Организация экспериментальной работы по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 09.10.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Куницына, Т. А. Организация экспериментальной работы по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения / Т. А. Куницына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — URL: https://moluch.ru/archive/540/118153/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



В исследовании описана экспериментальная работа по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения. Обращается внимание на то, что необходимо уделять повышенное внимание развитию умений воспроизведения и восприятия интонации и логического ударения.

Ключевые слова: коррекционная работа, просодика, младший школьный возраст, тяжелые нарушения речи.

Коррекционная работа данной формы речевого нарушения представляет собой определенные трудности и так важно именно раннее выявление и коррекция нарушений просодики. В настоящее время в логопедии вопросы изучения особенностей формирования просодической стороны речи остаются актуальными. Выявление и преодоление нарушение просодической стороны речи именно в младшем школьном возрасте имеет огромное значение для последующей жизни ребенка.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано на необходимость обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в период дошкольного детства. Основные положения данных документов определяют содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования с детьми с ТНР, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации [14, ст. 79. п. 3; 8, п. 1.6, 2.11.2; 3].

Следовательно, необходимым условием включения ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в образовательный процесс является организация его систематического, адекватного психолого-педагогического сопровождения с целью обеспечения достижений максимальной коррекции нарушений развития. Данное условие предполагает проведение индивидуальной педагогической диагностики учителем-логопедом, что позволяет выявить негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития, задачи коррекционно-развивающего обучения и адаптировать содержание образовательной программы в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.

Нарушения просодической стороны отмечает Е. Н. Винарская, можно проследить уже в младенческом возрасте, проявляются они в нарушение дифференцированности различных эмоциональных реакций [5].

Р. И. Мартынова, О. А. Токарева также выделяют у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией нарушение дыхания, которое в основном проявляется в расстройствах ритма и глубины. У таких детей учащённое речевое дыхание и на выдохе. Встречается также у детей фальцет (визжащий голос). У некоторых детей с дизартрией речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе — речь становится захлебывающейся [7] [8].

Е. Ф. Архипова подчеркивает, что дети с речевой патологией не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов [2] [3].

Е. Ф. Архипова также наблюдает нарушения правильной расстановки ритмических и динамических ударений, интонационной и эмоциональной выразительности речи. О нарушениях ритмической организации речи говорит постепенное замедление фразовой речи, переходящее в бормотание [4].

В эксперименте приняли участие детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Период проведения исследовательской работы: январь — февраль 2024 года. Для исследования особенностей просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи была определена база исследования — Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 4. Цель эксперимента — выявить особенности развития просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Критерии отбора детей: младший школьный возраст, 3 класс. Дети от 9–10 лет.

Анализ результатов обследования ритма показал, что у детей экспериментальной группы (ЭГ) высокого уровня ритма не было выявлено. Уровень ВС у 40 % детей ЭГ. Средний уровень при обследовании ритма выявлен у 60 % детей ЭГ. Низкого уровня при обследовании ритма не было выявлено.

Анализ результатов обследования интонации показал, что у детей ЭГ высокого и выше среднего уровня интонации не было выявлено. Средний уровень при обследовании интонации выявлен у 40 % детей ЭГ. Уровень ниже среднего выявили у 60 % детей. Низкого уровня при обследовании интонации не было выявлено.

Анализ результатов обследования логического ударения показал, что у детей ЭГ высокого и выше среднего уровня не было выявлено. Средний уровень при обследовании логического ударения выявлен у 60 % детей ЭГ. Уровень ниже среднего выявили у 20 % детей. Низкий уровень при обследовании интонации у 20 % детей.

Анализ результатов обследования голоса и тембра показал, что у детей ЭГ высокого уровня не было выявлено. Уровень выше среднего был выявлен у 40 % детей ЭГ. Средний уровень по результатам обследования голоса и тембра выявили у 60 % детей. Низкого уровня при обследовании не было выявлено.

Дети экспериментальной группы в целом показали средний уровень умения воспринимать и воспроизводить ритмы, с небольшим преимуществом в восприятии (средне-групповое значение 2,8 против 2,4 при воспроизведении). Результаты в области интонации оказались ниже среднего, с одинаковыми показателями в восприятии и воспроизведении интонации (средне-групповое значение 1,6), что указывает на слабую развитость данных навыков у детей группы. Большинство детей успешно идентифицируют стандартные ритмические паттерны, однако испытывают трудности с более сложными комбинациями. Дети лучше справляются с простыми ритмами, но часто теряют синхронизацию при попытке воспроизвести более сложные последовательности. Самый низкий показатель, дети редко демонстрируют способность контролировать тембр своего голоса, что требует дальнейшего развития в обучении.

Исходя из этих данных, можно заключить, что дети экспериментальной группы демонстрируют средний уровень музыкальных способностей, с наибольшими трудностями в воспроизведении логического ударения и восприятии и воспроизведении интонации. Эти результаты могут служить основанием для коррекционных и развивающих занятий в указанных областях.

Данные показывают, что дети экспериментальной группы имеют средние и ниже среднего показатели по восприятию и воспроизведению ритма, интонации, логического ударения, а также по модуляции голоса и тембру. Это подчеркивает важность целенаправленной и систематической работы в области просодической стороны речи, которая должна включать как упражнения на развитие музыкальных навыков, так и специфические логопедические методики. Особое внимание следует уделить развитию умений воспроизведения и восприятия интонации и логического ударения, где результаты оказались наименее удовлетворительными.

Литература:

  1. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: автореферат дисс. канд. пед. наук: Москва, 2005. — 25 с.
  2. Архипова, Е. Ф. Исследование просодической стороны речи Е. Ф. Архиповой [Электронный ресурс]. — URL: http://dou13.rybadm.ru/DswMedia/issledovanieprosodikidlyapedagogov.pdf. — (дата обращения: 12.09.2024).
  3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2006. — 319 с.
  4. Ахметзянова, А. И. Исследование рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / А. И. Ахметзянова, Н. А. Сайфуллина // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: сб. научных трудов XII Международной научно-образовательной конференции (Казань,. 24 апреля 2018 г.) / под. ред. А. И. Ахметзяновой. — Казань: Казан. ун-та, 2018. — С. 8–12.
  5. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Переодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка./ Е. Н. Винарская—М.: Просвещение, 1987
  6. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие, — М.: Айрис-пресс, 2005. — 96 с.
  7. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией [Текст] / Р. И. Мартынова, под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской — Москва, 1975. — 121 с.
  8. Токарева, О. А. Расстройства речи у детей и подростков Дизартрии [Текст] / О. А. Токарева, под общ. ред. С. С. Ляпидевского. — Москва: Медицина, 1969. — 288 с.


Задать вопрос