Активизация самостоятельной деятельности как условие становления естественно-научного «Образа Мира» студентов университета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 429 раз

Библиографическое описание:

Кобзева, Н. И. Активизация самостоятельной деятельности как условие становления естественно-научного «Образа Мира» студентов университета / Н. И. Кобзева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 418-420. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4594/ (дата обращения: 17.12.2024).



Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Хлеб — всему голова».

Задачи: формировать представление о том, что хлеб — один из главных продуктов питания в России, его трудно вырастить; познакомить детей с малыми формами фольклора, развивать умение понимать и объяснять их смысл (пословицами, песенками — потешками по теме «Хлеб всему голова»); познакомить с традициями русского народа; воспитывать уважение к хлебу и к труду хлеборобов.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа о профессиях людей, связанных с выращиванием и приготовлением хлеба; экскурсия на кухню, в магазин; просмотр видео слайдов; просмотр мультфильма «Круть и Верть», чтение художественного произведения К. Д. Ушинского «Два плуга».

Материалы: занятие проводится в центре игры. Центр обустроен в виде русской избы (на столе самовар, чайные принадлежности, каравай хлеба, под хлебом рушник, на столе колосья пшеницы). Продукты для приготовления хлеба: мука, сахар, масло, соль, молоко, яйца, растительное масло.

Ход занятия

Детей в уголке игры встречает хозяюшка с рушником и караваем (воспитатель в русском народном костюме):

Лады, лады — ладушки,

Рада вам хозяюшка,

Мы о хлебушке поём,

Разговор ведём о том.

Убран хлеб и тише стало.

Жарко дышат закрома,

Поле спит, оно устало,

Приближается зима.

Над селом дымки плывут,

Люди хлеб в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Хлебом нашим угощайтесь!

Воспитатель: Хлеб — один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Тысячи людей трудились, чтобы в каждом доме был хлеб. В традиции русского народа встречать гостей хлебом — солью считалось знаком гостеприимства. Так встречали только желанных гостей. И вас я сегодня встретила как своих друзей.

Воспитатель: Хлеб я успела приготовить, а вот со стола продукты не успела убрать, поможете мне, ребята?

Давайте посмотрим, из каких продуктов я приготовила хлеб.

Воспитатель загадывает загадки о продуктах, необходимых для приготовления хлеба.

Растёт, дозревая,

Пшеница золотая.

Золотая — то пока,

Будет белою… (Мука)

Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает. (Сахарный песок)

В воде родится, воды боится. (Соль)

Не снег, а белое всегда.

Хоть и течёт,

Но не вода. (Молоко)

Можно сварить,

А можно разбить,

Если не прикасаться

Цыплёнком может оказаться. (Яйцо)

Без меня нельзя поджарить,

И салат нельзя заправить,

Да и вкусная стряпня

Вряд ли выйдет без меня. (Растительное масло)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

Вкусный даже подгорелый. (Хлеб)

В день весёлых именин

Выпекают хлеб один,

И поют все: «…».

Кого любишь, выбирай. (Каравай)

С хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

Вот, например пословица: «Хлеб — всему голова». Как вы её понимаете? (Предполагаемый ответ детей: Хлеб, всегда на Руси был главным продуктом на столе, ни один приём пищи не обходился без хлеба, потому что хлеб — это сытно и полезно. Даже если случался голод можно было испечь хлеб и быть сытым).

«Земля — матушка, а хлеб — батюшка». (Предполагаемый ответ детей: В каждой семье самыми главными людьми считаются матушка и батюшка, их всегда почитают и уважают. Так и человек должен относиться к хлебу, как к отцу и матери).

«Хлеб поспевает — работник не гуляет» (Предполагаемый ответ детей: Начиная с ранней весны до уборочной поры, с раннего утра и до позднего вечера трудятся хлеборобы, чтобы вырастить море колосков. В эту пору дорог каждый день, час, чтобы вырастить хлеб и убрать всё до последнего зёрнышка).

«Без золота проживёшь, а без хлеба нет». (Предполагаемый ответ детей: Сколько бы не было денег, золота, драгоценностей, от них сыт не будешь. А, если в твоих амбарах запасено зерно, мука, ты всегда будешь сыт).

Воспитатель: Ну, что, ребятушки, заговорила я вас. Пора угощаться хлебушком.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем хлеб подносим,

Поклоняясь отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Дети пробуют свежеприготовленный хлеб. Хозяюшка просит сказать: «Понравился ли им хлеб?

_Что вы можете о нём сказать? (теплый, нежный, хрустящий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, полезный, сладкий, воздушный, дрожжевой).

Занятие по приготовлению хлеба в центре экспериментирования в старшей группе

Задачи: расширять и обогащать представления детей о выпечке хлеба; побуждать детей к экспериментированию с материалами; способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения со сверстниками; упражнять в использовании карточек-схем для планирования своей деятельности; расширить словарь детей словами: хлебопечка, пекарь, пекарня, поднос; продукты питания; развивать умение согласовывать числительное с существительным в единственном и множественном числе; побуждать детей согласовывать свои действия с действиями сверстников; способствовать развитию чувства ответственности за общее дело.

Предварительная работа: рассмотреть иллюстрации о том, как готовили хлеб в старину — в печке, а в современном обществе — в пекарне; создание игровой ситуации «В пекарне»; экскурсия в магазин; провести занятие по ознакомлению детей с продуктами, из которых готовят хлеб.

Материалы: хлебопечка, карточки — схемы для приготовления хлеба и последовательности приготовления (по рецепту); продукты — мука, песок, соль, растительное масло, вода, дрожжи; столовые принадлежности — стакан (200гр), столовая ложка, чайная ложка; спецодежда для детей — шапочки, фартуки. Поднос для хлеба.

Ход занятия.

В уголке экспериментирования размещены продукты в магазинных упаковках (из которых можно приготовить хлеб), спецодежда, поднос.

Воспитатель: Ребятки, на что похож наш уголок? (предполагаемый ответ детей: пекарня).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно приготовить из этих продуктов?

— Как вы догадались? (предполагаемый ответ детей: Были в гостях у хозяюшки Арины, она угощала нас хлебом).

— Каким хлебом вас угощала хозяюшка, ржаным или пшеничным?

— Что такое рожь и пшеница? (злаки).

— Чем отличается пшеничная мука от ржаной?(пшеничная мука белая, а ржаная коричневая).

Воспитатель: А вы бы хотели попробовать испечь хлеб и побывать в роли пекаря?

Далее педагог рассказывает о том, приготовление блюда всегда выполняется по рецепту. Детям предлагается рассмотреть карточки-схемы для приготовления хлеба.

Каждому ребёнку выдаётся карточка с продуктом, который он будет отмерять согласно схеме и выкладывать в форму для выпекания.

Воспитатель спрашивает детей о предстоящей работе. Дети проговаривают (планируют свою деятельность) действия и приступают к самостоятельному измерению продуктов.

Воспитатель спрашивает каждого ребенка: сколько и какой продукт он измерил (одна чайная ложка соли, два стакана муки и т. д.)

Воспитатель предлагает каждому ребенку засыпать свой продукт в хлебопечку в определенной последовательности.

Ребята, как вы думаете, хлеб уже готов? (предполагаемый ответ детей: нет, хлеб еще сырой, это тесто).

Что нужно сделать, чтобы получился хлеб? (предполагаемый ответ детей: нужно его испечь).

Воспитатель включает хлебопечку. А теперь хлебопечка замешивает тесто и начинает нагреваться.

Когда все действия выполнены, воспитатель рассказывает детям, что для приготовления хлеба потребуется определённое время. Это время педагог выставляет сам. И посмотрим, сколько времени пройдет, пока испечется хлеб.

Таким образом, дети убедятся, что можно сделать за время, пока выпекается хлеб (пройдёт одно занятие, дети соберутся на прогулку, погуляют) и только к их приходу с прогулки хлеб будет готов.

Педагог акцентирует внимание на то, какие пословицы подходят к определённым действиям:

«Делу время — потехе час»;

«Тяжела работа — да хлеб сладок»…

После прогулки дети приходят в детский сад и ощущают запах свежеиспечённого хлеба. Собравшись у хлебопечки, воспитатель предлагает достать хлеб, потрогать, какой он тёплый и душистый. Показ хлеба сопровождается стихами Я. Акима:

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он тёплый. Золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наша, сила, в нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!

Воспитатель предлагает угоститься в обед свежеприготовленным хлебом.

Занятие по конструированию с элементами аппликации в старшей группе «Красны девицы и добры молодцы».

Задачи: расширять представления детей об особенностях русскойодежды ; побуждать детей использовать в речи слова, обозначающие детали русского народного костюма: кофта, сарафан, кокошник, рубаха, штаны, хоровод; активизировать использование в речи выражений: «красна девица» и «добрый молодец»; развивать умение собирать из частей целостный образ; пользоваться приёмом сложения бумаги «гармошкой», вырезая несколько деталей; поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приёмы, дополнять поделку аппликативными деталями; развивать чувство ритма, цвета; воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес к народной культуре.

Предварительная работа : рассматривание русских народных костюмов (женский-кофта, сарафан, кокошник; мужской — рубаха, штаны); прорисовка вышивки на кофтах; разучивание календарных обрядов.

Материалы: цветная бумага, трафареты — сарафан, кофта, штаны; ножницы, клей, кисти.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на готовые поделки. Рассказывает о том, что после сбора урожая люди устраивали гулянья — хороводы, радуясь собранному урожаю.

Вот и выросла наша пшеничка,

И собрали мы урожай.

Не страшна нам зима будет лютая,

Испечём мы в печи большой каравай!

Воспитатель: В хороводах принимали участие девицы. На Руси их называли, красны девицы, от слова красивые. А так же молодцы, их называли — добры молодцы, а значит, силён, красив, отважен и обязательно, добр душой. Но, что бы у нас получился хоровод нужна не одна пара, много девиц и молодцев. Хотите, чтобы у нас получился большой хоровод? (Ответы детей). Хорошо, давайте вместе с вами создадим картину хороводного танца.

Дети рассматривают изображения красных девиц и добрых молодцев (целостное восприятие).

Девочки рассказывают, из каких частей состоит их изображение, какие дополнительные детали украсят одежду красных девиц. Педагог акцентирует внимание, на то, что поделка имеет следующие части: голова, туловище, ноги. Затем, какая одежда и элементы костюма дополняют поделку.

Мальчики обсуждают детали своей поделки. Педагог обращает внимание на последовательность выполнения поделки, а дети в свою очередь для себя запоминают план работы.

Приступают к изготовлению поделки. Во время деятельности звучат русские народные мелодии.

Когда поделки будут выполнены, педагог подводит итог деятельности.

— Кого вы сделали? (Предполагаемый ответ-красных девиц и добрых молодцев)

— В каких костюмах красны девицы и добры молодцы (в русских народных костюмах)

— Как называется одежда у красных девиц? (кофта, сарафан, кокошник).

— Во что одет добрый молодец? (рубаха, штаны, сапоги).

— Какие детали помогли вам сделать поделку более выразительной? (кофты у девиц и вышивка на рукавах, сарафаны яркие; у мальчиков рубахи в горох, полосатые штаны.

Воспитатель. Теперь наши поделки готовы, у каждой красной девицы в паре добрый молодец.

—Что можно завести? (хоровод).

Вместе с воспитателем дети заводят хоровод из поделок добрых молодцев и красных девиц.

Встанем мы в хоровод,

Взявшись за руки.

Выйдем в поле, да чистый луг.

Добры молодцы и красны девицы,

Становитесь скорей в круг!

Запевайте, вы, песни добрые,

Да хвалите свой чудный край,

Поклонитесь земле нашей матушке

За богатый такой урожай!

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, умение, Образ Мира, самостоятельная деятельность, бессознательная работа, знание, индивидуальная работа, образовательный процесс, познавательная деятельность, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста

Направленность студенческого самоуправления на развитие аксиологического потенциала студентов университета

Модель педагогической поддержки становления ценностной основы самосознания учащегося профессионального училища

Самообразование как фактор формирования и развития личности студента-юриста

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов филиала ВУЗа

Аксиологизация образования как педагогическое условие становления экономического Образа мира старшеклассников

Активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного и творческого мышления студентов

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности

Индивидуальный образовательный маршрут как способ развития самообразования студентов вуза на примере иностранного языка

Формирование ценностного отношения к иной культуре как педагогическое условие нравственного воспитания российских и иностранных студентов, обучающихся совместно

Похожие статьи

Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста

Направленность студенческого самоуправления на развитие аксиологического потенциала студентов университета

Модель педагогической поддержки становления ценностной основы самосознания учащегося профессионального училища

Самообразование как фактор формирования и развития личности студента-юриста

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов филиала ВУЗа

Аксиологизация образования как педагогическое условие становления экономического Образа мира старшеклассников

Активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного и творческого мышления студентов

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности

Индивидуальный образовательный маршрут как способ развития самообразования студентов вуза на примере иностранного языка

Формирование ценностного отношения к иной культуре как педагогическое условие нравственного воспитания российских и иностранных студентов, обучающихся совместно

Задать вопрос