Конспект открытого интегрированного занятия «Вот он, хлебушко душистый» для детей старшей группы
Автор: Даньшова Нина Васильевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 26.08.2019
Статья просмотрена: 2095 раз
Библиографическое описание:
Даньшова, Н. В. Конспект открытого интегрированного занятия «Вот он, хлебушко душистый» для детей старшей группы / Н. В. Даньшова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4396/ (дата обращения: 17.12.2024).
Цель: формировать представлений о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знание детей о процессе выращивания и производства хлеба;
- Продолжать учить полно и точно отвечать на вопросы;
- Формировать грамматический строй речи;
- Активизировать словарь.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мышление;
- Развивать интерес к экспериментальной деятельности;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к хлебу;
- Воспитывать уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб;
- Воспитывать самостоятельность и инициативу.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
Чтение литературных произведений:
С. Погореловский «Урожай», В.Серова «Золотая рожь», Я. Тайц «Все здесь», Л.Кон «Пшеница», «Рожь»(из книги о растениях), Я. Дагутите «Руки человека», М.Глинская «Хлеб»,К. Паустовский «Теплый хлеб», Украинская сказка «Колосок», Ю.Ждановская «Нива».
Рассматривание картин, иллюстраций:
И. Машкова «Снедь московская. Хлебы», И.Шишкина «Рожь»,Г. Мясоедова «Жатва», М. Клодт «На пашне».
Проведение бесед:
«Откуда хлеб пришёл?», «Профессия — хлебороб», «О пользе хлеба, о бережном отношение к нему», «Культура поведения за столом».
Работа сродителями:
Консультации, беседы: «Всё о хлебе»; «Откуда хлеб пришёл», «Хочешь хлебушка?».
Продуктивная деятельность:
– рисунки «Колосок», «Хлебобулочные изделия», «Урожай»;
– аппликации «Голосочек», «Каравай»;
– поделки из солёного теста «Бараночки», «Прянички»;
Словарные слова: комбайн, комбайнёры, трактор, тракторист, пшеница, рожь.
Образование относительных прилагательных:
Поле, на котором выращивают рожь — ржаное поле.
Поле, на котором выращивают пшеницу — пшеничное поле.
Образование родственных слов:
Назовите хлеб ласково хлебушек.
Назовите крошки хлеба.
Квас из хлеба.
Человек, который выращивает хлеб-хлебороб.
Человек, который печет хлеб- пекарь
Завод, где выпекают хлеб-пекарня
Подбор синонимов:
Игра «Скажи иначе».
Хлеб по запаху — пахучий, душистый, ароматный.
На вкус — аппетитный, вкусный, сладкий, лакомый.
На ощупь — свежий, мягкий, пышный.
Хлебопек — пекарь, булочник, кондитер.
Проведение индивидуальных бесед.
Материалы иоборудование:
– русская печь;
– поднос с готовыми изделиями детей;
– приспособления для работы с тестом;
– воспитатель перед занятием заранее замешивает дрожжевое тесто совместно с детьми;
– мешочек с мукой;
– мешочки с зерном;
– колоски;
– фартуки и колпаки пекарские для детей;
– влажные салфетки;
– мультимедиа;
– магнитофон;
– зерно: пшеница, рожь;
– лупы.
Группа оформлена встиле горницы:
– русская печка;
– самотканная дорожка;
– самовар;
– деревянная посуда.
Музыкальное сопровождение:
Константин Мясков «Колоски звенят в полях», Людмила Зыкина «О хлебе»
Видео: «Пшеничное поле».
Ход занятия:
Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие, к нам пришли гости, давайте поздороваемся!
Воспитатель держит поднос с хлебом, накрытый рушником.
Воспитатель: Теперь начнем наше занятие. Ребята, почувствуйте аромат, чем пахнет? Как вы думаете, что спрятано под салфеткой?
Дети: Хлебом! Хлеб!
(Воспитатель открывает хлеб)
Воспитатель: Правильно, хлебом! Запах хлеба ни с чем не сравнить!
Вот он хлебушек душистый,
Вот он — тёплый, золотистый,
В нём — здоровье наше, сила,
В нём — чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Воспитатель: А кто трудился, кто растил на поле хлеб, чтобы он пришел к нам на стол?
Дети: трактористы, комбайнеры, агрономы-хлеборобы
Воспитатель: Ахотите совершить путешествие хлеба, узнать, как он попадает с поля к нам на стол?
Дети: да
Воспитатель: Отправляемся в поле!
(демонстрирует детям видео «Пшеничное поле»)
Воспитатель: Посмотрите — поле колосится, золото — пшеница. Ребята, с чем можно сравнить хлебное поле? Да, молодцы! Как и у моря, у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны. Посмотрите, как колосится рожь.
Воспитатель: (берёт в руки колоски): Что за букет у меня в руках?
Дети: Букет из колосков.
Воспитатель: Правильно, это колоски. Посмотрите, одинаковы ли колоски, или чем-то отличаются? (сравнить пшеничные колоски с ржаными)
Воспитатель: Ребята, что внутри колоска?
Дети: зернышки.
Воспитатель: Правильно! А теперь я предлагаю пройти в лабораторию и рассмотреть зёрнышки.
Дети садятся за столы. На столах лупы и два подноса с зерном: пшеница и рожь. Дети рассматривают зёрна, используя лупы, трогают их руками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами две тарелочки с зерном. В одной зерна пшеницы, в другой зерна ржи. Возьмите лупу и рассмотрите зерна внимательно.
Воспитатель: Как вы думаете, чем отличаются зёрна пшеницы от ржи?
Дети: Зёрна пшеницы круглые, а у ржи – длинные.
Воспитатель: Хорошо, молодцы! А теперь возьмите зернышко, положите на ладошку и внимательно рассмотрите его, найдите «спинку» и «брюшко». На «брюшке» найдите бороздку. Рассмотрели, молодцы!
Теперьдавайте пройдем на коврик, сделаем разминку, немного отдохнем.
Физкультурная минутка
«В землю зёрнышко попало» (под музыку Мяскова К. «Колоски звенят в полях»)
- В землю зёрнышко попало.
(Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают её руками)
- Прорастать на солнце стало.
(Дети поднимают руки вверх над головой, приговаривая):
«Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко!»
«Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!»)
(Дети вытягивают руки вперёд, ладонями вверх и «брызгают» на себя водой.)
- Дождик землю поливал, и росточек подрастал!
(Дети медленно встают)
- К свету и теплу тянулся (руки в стороны)
- И красавцем обернулся (Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз)
Воспитатель: Отдохнули? Хорошо! А теперь, ребята, вспомните сказку «Колосок» про петушка и мышей. Петушок нашел колосок, куда он его отнес?
Дети: Отнес на мельницу.
Воспитатель: Зачем?
Дети: Чтобы из зернышек сделать муку.
Воспитатель: Правильно! А мы с вами как можем превратить зерно в муку, с помощью чего?
Дети: спомощью меленки.
Воспитатель: Вот у нас мельнички, с их помощью мы будем молоть зерно. Кто хочет попробовать? Насыплем немного зерна в меленку.
(Дети насыпают в ручную кофемолку зерно и мелят его)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что происходит с зерном нашим?
(ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, вот и мука у нас получилась. Давайте пересыплем всё в мешочек.
(Дети высыпают муку воспитателю в мешочек)
Воспитатель: (показывает мешочек с мукой)
Вот мука, в мешке держите,
Очень бережно несите!
Будет тесто из муки,
Будут плюшки-пироги!
Воспитатель: Ребята, а что мы с вами вчера делали с мукой?
Дети: Тесто.
Воспитатель: Тесто, да! А из теста что готовят?
Дети: хлеб.
Воспитатель: Ребята, мы сейчас как пекари приготовим булочки. Подойдите к столам, надевайте фартуки, колпаки и присядьте на стульчики.
(на столах для каждого ребёнка разложены доски, мисочки с мукой, блюдо с комочками теста)
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе вытрем ручки влажной салфеткой. Возьмите тесто в руки, потрогайте его, помните в руках и скажите, какое оно?
(ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, молодцы! Теперь давайте налепим булочек. Если тесто прилипает к рукам, макните тесто в муку.
(Дети под музыку начинают работать с тестом. Посыпают доски мукой, берут комочек теста и изготавливают булочки. Укладывают получившееся изделие на противень, смазанный маслом).
Воспитатель: Ребята, какие замечательные булочки у нас получились, молодцы! Кто закончил работу – вытирает ручки салфеткой. Ставим булочки в печь. Печка у нас не простая, волшебная, сказочная. (Закрывает заслонкой). Пока пекутся наши булочки, пройдемте на коврик, присядьте, ребята.
(Младший воспитатель незаметно для всех меняет поднос на поднос с уже готовыми изделиями).
Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Что мы с вами делали?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, чувствуете аромат свежеиспеченного хлеба? Пойдемте посмотрим, кажется, наши булочки уже готовы!
(Дети подходят к печи, воспитатель надевает рукавички или берёт прихватку и достаёт поднос с готовыми изделиями)
Воспитатель: Вот булочки с пылу, с жару! А какой аромат! Ребята, давайте гостей угостим, будем ставить самовар и пить чай с нашими булочками!