Опыт логопедической работы по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказкотерапии и театрализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 18.09.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Добрынина, Е. В. Опыт логопедической работы по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказкотерапии и театрализации / Е. В. Добрынина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117698/ (дата обращения: 16.10.2024).



Сказка является любимым литературным жанром детей дошкольного возраста, ведь она позволяет «погрузиться» в мир волшебства и чудес, быть его активным участником и героем, свободно действовать и творчески решать возникающие проблемы.

Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда позволяет успешно и деликатно оказывать влияние на развитие детской личности в целом и речевое развитие в частности. Именно возможность существования и действия в сказочном сюжете снимает с детей с нарушением речи основные психоэмоциональные блоки, т. к. все происходящее совершается не с ними, а со сказочными героями.

Работа по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях с использованием сказкотерапии проходит в три этапа — подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе проводится работа по ознакомлению с особенностями каждого направления работы над просодикой — работа над дыханием, голосом, ритмической и темповой организации речи и формирование первичных представлений об интонации.

На этом этапе формируются и закрепляются основные ритуалы — вхождение в сказку, выбор и закрепление героев за каждым ребенком на занятие и обязательно завершение сказкотерапии, когда все персонажи остаются в сказочной стране и расстаются с детьми до следующего путешествия.

Так, используемый нами «Ритуал входа в сказку» представлял собой следующее действие. Дети и учитель-логопед встав в круг брались за руки и закрывали глаза, медленно поднимали руки вверх и со словами «В сказку попадаем» открывали глаза».

Для выхода из сказочной ситуации в конце занятия, дети поднимали руки вверх и потом прижимали их к груди со словами: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, чему мы научились».

Данный этап работы реализовывался нами через введение в систему занятий блока «Путешествие в страну эмоций», где каждое занятие включало в себя сюжетно-ролевую составляющую, театрализованную деятельность на основе заранее изученной детьми сказки про эмоции.

Так, дети отправляются в гости к принцессе Эмоций и знакомятся со сказками, в которых рассказывается про просодические компоненты. И на занятиях уже имеется возможность проигрывать просодические роли путешествуя по городу речи.

Основное внимание на данном этапе уделяется развитию правильного фонационного дыхания у детей, т. к. правильное дыхание является основным компонентом для последующего формирования чистой, правильной и красивой речи [2]. Речь производится на выдохе и глубокий вдох позволяет совершить плавный и длительный выдох. Но для этого проводится систематизированная и целенаправленная работа по формированию произвольного выдоха.

Позже, к обязательному упражнению по формированию правильного фонационного дыхания, добавляются задание на понимание других голосовых компонентов — темпа и ритма, интонации.

На основном этапе работы проводилась ознакомительная работа с интонациями — повествовательной, вопросительной, восклицательной и заключительное занятие по дифференциации интонационной структуры предложения.

Игры в городе интонаций направлены на изучение особенностей, присущих каждой интонации. Так, на наших занятиях были феи повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, которые устраивали различные соревнования, балы и игры, в которых все участники представали в роли сказочных персонажей.

Продолжительная работа над интонационной выразительностью речи детей объясняется тем, что в процессе занятий проводилась работа над всеми качественными характеристиками голоса — дыханием, темпом, ритмом, силой голоса, т. к. они формируют особенности каждого вида интонации. С детьми разбирались все особенности, рассматривались подробно и отрабатывались на практике в различных игровых ситуациях.

Заключительный этап также включал в себя работу над интонациями — занятия «Волшебный театр интонаций».

Важным условием всей логопедической деятельности является то, что логопед рассказывает сказку, сопровождая ее выразительной мимикой и жестами. Сказка может меняться в процессе занятия, акцентируя на каких-то наиболее важных моментах внимание детей в конкретный момент, уделяя больше времени определенному типу заданий. Получается очень подвижная, динамичная структура занятия, которая следует за детьми, их состоянием и желаниями.

Возможность проигрывать за сказочных героев различные сюжеты позволяет вовлечь детей в коррекционно-развивающую деятельность и поддерживает интерес детей к занятиям [1]. Дети очень стараются передать требуемые эмоции, корректно выполнить задание — сказать удивленно, как принцесса Эмоций, грозно произнести, как Рыцарь и прочее.

Разнообразие героев позволяет сохранять интерес к многократно повторяемой деятельности, ведь задания в общем своем представлении из занятия в занятие остаются теми же — направленными на развитие дыхания — сдуй все листочки, снежинки, пушинки, скажи громко-тихо, весело-грустно и прочее, и только смена героев, за которых дети все проговаривают позволяет успешно проводить логопедические занятия.

Итогом логопедических занятий по развитию просодической стороны речи детей с общим недоразвитием речи с использованием сказкотерапии и театрализации является:

— понижение уровня тревожности у детей с ОНР;

— формирование положительного отношения к коррекционно-развивающим занятиям;

— развитие качественных характеристик голоса и их понимание детьми.

Литература:

  1. Бочарникова, Н. С. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза / Н. С. Бочарникова // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2016. — № S8. — С. 1–7. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76097.htm (дата обращения 03.09.2024).
  2. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических высших учебных заведений / под редакцией Л. С. Волковой. — Москва: Советские учебники, 2024. — 544 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, интонация, качественная характеристика голоса, общее недоразвитие речи, правильное фонационное дыхание, принцесса Эмоций, работа, сказка, формирование.


Похожие статьи

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

К вопросу о формировании учебной терминологической лексики младшими школьниками с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Развитие грамматического строя речи дошкольников с ОНР на основе логоритмики

Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи

Конспекты индивидуальной организованной образовательной деятельности по активизации речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития) «День рождения клоуна», «Весёлый ёжик»

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Основные направления логопедической работы по развитию семантического поля эмотивной лексики у старших дошкольников с ОНР

Похожие статьи

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

К вопросу о формировании учебной терминологической лексики младшими школьниками с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Развитие грамматического строя речи дошкольников с ОНР на основе логоритмики

Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи

Конспекты индивидуальной организованной образовательной деятельности по активизации речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития) «День рождения клоуна», «Весёлый ёжик»

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Основные направления логопедической работы по развитию семантического поля эмотивной лексики у старших дошкольников с ОНР

Задать вопрос