Сказка является любимым литературным жанром детей дошкольного возраста, ведь она позволяет «погрузиться» в мир волшебства и чудес, быть его активным участником и героем, свободно действовать и творчески решать возникающие проблемы.
Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда позволяет успешно и деликатно оказывать влияние на развитие детской личности в целом и речевое развитие в частности. Именно возможность существования и действия в сказочном сюжете снимает с детей с нарушением речи основные психоэмоциональные блоки, т. к. все происходящее совершается не с ними, а со сказочными героями.
Работа по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях с использованием сказкотерапии проходит в три этапа — подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе проводится работа по ознакомлению с особенностями каждого направления работы над просодикой — работа над дыханием, голосом, ритмической и темповой организации речи и формирование первичных представлений об интонации.
На этом этапе формируются и закрепляются основные ритуалы — вхождение в сказку, выбор и закрепление героев за каждым ребенком на занятие и обязательно завершение сказкотерапии, когда все персонажи остаются в сказочной стране и расстаются с детьми до следующего путешествия.
Так, используемый нами «Ритуал входа в сказку» представлял собой следующее действие. Дети и учитель-логопед встав в круг брались за руки и закрывали глаза, медленно поднимали руки вверх и со словами «В сказку попадаем» открывали глаза».
Для выхода из сказочной ситуации в конце занятия, дети поднимали руки вверх и потом прижимали их к груди со словами: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, чему мы научились».
Данный этап работы реализовывался нами через введение в систему занятий блока «Путешествие в страну эмоций», где каждое занятие включало в себя сюжетно-ролевую составляющую, театрализованную деятельность на основе заранее изученной детьми сказки про эмоции.
Так, дети отправляются в гости к принцессе Эмоций и знакомятся со сказками, в которых рассказывается про просодические компоненты. И на занятиях уже имеется возможность проигрывать просодические роли путешествуя по городу речи.
Основное внимание на данном этапе уделяется развитию правильного фонационного дыхания у детей, т. к. правильное дыхание является основным компонентом для последующего формирования чистой, правильной и красивой речи [2]. Речь производится на выдохе и глубокий вдох позволяет совершить плавный и длительный выдох. Но для этого проводится систематизированная и целенаправленная работа по формированию произвольного выдоха.
Позже, к обязательному упражнению по формированию правильного фонационного дыхания, добавляются задание на понимание других голосовых компонентов — темпа и ритма, интонации.
На основном этапе работы проводилась ознакомительная работа с интонациями — повествовательной, вопросительной, восклицательной и заключительное занятие по дифференциации интонационной структуры предложения.
Игры в городе интонаций направлены на изучение особенностей, присущих каждой интонации. Так, на наших занятиях были феи повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, которые устраивали различные соревнования, балы и игры, в которых все участники представали в роли сказочных персонажей.
Продолжительная работа над интонационной выразительностью речи детей объясняется тем, что в процессе занятий проводилась работа над всеми качественными характеристиками голоса — дыханием, темпом, ритмом, силой голоса, т. к. они формируют особенности каждого вида интонации. С детьми разбирались все особенности, рассматривались подробно и отрабатывались на практике в различных игровых ситуациях.
Заключительный этап также включал в себя работу над интонациями — занятия «Волшебный театр интонаций».
Важным условием всей логопедической деятельности является то, что логопед рассказывает сказку, сопровождая ее выразительной мимикой и жестами. Сказка может меняться в процессе занятия, акцентируя на каких-то наиболее важных моментах внимание детей в конкретный момент, уделяя больше времени определенному типу заданий. Получается очень подвижная, динамичная структура занятия, которая следует за детьми, их состоянием и желаниями.
Возможность проигрывать за сказочных героев различные сюжеты позволяет вовлечь детей в коррекционно-развивающую деятельность и поддерживает интерес детей к занятиям [1]. Дети очень стараются передать требуемые эмоции, корректно выполнить задание — сказать удивленно, как принцесса Эмоций, грозно произнести, как Рыцарь и прочее.
Разнообразие героев позволяет сохранять интерес к многократно повторяемой деятельности, ведь задания в общем своем представлении из занятия в занятие остаются теми же — направленными на развитие дыхания — сдуй все листочки, снежинки, пушинки, скажи громко-тихо, весело-грустно и прочее, и только смена героев, за которых дети все проговаривают позволяет успешно проводить логопедические занятия.
Итогом логопедических занятий по развитию просодической стороны речи детей с общим недоразвитием речи с использованием сказкотерапии и театрализации является:
— понижение уровня тревожности у детей с ОНР;
— формирование положительного отношения к коррекционно-развивающим занятиям;
— развитие качественных характеристик голоса и их понимание детьми.
Литература:
- Бочарникова, Н. С. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза / Н. С. Бочарникова // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2016. — № S8. — С. 1–7. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76097.htm (дата обращения 03.09.2024).
- Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических высших учебных заведений / под редакцией Л. С. Волковой. — Москва: Советские учебники, 2024. — 544 с.