирина Николаевна с продуктами делала?

Дети: Стала их смешивать.

Физминутка «Миксер». (Развитие крупной моторики, воображения)

Раз, два, три, вокруг себя обернись и в миксер превратись.

Дети перевоплощаются и имитируют работу миксера.

Согнутые руки перед собой в кулачках. Стоя на одной ноге, дети выполняют круговые движения конечностью другой ноги, согнутой в колене, при этом проговаривая названия добавляемых ингредиентов. Затем ноги меняются.

Логопед: Вот и получилось у нас тесто.

Дети глубоко присаживаются.

Дыхательное упражнение «Пых» ( Укрепление здоровья, развитие воображения, умения соотносить свои действия с действиями товарищей, снять эмоциональное напряжение).

Логопед: Тесто поднимается.

На каждый вдох носом дети приподнимаются всё выше и выше, раскрывая руки в стороны.На выдохе произносят слово ПЫХ.

Логопед: Тесто замесили, а что потом стала делать Ирина Николаевна?

Дети: На стол положила, стала мять и убрала в холодильник отдохнуть.

Логопед: Ребята, а у нас для вас сюрприз от Ирины Николаевны. Догадаетесь, что это? Показывает тесто.

Дети выражают свои эмоции, радуются

Логопед: А, что мы с ним будем делать?

Дети: Стряпать печенье.

Логопед: А какой формы бывает печенье? (Активизация словаря признаков)

Дети: Круглой, квадратной, прямоугольной, в форме животных, цветов, сердечек.

Логопед: Мы сегодня будем кондитерами, и чтобы приготовить печенье нам надо пройти в кулинарный цех, вымыть руки и надеть спецодежду.

Дети и взрослые моют руки и надевают форму, при этом помогая друг другу.

Логопед: Подготовим наши руки к работе, разомнём их.

Пальчиковая игра «Тесто ручками помнём»

Тесто ручками помнём.

Сладкий тортик испечём.

Серединку смажем джемом,

А верхушку, сладким кремом.

И кокосовою крошкой

Мы посыплем торт немножко

А потом заварим чай

В гости друга приглашай!

Сжимать пальцы в кулаки и разжимать

Прихлопывать ладонями.

Круговые движения пальцами по ладони.

Круговые движения пальцами по ладони.

Сыпем «крошку» пальчиками обеих рук.

пальцы «щепотью»,

Круговые движения кистями обеих рук.

Ладони вверх, сжимать и разжимать пальцы

Логопед: Вот мы и в кондитерском цеху. Вы — кондитеры. Занимайте свои рабочие места.

Возьмите кусочек теста в руки, помните его и почувствуйте какое оно. (Развитие тактильных ощущений). Расскажите, что вы чувствуете. Какое тесто на ощупь?

Дети: мягкое, нежное, эластичное, податливое, масляное.

Логопед: Раскатайте круговыми движениями в ладонях кусочек теста в шар. Слегка придавите и положите на доску. Чем будем раскатывать тесто?

Скалкой. Раскатываем слегка, сильно на скалку не давим. А почему?

Дети отвечают, если затрудняются, логопед объясняет

Логопед: Тонкое тесто может сгореть в духовке.

У нас есть много разных формочек. Мне понравилась вот эта. У формочки одна сторона острая, этой стороной кладем формочку на тесто и придавливаем ладонью. Лишние кусочки теста убираем и убираем формочку. Что у меня получилось? Дети внимательно смотрят за действиями логопеда и отвечают. Получился прекрасный осенний, кленовый листочек.

Выберите любую понравившуюся формочку.

Дети выбирают и формируют печенье в различные формы

Из остатков теста можете слепить, что хотите.

Дети проявляют свою фантазию и творчество.

III Заключительная часть. Рефлексия (Формировать умение давать оценку процессу и результатам деятельности, вызвать эмоциональный отклик. Ощутить чувство удовлетворённости от совместной деятельности и полученного результата)

Готовые формы дети кладут на противень. И все вместе относят на кухню, чтобы Ирина Николаевна испекла печенье.

Логопед: наводим порядок, убираем рабочие места, моем руки.

Логопед обращается индивидуально к детям

Марк, как ты считаешь, ты со всеми заданиями справился? А ты Миша?

Дети оценивают свою работу, рассказывают о своих ощущениях.

Логопед: Ребята, что вы узнали нового? Чему новому научились? Что вам больше всего понравилось?

После сна, на полдник мы будем пить чай с испечённым, готовым печеньем. (Сформировать интерес к дальнейшей деятельности)

А мы его сами съедим или кого-нибудь угостим? Дети отвечают.

Кого бы вы хотели угостить своим печеньем? Дети отвечают, проявляя заботу о своих родных, друзьях, сотрудниках детского сада.

Логопед благодарит каждого за работу.

Чаепитие (Формирование доброжелательных, внимательных отношений друг к другу, к окружающим)

После чаепития предложить детям рассказать, как они сделали такое вкусное печенье и почему оно называется — песочное (из песка, что ли мы его сделали?)

Литература:

  1. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи / Е. М. Косинова; ил. А. В. Кардашука. — М.:Эксмо: ОЛИСС, 2011
  2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). — СПб.: ООО» ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2019
  3. https://fgosonline.ru/wp-content/uploads/2025/12/melnikova-z.i._statya_.docx
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Вопросы дошкольной педагогики №1 (93) январь 2026 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный