Воспитание гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей и национально-культурных традиций (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кулешова, Н. В. Воспитание гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей и национально-культурных традиций (из опыта работы) / Н. В. Кулешова, Н. Н. Маслова, О. В. Морозова, А. К. Паносян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72949/ (дата обращения: 03.12.2024).



Перед нашими педагогами стоит задача — создать условия для приобщения детей к истории, традициям, культуре казачьего края, научить их с глубоким уважением относится к фольклору, народному искусству. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать все содержание дошкольного образования. Именно так ставится вопрос в «Конвенции о правах ребенка», где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения…».

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур различных народов. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человекув отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. Дошкольное учреждение работает по теме: «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста к национально-культурному наследию». На базе ДОУ открыта группа казачьей направленности,воспитанники приобщаются к истокам, традициям и быту кубанских казаков.

Местный фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии со станичным обиходом и природой необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. Воспитатели создают среду, в которой дошкольник чувствует себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, фестивали проводимые в детском саду (Масленица. Яблочный спас, День любви.семьи и верности (Петра и Февроньи) Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием. Педагоги проводят ОИС. где дети в игровой форме знакомятся с бытом казаков, культурным наследием предков. Мы сотрудничаем с городским историческим музеем, детской библиотекой и с Курганинским районным казачьим обществом. Разработан план совместной работы. Проведены совместные мероприятия «Казачий круг, информационно-исторический круиз «Здесь я живу, и край мне этот дорог», «Кубанская ярмарка»,спортивные состязания «Казаки Кубанские славят край родной»,мероприятия по приобщению дошкольников к истории и традициям Кубанской семьи «Казачьему роду нет переводу»

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Родители принимают участвуют в праздниках, развлечениях.

В результате данной работы в ребенок знакомится в общих чертах с историей, а так же традициями,рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Дети получают комплексное представление об окружающей их природе: с точки зрения науки,искусства и нравственности (в смысле отношения к ней).Также улучшается поведение детей, происходят позитивные изменения во внутрисемейных отношениях.

Мы считаем, что раскрыться в полной мере ребенку возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре казаков.

Конспект образовательно-игровой ситуации по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Вареники да пироги нам кубанцам дороги»

Цель. На основе расширения знаний об окружающем мире, воспитывать у детей уважение к людям труда и места человека в истории и культуре- уточнить и конкретизировать представление детей о труде взрослых (хлебороб, мельник, пекарь).- познакомить детей с историей культуры, природного, экологического своеобразия родного края.

Развитие музыкальной культуры и визуальной грамотности посредством создания экспозиции мини музея.

– воспитывать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.

Предшествующая работа

Экскурсия на кухню, музей кубанского быта, заучивание пословиц, поговорок, загадок о хлебе, о гостеприимстве, чтение художественной литературы, презентация на тему «Хлеб всему голова».

Оборудование.

Ноутбук, презентация «Хлеб всему голова», модели-схемы последовательности выращивания зерновых культур, мини музей кубанского быта, фартуки, головные уборы, разделочные доски, скалки для разделывания теста (на каждого ребенка) . Противни, формочки для вырезывания кружочков из теста. Продукты для украшения булочек( изюм, сахарная пудра, различные кондитерские присыпки ).

Ход образовательной игровой ситуации.

Девочки приветствуют гостей.

1 девочка 2 девочка

Ну-ка, гости, проходите, Давно вас поджидаем, На убранство поглядите! У нас для каждого найдется Горница у нас большая, Местечко и доброе словечко. Да красивая какая!

Воспитатель в костюме кубанской казачки: Проходите, посмотрите, Гость в дом хозяйке радость. Да хозяйку похвалите.

Воспитатель: Дети, сегодня мы ждем гостей, а в народе говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами» ( какой смысл скрывает в себе эта пословица? ). Мы с вами углы нашей горницы-группы украшали целую неделю, а сегодня украсим наш стол чудесными пирогами, булочками. Но их изготовление дело непростое. Издавна наш народ относился к хлебу, пирогам, хлебобулочным изделиям очень уважительно (почему? ). Правильно дети, пироги могут быть сытным и полезным блюдом, давать человеку силу для труда, украшают праздничный стол, могут быть сладким десертом к чаю. Какие пироги пекут у вас дома? ( ответы детей) .

Загадки:

Широко, не море, Золото, а не деньги, Сегодня на земле, А завтра на столе? ( хлеб)

крошки хлеба (какие?) (хлебные) — посуда для хлеба (что это?) (хлебница) — квас из хлеба (какой?) ( хлебный) — человек,который печет хлеб (кто это?) ( хлебопек) — прибор для выпечки хлеба (что это?) (хлебопечка) — прибор для резки хлеба (что это?) ( хлеборезка)

Воспитатель: Я принесла волшебный сундучок, догадайтесь, что в нем.

Отгадайте легко и быстро:

Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят . (колос)

Вырос в поле дом, полон дом зерна, Ходит дом ходуном на столбе золотом. ( колос ).

Открывают сундучок, в сундучке лежат пшеничные и ржаные колоски

Вопросы:

Кто же эти колоски вырастил? ( хлеборобы) — А без чего не могут быть пироги? ( без муки). — - Как вы думаете, как получается мука? ( зерна везут на мельницу, там их жернова перемалывают на муку).

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим на экран и убедимся правильные ли ваши ответы. (презентация «Хлеб всему голова»).

Воспитатель : В сундучке лежат еще «умные картинки».Выложите на панно символы, которые расскажут о том, как создается хлеб( зерно, земля, солнце, влага, руки, хлебоуборочные машины, мельница, человек, булка). Почему именно эти картинки вы взяли? А о чем говорит символ «руки»? Отчего ты рожь золотая, ветерок спросил, пролетая? А в ответ колоски шелестят, золотые руки растят.

Верно, дети пироги не могут быть не только без муки, но и рук человека, труд которых всегда на Кубани обозначал кубанское хлебосольство. Как вы понимаете это слово? Будем же и мы с вами хлебосольными хозяевами. Для этого приступим незамедлительно к изготовлению пирогов. Прежде всего, нужно вымыть руки, надеть передник, головной убор.

Девочка читает :

Мы должны надеть передник, Спрятать косу под платок, И никто тогда неряхами нас не назовет.

Воспитатель: Правильно девочки, Кубанские казачки очень домовитые, аккуратные и бережливые. С чего мы начнем? В какой посуде казачки в старину замешивали тесто на пироги? ( макитра ). В какой посуде хранили молоко? ( глечик ).

Психогимнастика:

Возьмем большую «макитру» нальем в нее теплого молока из «глечика», положим дрожжи ( дети имитируют процесс). Размешаем все хорошенько, сюда же добавляем соль и сахар. Теперь просеем муку пшеничную с наших бескрайних кубанских полей, замесим густое тесто, помнем его, что бы было мягким и эластичным. Возьмем свой комок теста и переложим под чистую салфетку. Давайте скажем волшебные слова: — «Эни — бени, эни — бакс, вот и тесто у нас».( воспитатель снимает салфетку, под ней тесто приготовленное взрослыми за несколько часов до занятия). Ну что же, наше тесто готово, пора приступать к приготовлению булочек. Для лепки булочек у вас есть доски, посыпанные мукой. Дети начинают раскатывать небольшие комочки теста, раздается стук в дверь.

Воспитатель: Входи, кума.

Кума: Здорово, кума, здравствуйте детишки. Шла мимо, устала, дай думаю, зайду проведать. А вы чем тут занимаетесь? Никак галушки стряпаете? Ох, люблю я галушки, дюже люблю!»

Воспитатель: Здравствуйте, Мария Васильевна, присаживайтесь, отдохните, на нас подивитесь. Мы не галушки стряпаем, а догадайтесь, что?

Кума перечисляет: вареники, пончики, оладьи, плюшки, ватрушки, кренделечки.

Воспитатель: Нет, уважаемая Мария Васильевна, вы так много кубанских мучных блюд назвали, но одно забыли. Скажите дети хором. (булочки).

Кума: Булочки! А я люблю галушечки.

Воспитатель : Да не печальтесь, Мария Васильевна, дети покажут, как они научились стряпать, булочки и песню споют о галушечках.( исполняется шуточная кубанская песня «Галушечки»). В процессе работы гостья задает вопросы:

— Назовите сказки в которых встречаются хлебобулочные изделия («Колобок», «Маша и медведь», «Гуси Лебеди», Красная Шапочка», «Царевна Лягушка»).

Гостья продолжает задавать вопросы:

Отгадайте легко и быстро, мягкий, пышный и душистый, он и черный он и белый, а бывает подгорелый. ( хлеб)

—Что на свете всего дороже?( хлеб ).

— А чем же он дорог?

— С чем будут булочки?

—Чем будут раскатывать тесто?

—Какой толщины оно будет?

— Чем будут украшать выпечку?

— Готовы ли булочки к выпечки, после того как их положили на противень?(смазать, дать расстояться).

Пирожки уносят в теплое место. Воспитатель предлагает детям отдохнуть «чаю откушать да гостью послушать». Дети накрывают на стол, усаживают гостью на почетное место.

Воспитатель: Издавна на Кубани как самовар на столе зашумит, так в доме мир и покой царит. Вся семья вокруг него кружком, Неторопливый разговор ведет ладком, Чашечка с чаем по кругу спешит, Кто ее взял пословицу говорит. ( дети принимают чайную пару и говорят пословицы о хлебе, труде, добре).

Пословицы:

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

—Гость на порог, не сиди на печи метай на стол калачи.

— Хлеб всему голова.

— Будет хлеб, будет и обед.

— Хлеб да вода, богатырская еда.

— Хлеба край и под елью рай, хлеба ни куска и в палатах возьмет тоска.

—Без соли не вкусно, без хлеба не сыто.

— Как хлеб на тол, так и стол престол, как хлеба ни куска, так и стол доска.

По окончании воспитатель задает вопрос:

— Без чего нет в доме радости? ( без хлеба, мира, дружбы, труда и гостей ). Благодарит гостью за доставленную радость. Вы сегодня хорошо потрудились, молодцы! Много узнали про нашу малую родину, про наш родной кубанский край.

Кума: Прощаясь с вами, я желаю в мире жить,

Всем дружить, родным краем дорожить!

Основные термины (генерируются автоматически): хлеб, ребенок, воспитатель, Кубань, пирог, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, кубанский быт, народная культура, родной край.


Похожие статьи

Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся

Развитие духовно-нравственных качеств личности на основе изучения духовного наследия преподобного Серафима Саровского

Формирование духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций (из опыта работы)

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Воспитание духовного развития молодежи в изучении социально-гуманитарных дисциплин

Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения

Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у учащихся дополнительного образования

Формирование духовно-нравственной культуры в процессе подготовки специалистов высшей школы

Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся через приобщение к истокам народной культуры

Похожие статьи

Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся

Развитие духовно-нравственных качеств личности на основе изучения духовного наследия преподобного Серафима Саровского

Формирование духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций (из опыта работы)

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Воспитание духовного развития молодежи в изучении социально-гуманитарных дисциплин

Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения

Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у учащихся дополнительного образования

Формирование духовно-нравственной культуры в процессе подготовки специалистов высшей школы

Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся через приобщение к истокам народной культуры

Задать вопрос