Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Хлеб — всему голова».
Задачи: формировать представление о том, что хлеб — один из главных продуктов питания в России, его трудно вырастить; познакомить детей с малыми формами фольклора, развивать умение понимать и объяснять их смысл (пословицами, песенками — потешками по теме «Хлеб всему голова»); познакомить с традициями русского народа; воспитывать уважение к хлебу и к труду хлеборобов.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа о профессиях людей, связанных с выращиванием и приготовлением хлеба; экскурсия на кухню, в магазин; просмотр видео слайдов; просмотр мультфильма «Круть и Верть», чтение художественного произведения К. Д. Ушинского «Два плуга».
Материалы: занятие проводится в центре игры. Центр обустроен в виде русской избы (на столе самовар, чайные принадлежности, каравай хлеба, под хлебом рушник, на столе колосья пшеницы). Продукты для приготовления хлеба: мука, сахар, масло, соль, молоко, яйца, растительное масло.
Ход занятия
Детей в уголке игры встречает хозяюшка с рушником и караваем (воспитатель в русском народном костюме):
Лады, лады — ладушки,
Рада вам хозяюшка,
Мы о хлебушке поём,
Разговор ведём о том.
Убран хлеб и тише стало.
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало,
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Люди хлеб в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Хлебом нашим угощайтесь!
Воспитатель: Хлеб — один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Тысячи людей трудились, чтобы в каждом доме был хлеб. В традиции русского народа встречать гостей хлебом — солью считалось знаком гостеприимства. Так встречали только желанных гостей. И вас я сегодня встретила как своих друзей.
Воспитатель: Хлеб я успела приготовить, а вот со стола продукты не успела убрать, поможете мне, ребята?
Давайте посмотрим, из каких продуктов я приготовила хлеб.
Воспитатель загадывает загадки о продуктах, необходимых для приготовления хлеба.
Растёт, дозревая,
Пшеница золотая.
Золотая — то пока,
Будет белою… (Мука)
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает. (Сахарный песок)
В воде родится, воды боится. (Соль)
Не снег, а белое всегда.
Хоть и течёт,
Но не вода. (Молоко)
Можно сварить,
А можно разбить,
Если не прикасаться
Цыплёнком может оказаться. (Яйцо)
Без меня нельзя поджарить,
И салат нельзя заправить,
Да и вкусная стряпня
Вряд ли выйдет без меня. (Растительное масло)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
Вкусный даже подгорелый. (Хлеб)
В день весёлых именин
Выпекают хлеб один,
И поют все: «…».
Кого любишь, выбирай. (Каравай)
С хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.
Вот, например пословица: «Хлеб — всему голова». Как вы её понимаете? (Предполагаемый ответ детей: Хлеб, всегда на Руси был главным продуктом на столе, ни один приём пищи не обходился без хлеба, потому что хлеб — это сытно и полезно. Даже если случался голод можно было испечь хлеб и быть сытым).
«Земля — матушка, а хлеб — батюшка». (Предполагаемый ответ детей: В каждой семье самыми главными людьми считаются матушка и батюшка, их всегда почитают и уважают. Так и человек должен относиться к хлебу, как к отцу и матери).
«Хлеб поспевает — работник не гуляет» (Предполагаемый ответ детей: Начиная с ранней весны до уборочной поры, с раннего утра и до позднего вечера трудятся хлеборобы, чтобы вырастить море колосков. В эту пору дорог каждый день, час, чтобы вырастить хлеб и убрать всё до последнего зёрнышка).
«Без золота проживёшь, а без хлеба нет». (Предполагаемый ответ детей: Сколько бы не было денег, золота, драгоценностей, от них сыт не будешь. А, если в твоих амбарах запасено зерно, мука, ты всегда будешь сыт).
Воспитатель: Ну, что, ребятушки, заговорила я вас. Пора угощаться хлебушком.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем хлеб подносим,
Поклоняясь отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Дети пробуют свежеприготовленный хлеб. Хозяюшка просит сказать: «Понравился ли им хлеб?
_Что вы можете о нём сказать? (теплый, нежный, хрустящий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, полезный, сладкий, воздушный, дрожжевой).
Занятие по приготовлению хлеба в центре экспериментирования в старшей группе
Задачи: расширять и обогащать представления детей о выпечке хлеба; побуждать детей к экспериментированию с материалами; способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения со сверстниками; упражнять в использовании карточек-схем для планирования своей деятельности; расширить словарь детей словами: хлебопечка, пекарь, пекарня, поднос; продукты питания; развивать умение согласовывать числительное с существительным в единственном и множественном числе; побуждать детей согласовывать свои действия с действиями сверстников; способствовать развитию чувства ответственности за общее дело.
Предварительная работа: рассмотреть иллюстрации о том, как готовили хлеб в старину — в печке, а в современном обществе — в пекарне; создание игровой ситуации «В пекарне»; экскурсия в магазин; провести занятие по ознакомлению детей с продуктами, из которых готовят хлеб.
Материалы: хлебопечка, карточки — схемы для приготовления хлеба и последовательности приготовления (по рецепту); продукты — мука, песок, соль, растительное масло, вода, дрожжи; столовые принадлежности — стакан (200гр), столовая ложка, чайная ложка; спецодежда для детей — шапочки, фартуки. Поднос для хлеба.
Ход занятия.
В уголке экспериментирования размещены продукты в магазинных упаковках (из которых можно приготовить хлеб), спецодежда, поднос.
Воспитатель: Ребятки, на что похож наш уголок? (предполагаемый ответ детей: пекарня).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно приготовить из этих продуктов?
— Как вы догадались? (предполагаемый ответ детей: Были в гостях у хозяюшки Арины, она угощала нас хлебом).
— Каким хлебом вас угощала хозяюшка, ржаным или пшеничным?
— Что такое рожь и пшеница? (злаки).
— Чем отличается пшеничная мука от ржаной?(пшеничная мука белая, а ржаная коричневая).
Воспитатель: А вы бы хотели попробовать испечь хлеб и побывать в роли пекаря?
Далее педагог рассказывает о том, приготовление блюда всегда выполняется по рецепту. Детям предлагается рассмотреть карточки-схемы для приготовления хлеба.
Каждому ребёнку выдаётся карточка с продуктом, который он будет отмерять согласно схеме и выкладывать в форму для выпекания.
Воспитатель спрашивает детей о предстоящей работе. Дети проговаривают (планируют свою деятельность) действия и приступают к самостоятельному измерению продуктов.
Воспитатель спрашивает каждого ребенка: сколько и какой продукт он измерил (одна чайная ложка соли, два стакана муки и т. д.)
Воспитатель предлагает каждому ребенку засыпать свой продукт в хлебопечку в определенной последовательности.
Ребята, как вы думаете, хлеб уже готов? (предполагаемый ответ детей: нет, хлеб еще сырой, это тесто).
Что нужно сделать, чтобы получился хлеб? (предполагаемый ответ детей: нужно его испечь).
Воспитатель включает хлебопечку. А теперь хлебопечка замешивает тесто и начинает нагреваться.
Когда все действия выполнены, воспитатель рассказывает детям, что для приготовления хлеба потребуется определённое время. Это время педагог выставляет сам. И посмотрим, сколько времени пройдет, пока испечется хлеб.
Таким образом, дети убедятся, что можно сделать за время, пока выпекается хлеб (пройдёт одно занятие, дети соберутся на прогулку, погуляют) и только к их приходу с прогулки хлеб будет готов.
Педагог акцентирует внимание на то, какие пословицы подходят к определённым действиям:
«Делу время — потехе час»;
«Тяжела работа — да хлеб сладок»…
После прогулки дети приходят в детский сад и ощущают запах свежеиспечённого хлеба. Собравшись у хлебопечки, воспитатель предлагает достать хлеб, потрогать, какой он тёплый и душистый. Показ хлеба сопровождается стихами Я. Акима:
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он тёплый. Золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наша, сила, в нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!
Воспитатель предлагает угоститься в обед свежеприготовленным хлебом.
Занятие по конструированию с элементами аппликации в старшей группе «Красны девицы и добры молодцы».
Задачи: расширять представления детей об особенностях русскойодежды ; побуждать детей использовать в речи слова, обозначающие детали русского народного костюма: кофта, сарафан, кокошник, рубаха, штаны, хоровод; активизировать использование в речи выражений: «красна девица» и «добрый молодец»; развивать умение собирать из частей целостный образ; пользоваться приёмом сложения бумаги «гармошкой», вырезая несколько деталей; поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приёмы, дополнять поделку аппликативными деталями; развивать чувство ритма, цвета; воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес к народной культуре.
Предварительная работа : рассматривание русских народных костюмов (женский-кофта, сарафан, кокошник; мужской — рубаха, штаны); прорисовка вышивки на кофтах; разучивание календарных обрядов.
Материалы: цветная бумага, трафареты — сарафан, кофта, штаны; ножницы, клей, кисти.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на готовые поделки. Рассказывает о том, что после сбора урожая люди устраивали гулянья — хороводы, радуясь собранному урожаю.
Вот и выросла наша пшеничка,
И собрали мы урожай.
Не страшна нам зима будет лютая,
Испечём мы в печи большой каравай!
Воспитатель: В хороводах принимали участие девицы. На Руси их называли, красны девицы, от слова красивые. А так же молодцы, их называли — добры молодцы, а значит, силён, красив, отважен и обязательно, добр душой. Но, что бы у нас получился хоровод нужна не одна пара, много девиц и молодцев. Хотите, чтобы у нас получился большой хоровод? (Ответы детей). Хорошо, давайте вместе с вами создадим картину хороводного танца.
Дети рассматривают изображения красных девиц и добрых молодцев (целостное восприятие).
Девочки рассказывают, из каких частей состоит их изображение, какие дополнительные детали украсят одежду красных девиц. Педагог акцентирует внимание, на то, что поделка имеет следующие части: голова, туловище, ноги. Затем, какая одежда и элементы костюма дополняют поделку.
Мальчики обсуждают детали своей поделки. Педагог обращает внимание на последовательность выполнения поделки, а дети в свою очередь для себя запоминают план работы.
Приступают к изготовлению поделки. Во время деятельности звучат русские народные мелодии.
Когда поделки будут выполнены, педагог подводит итог деятельности.
— Кого вы сделали? (Предполагаемый ответ-красных девиц и добрых молодцев)
— В каких костюмах красны девицы и добры молодцы (в русских народных костюмах)
— Как называется одежда у красных девиц? (кофта, сарафан, кокошник).
— Во что одет добрый молодец? (рубаха, штаны, сапоги).
— Какие детали помогли вам сделать поделку более выразительной? (кофты у девиц и вышивка на рукавах, сарафаны яркие; у мальчиков рубахи в горох, полосатые штаны.
Воспитатель. Теперь наши поделки готовы, у каждой красной девицы в паре добрый молодец.
—Что можно завести? (хоровод).
Вместе с воспитателем дети заводят хоровод из поделок добрых молодцев и красных девиц.
Встанем мы в хоровод,
Взявшись за руки.
Выйдем в поле, да чистый луг.
Добры молодцы и красны девицы,
Становитесь скорей в круг!
Запевайте, вы, песни добрые,
Да хвалите свой чудный край,
Поклонитесь земле нашей матушке
За богатый такой урожай!