Использование полисенсорного обследования на занятиях по социально-бытовой ориентировке в детском саду для детей с нарушениями зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.10.2019

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Коровина, И. С. Использование полисенсорного обследования на занятиях по социально-бытовой ориентировке в детском саду для детей с нарушениями зрения / И. С. Коровина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 275-276. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63171/ (дата обращения: 17.12.2024).



У детей, даже с неглубокими нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие), существуют трудности в восприятии окружающего мира. Дети часто путают предметы сходной конфигурации, испытывают затруднения при восприятии изображений без четкого контура или предметы, частично заслоненные другими объектами. Искажение полученной зрительной информации приводит к ограничению знаний об окружающем мире. Современные дети получают информацию часто в отрыве от реальных объектов, с помощью картинок, телепередач, мультфильмов. Возникает разрыв в представлениях детей между картинкой и реальным объектом. Это проявляется в таких высказываниях при рассматривании реальных объектов: «как петух» — видя настоящего живого петуха в зоопарке, например. «Как гвоздика» — при взгляде на натуральные цветы в вазе.

Исследования тифлологов подтверждают, что эффективность психофизического развития ребенка с нарушением зрения проявляется значительно выше в конкретных, деятельностных ситуациях. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Познавая окружающие предметы, дети по-разному взаимодействуют с ними: ощупывают, поглаживают, надавливают, стучат, пробуют на вкус и т. п. Необходимо использовать эту особенность. Особенно это важно для детей с нарушениями зрения. Недостаточную зрительную информацию можно дополнять формообразующими движениями — обвести пальцем, рукой по контуру предмета на картинке, имитировать в ходьбе важные движения петушка или направления веток дерева поднятыми вверх руками.

Организуя специальные коррекционные занятия для детей с нарушениями зрения, необходимо активизировать такие психические образования, которые меньше страдают от недостатка зрения и находятся в сенситивном периоде своего развития — сохранные анализаторы. Для успешного формирования адекватных представлений об окружающем необходимо вызвать реакцию ребенка на комплексные раздражители, на создание связей между сохранными анализаторами: слуховым, двигательным, кожным, обонятельным и др.

Приведу в пример занятие, основанное на комплексной работе анализаторов.

Что мы знаем о хлебе.

(Социально-бытовая ориентировка для дошкольников старшего возраста)

Коррекционно-развивающие задачи: Уточнить и закрепить представления детей о видах хлеба, его приготовлении. Упражнять в зрительно-осязательном обследовании хлебобулочных изделий, в узнавании с помощью вкусовой и обонятельной чувствительности (по направляющим инструкциям и вопросам педагога). Учить описывать свои осязательные, вкусовые, обонятельные ощущения. Соотносить реальные хлебобулочные изделия и их изображения. Вызвать интерес к занятию, бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа:

− Моторно-зрительное обследование колосков, зерен пшеницы.

− Чтение украинской сказки «Колосок»

− Рассматривание иллюстраций о труде хлеборобов

− Сравнение: мука, соль, сахар (на ощупь, по вкусу, зрительно, по запаху)

Материал: кусочки белого, черного хлеба, булочка, пряник, батон, половинка ржаного хлеба, изображения хлебобулочных изделий, мука пшеничная в мисочке, пластиковые ложечки.

Ход занятия:

На столе под полотенцем на блюде хлебобулочные изделия: половинка ржаного хлеба, батон, тульский пряник, булочка, кусочки черного и белого хлеба.

— Ребята, хотите узнать, что лежит под полотенцем? Но смотреть мы с вами не будем, угадать нам поможет нос. (Дети закрывают глаза. Педагог подносит к носу каждого ребенка кусочек ржаного хлеба).

— Узнали, что это? Чем пахнет? — дети отвечают, что пахнет хлебом.

— Да, дети, это хлеб. (Предложить детям открыть глаза). Посмотрите, что вы видите? (Педагог снимает полотенце с блюда). Дать детям возможность рассмотреть, потрогать изделия, назвать их.

— Вот это батон (еще раз показать). Повторите вместе со мной — «батон»!

— Это ржаной хлеб. Повторите вместе со мной «ржаной хлеб»!

— Дети, а где продается хлеб? — Правильно, в булочной.

— Посмотрите, у нас на доске витрина булочной разместилась (Педагог снимает платок с изображений хлеба с доски).

— Ребята, на блюде лежит батон, а где он на витрине нашей булочной? — предложить кому-либо из детей найти среди изображений батон. Аналогично дети соотносят изображение и реальные изделия (ржаной хлеб, пряник, булочка).

— Ребята, в нашей булочной есть хлеб, которого нет на блюде. Найдите и покажите его. (Педагог подзывает детей к доске. Дает возможность найти и показать каравай, сушки, крендель, сухарики).

— А теперь, ребята, возьмите по кусочку ражаного хлеба и потрогайте его, найдите корочку, нажмите на неё, погладьте. Что можно сказать о корочке?

(Педагог обобщает ответы детей. Корочка твердая, гладкая, коричневая.)

— А сейчас найдите мякиш (педагог показывает), нажмите на него, погладьте. Что можно сказать про мякиш, почему он так называется? — ответы детей. Можно предложить понюхать корочку и мякиш, Мякиш более ароматный.

— Ребята, а из чего делают хлеб? — из муки — отвечают дети. Педагог предлагает детям мисочку с мукой. Дети трогают муку, называют её цвет. Педагог обобщает ответы — мука белая, мягкая, рассыпается — рассыпчатая, очень мелкая. Педагог предлагает детям попробовать муку на вкус и определить, какого она вкуса. Дает возможность детям высказать свое мнение — мука без вкуса.

— Ребята, подумайте, что можно добавить в хлеб, чтобы получилась вкусная булочка или ароматный пряник? Если дети не могут догадаться, предложить подумать, что слаще: булочка или батон, и где больше сахара. И есть ли в ржаном хлебе сахар. Дать возможность детям высказаться, обобщить — в хлеб добавляют соль и сахар.

— Ребята, а в пряники добавляют еще и мёд. (Педагог обращает внимание детей, что пряники по запаху ароматные, сладкие)

Минутка релаксации: Чтобы приготовить такой вкусный хлеб, пекари добавляют в муку воду, дрожжи, соль, сахар. Сейчас мы с вами превращаемся в пекарей!

—Правой рукой насыпьте муку — (движения рукой)

—Левой рукой — налейте воду — (движения другой рукой)

— Посолите, насыпьте сахар — (движения пальцами)

— Добавьте дрожжи и размешайте — (движения руками)

— А теперь слепите булочки — (движения ладонями).

— Закройте глаза. Представьте, какой румяный и ароматный хлеб у вас получился.

— А сейчас давайте попробуем узнать по вкусу, кусочек какого изделия я вам предложу. (Дети по очереди закрывают глаза и пробуют кусочки белого, черного хлеба, пряника. Определяют изделие по вкусу и объясняют, как узнали: «Это ржаной хлеб, он солоноватый по вкусу. Это — булочка — она сладкая, это пряник — он сладкий и пахнет мёдом»). Игра проводится 2–3 раза, чтобы дать детям возможность сравнить вкусовые качества разных изделий.

— Ребята понравилось вам занятие? Что вам больше всего понравилось? А что нового вы сегодня узнали? Труд хлеборобов и пекарей почетный и нужный.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ржаной хлеб, Педагог, вкус, изделие, мука, нарушение зрения, Ребята, хлеб, черный хлеб.


Похожие статьи

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми 6-7 лет в условиях логопункта

Коррекция речевых нарушений в процессе физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда с детьми 5–7 лет, имеющими нарушения зрения

Коррекционная поддержка учителем-дефектологом детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях дистанционного обучения

Профилактика нарушений письма и чтения у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Преодоление нарушений звукопроизношения посредством авторских игровых упражнений у дошкольников 5–7 лет с ОВЗ в ходе коррекционного процесса

Ориентация старшеклассников 7-9 классов с тяжелыми нарушениями речи на здоровый образ жизни средствами уроков физической культуры

Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники

Похожие статьи

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми 6-7 лет в условиях логопункта

Коррекция речевых нарушений в процессе физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда с детьми 5–7 лет, имеющими нарушения зрения

Коррекционная поддержка учителем-дефектологом детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях дистанционного обучения

Профилактика нарушений письма и чтения у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Преодоление нарушений звукопроизношения посредством авторских игровых упражнений у дошкольников 5–7 лет с ОВЗ в ходе коррекционного процесса

Ориентация старшеклассников 7-9 классов с тяжелыми нарушениями речи на здоровый образ жизни средствами уроков физической культуры

Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники

Задать вопрос