Данная статья рассматривает вопрос развития просодических компонентов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье освещены направления работы в данной области, а также факторы, влияющие на продолжительность и эффективность этой работы. Представлен комплекс упражнений по развитию просодической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста.
Просодика — одна из разновидностей невербального средства общения. К просодической стороне речи относятся тембр, мелодика, темп, дикция, интонация, речевое дыхание, интенсивность и другие компоненты. Благодаря этим способам выразительности речи можно дать словам эмоциональную окраску, избегать монотонности, менять смысл высказывания и выстраивать логические паузы [5].
Для детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи просодические компоненты важны не только для обучения, но и для выстраивания успешной коммуникации с другими детьми. Нарушение просодики влечет за собой трудность в общении с окружающими людьми, а в будущем закомплексованность и сложности в развитии своих природных способностей и интеллектуальных возможностей [1].
Свой вклад в изучение и развитие просодического компонента речи у детей внесли А. А. Алмазова «Русский язык в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи» [2]; А. П. Демидова, В. Н. Зиновьева, Н. К. Слыш «Особенности речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи» [3]; Л. Ф. Спирова «Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи» [4], а также другие логопеды и педагоги.
Развитие просодики у детей младшего школьного возраста с ТНР достигается системой логопедических занятий, в которых предусмотрены физическое, речевое, познавательное, социальное и художественное направления.
Для развития каждого из просодических компонентов у детей с ТНР применяется ряд следующих упражнений. Представим данный ряд в виде комплекса.
- Улучшение артикуляционной моторики. Для совершенствования артикуляционной моторики применяется артикуляционная гимнастика: комплекс статических («Иголочка», «Заборчик», «Улыбочка») и динамических («Варенье», «Маляр», «Часики») упражнений в игровой форме с использованием зеркала. Разные упражнения подготавливают ребенка к произношению различных звуков: [с], [з], [ш], [к] и других. Индивидуальные занятия следует проводить ежедневно, в течение 10–15 минут [5].
- Развитие высоты и силы голоса, тембра и интонации. Упражнения для улучшения голосовых характеристик следует проводить также в игровой форме. Например, для развития силы голоса можно предоставить ребёнку картинки с транспортом, который расположен близко и далеко. Ребёнок должен произнести звук громко, если транспорт близко, тихо, если транспорт далеко [6, с. 55–56].
Корректировка интонации может достигаться с помощью упражнения по карточкам: логопед предлагает ребенку придумать предложения к карточкам с разными интонациями [6, с. 55].
- Формирование чувства ритма. Развитие чувства ритма достигается с помощью ритмических упражнений (простукивания, хлопки, щелчки) и ритмических стихотворений или цепочек (ряд звукоподражаний, слов, слогов). Например, ребёнок, лёжа на спине выполняет упражнение «велосипед», хлопая при этом в ритм с движениями ног [6, с. 53].
- Улучшение дикции. Для улучшения дикции следует корректировать произношение слов: последовательное проговаривание букв, звуков, слов; составлять слова из предложенных слогов; увеличивать словарный запас ребенка (например, описывать простые картинки, читать книги, обращая внимание на новые или труднопроизносимые слова).
- Развитие мелодики. Мелодика — движениеголоса по высоте, то есть скольжение «вверх» и «вниз», мелодика важна для постановки интонации у ребенка. Развитие мелодики достигается следующими упражнениями: акцентирование на интонации во время восклицания и вопрошания во время чтения предложений, стихотворений или сказок; проговаривание одного слова (фразы, предложения) с разной эмоциональной окраской (радостью, гневом, раздражением, испугом и так далее); “рисовать” мелодику в воздухе, поднимая и опуская руку, при этом повышая или понижая голос соответственно.
Кроме привычных упражнений и методик, разрабатываются и вводятся новые программы по развитию просодической структуры речи у детей с ТНР младшего школьного возраста. Например, “Развитие просодической стороны речи у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами музыкальной терапии” авторства А. А. Твардовской и Н. С. Тимошиновой [7], «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» авторства М. Д. Маханевой [8]. Внедрение новых методик в логопедические занятия необходимо из-за значительного роста числа детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи и полиморфности данного нарушения. Разнообразие программ позволяет подобрать наиболее подходящую методику исправления отклонений.
Основываясь на нарушениях речи ребёнка, следует определить курс направления занятий (работа с дыханием, ритмом, голосовыми характеристиками, звукопроизношением и так далее). Количество занятий и продолжительность исправления дефектов речи может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. На продолжительность работы могут влиять такие факторы, как.
- Характер речевого нарушения. Прогресс в исправлении одних отклонений может быть более заметен, чем в других, даже при одинаковой продолжительности логопедического сопровождения.
- Подобранная методика. Выбранные упражнения и составление программы напрямую влияют на эффективность работы и достижение результата.
- Комфорт во время занятий. Доверительные отношения с логопедом, спокойная обстановка в кабинете, игровая подача программы.
- Регулярность. Работа с речевыми нарушениями должна иметь регулярный характер: от соблюдения длительности занятий до закрепления результата дома.
Литература:
- Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстова. — 1-е изд. — Москва: ВЛАДОС, 2006. — 439 c. — Текст: непосредственный.
- Бойко, В. М. Развитие интонационных средств речи у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в младших классах / В. М. Бойко. — Текст: электронный // elar.uspu.ru: [сайт]. — URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12107/2/2019Boiko.pdf (дата обращения: 18.09.2024).
- Демидова, А. П. Особенности речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи / А. П. Демидова. — Текст: электронный // CYBERLENINKA: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 18.09.2024).
- Махнева, М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / М. Д. Махнева. — Москва: Творческий Центр Сфера, 2009. — 128 c. — Текст: непосредственный.
- Микушина, Л. Г. Развитие просодических компонентов у детей с ТНР / Л. Г. Микушина. — Текст: электронный // ИнфоУрок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/razvitie-prosodicheskih-komponentov-rechi-u-detey-s-tnr-2077930.html (дата обращения: 18.09.2024).
- Попова, С. В. Статические и динамические артикуляционные упражнения / С. В. Попова. — Текст: электронный // nsportal: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2022/10/07/staticheskie-i-dinamicheskie-artikulyatsionnye (дата обращения: 18.09.2024).
- Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: (I — IV кл.) / Л. Ф. Спирова. — Москва: Педагогика, 1980. — 192 c. — Текст: непосредственный.
- Твардовская, А. А. Развитие просодической стороны речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музыкальной терапии / А. А. Твардовская, Н. С. Тимошинова. — Текст: непосредственный // Системная интеграция в здравоохранении. — 2014. — № № 1(23). — С. 43–49.