Организация экспериментальной работы по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 09.10.2024

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Куницына, Т. А. Организация экспериментальной работы по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения / Т. А. Куницына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — С. 364-365. — URL: https://moluch.ru/archive/540/118153/ (дата обращения: 16.12.2024).



В исследовании описана экспериментальная работа по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения. Обращается внимание на то, что необходимо уделять повышенное внимание развитию умений воспроизведения и восприятия интонации и логического ударения.

Ключевые слова: коррекционная работа, просодика, младший школьный возраст, тяжелые нарушения речи.

Коррекционная работа данной формы речевого нарушения представляет собой определенные трудности и так важно именно раннее выявление и коррекция нарушений просодики. В настоящее время в логопедии вопросы изучения особенностей формирования просодической стороны речи остаются актуальными. Выявление и преодоление нарушение просодической стороны речи именно в младшем школьном возрасте имеет огромное значение для последующей жизни ребенка.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано на необходимость обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в период дошкольного детства. Основные положения данных документов определяют содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования с детьми с ТНР, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации [14, ст. 79. п. 3; 8, п. 1.6, 2.11.2; 3].

Следовательно, необходимым условием включения ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в образовательный процесс является организация его систематического, адекватного психолого-педагогического сопровождения с целью обеспечения достижений максимальной коррекции нарушений развития. Данное условие предполагает проведение индивидуальной педагогической диагностики учителем-логопедом, что позволяет выявить негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития, задачи коррекционно-развивающего обучения и адаптировать содержание образовательной программы в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.

Нарушения просодической стороны отмечает Е. Н. Винарская, можно проследить уже в младенческом возрасте, проявляются они в нарушение дифференцированности различных эмоциональных реакций [5].

Р. И. Мартынова, О. А. Токарева также выделяют у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией нарушение дыхания, которое в основном проявляется в расстройствах ритма и глубины. У таких детей учащённое речевое дыхание и на выдохе. Встречается также у детей фальцет (визжащий голос). У некоторых детей с дизартрией речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе — речь становится захлебывающейся [7] [8].

Е. Ф. Архипова подчеркивает, что дети с речевой патологией не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов [2] [3].

Е. Ф. Архипова также наблюдает нарушения правильной расстановки ритмических и динамических ударений, интонационной и эмоциональной выразительности речи. О нарушениях ритмической организации речи говорит постепенное замедление фразовой речи, переходящее в бормотание [4].

В эксперименте приняли участие детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Период проведения исследовательской работы: январь — февраль 2024 года. Для исследования особенностей просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи была определена база исследования — Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 4. Цель эксперимента — выявить особенности развития просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Критерии отбора детей: младший школьный возраст, 3 класс. Дети от 9–10 лет.

Анализ результатов обследования ритма показал, что у детей экспериментальной группы (ЭГ) высокого уровня ритма не было выявлено. Уровень ВС у 40 % детей ЭГ. Средний уровень при обследовании ритма выявлен у 60 % детей ЭГ. Низкого уровня при обследовании ритма не было выявлено.

Анализ результатов обследования интонации показал, что у детей ЭГ высокого и выше среднего уровня интонации не было выявлено. Средний уровень при обследовании интонации выявлен у 40 % детей ЭГ. Уровень ниже среднего выявили у 60 % детей. Низкого уровня при обследовании интонации не было выявлено.

Анализ результатов обследования логического ударения показал, что у детей ЭГ высокого и выше среднего уровня не было выявлено. Средний уровень при обследовании логического ударения выявлен у 60 % детей ЭГ. Уровень ниже среднего выявили у 20 % детей. Низкий уровень при обследовании интонации у 20 % детей.

Анализ результатов обследования голоса и тембра показал, что у детей ЭГ высокого уровня не было выявлено. Уровень выше среднего был выявлен у 40 % детей ЭГ. Средний уровень по результатам обследования голоса и тембра выявили у 60 % детей. Низкого уровня при обследовании не было выявлено.

Дети экспериментальной группы в целом показали средний уровень умения воспринимать и воспроизводить ритмы, с небольшим преимуществом в восприятии (средне-групповое значение 2,8 против 2,4 при воспроизведении). Результаты в области интонации оказались ниже среднего, с одинаковыми показателями в восприятии и воспроизведении интонации (средне-групповое значение 1,6), что указывает на слабую развитость данных навыков у детей группы. Большинство детей успешно идентифицируют стандартные ритмические паттерны, однако испытывают трудности с более сложными комбинациями. Дети лучше справляются с простыми ритмами, но часто теряют синхронизацию при попытке воспроизвести более сложные последовательности. Самый низкий показатель, дети редко демонстрируют способность контролировать тембр своего голоса, что требует дальнейшего развития в обучении.

Исходя из этих данных, можно заключить, что дети экспериментальной группы демонстрируют средний уровень музыкальных способностей, с наибольшими трудностями в воспроизведении логического ударения и восприятии и воспроизведении интонации. Эти результаты могут служить основанием для коррекционных и развивающих занятий в указанных областях.

Данные показывают, что дети экспериментальной группы имеют средние и ниже среднего показатели по восприятию и воспроизведению ритма, интонации, логического ударения, а также по модуляции голоса и тембру. Это подчеркивает важность целенаправленной и систематической работы в области просодической стороны речи, которая должна включать как упражнения на развитие музыкальных навыков, так и специфические логопедические методики. Особое внимание следует уделить развитию умений воспроизведения и восприятия интонации и логического ударения, где результаты оказались наименее удовлетворительными.

Литература:

  1. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: автореферат дисс. канд. пед. наук: Москва, 2005. — 25 с.
  2. Архипова, Е. Ф. Исследование просодической стороны речи Е. Ф. Архиповой [Электронный ресурс]. — URL: http://dou13.rybadm.ru/DswMedia/issledovanieprosodikidlyapedagogov.pdf. — (дата обращения: 12.09.2024).
  3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2006. — 319 с.
  4. Ахметзянова, А. И. Исследование рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / А. И. Ахметзянова, Н. А. Сайфуллина // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: сб. научных трудов XII Международной научно-образовательной конференции (Казань,. 24 апреля 2018 г.) / под. ред. А. И. Ахметзяновой. — Казань: Казан. ун-та, 2018. — С. 8–12.
  5. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Переодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка./ Е. Н. Винарская—М.: Просвещение, 1987
  6. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие, — М.: Айрис-пресс, 2005. — 96 с.
  7. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией [Текст] / Р. И. Мартынова, под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской — Москва, 1975. — 121 с.
  8. Токарева, О. А. Расстройства речи у детей и подростков Дизартрии [Текст] / О. А. Токарева, под общ. ред. С. С. Ляпидевского. — Москва: Медицина, 1969. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, младший школьный возраст, логическое ударение, тяжелое нарушение речи, уровень, экспериментальная группа, коррекционная работа, обследование интонации, просодическая сторона речи, просодическая сторона речи детей.


Похожие статьи

Рекомендации тифлопедагогам по развитию зрительного восприятия и зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье актуализируются вопросы организации деятельности тифлопедагога по развитию зрительно-моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения.

Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена особенностям развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье на основе изучения материала по данной теме изложена сравнительная характеристика развития мелкой моторики в норме у дошко...

Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В данной статье раскрывается значение устной речи для полноценного и всестороннего развития младших школьников с нарушениями слуха, описаны особенности устной речи у данной категории детей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изуч...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста как условие овладения коммуникативными компетенциями

Статья посвящена теоретическому изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста как условия овладения коммуникативными компетенциями. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что деятель...

Алгоритм коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции

В статье представлены этапы коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции.

Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Коммуникативные способности являются важными составляющими развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относительно свободно участ...

Развитие просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

Данная статья рассматривает вопрос развития просодических компонентов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье освещены направления работы в данной области, а также факторы, влияющие на продолжительность и эффективнос...

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте, обозначены подходы к его определению и особенности развития. Определено, что познавательный интерес имеет значимую роль в развитии учебной мотив...

Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с различными уровневыми характеристиками интеллекта

Цель проведённого исследования заключается в изучении самооценки младших школьников в контексте интеллекта. Научная новизна состоит в расширении представлений о формировании адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз з...

Особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассматриваются особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Описаны речевые и психологические особенности детей с ЗПР. Данные особенности определяют высоку...

Похожие статьи

Рекомендации тифлопедагогам по развитию зрительного восприятия и зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье актуализируются вопросы организации деятельности тифлопедагога по развитию зрительно-моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения.

Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена особенностям развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье на основе изучения материала по данной теме изложена сравнительная характеристика развития мелкой моторики в норме у дошко...

Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В данной статье раскрывается значение устной речи для полноценного и всестороннего развития младших школьников с нарушениями слуха, описаны особенности устной речи у данной категории детей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изуч...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста как условие овладения коммуникативными компетенциями

Статья посвящена теоретическому изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста как условия овладения коммуникативными компетенциями. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что деятель...

Алгоритм коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции

В статье представлены этапы коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции.

Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Коммуникативные способности являются важными составляющими развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относительно свободно участ...

Развитие просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

Данная статья рассматривает вопрос развития просодических компонентов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье освещены направления работы в данной области, а также факторы, влияющие на продолжительность и эффективнос...

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте, обозначены подходы к его определению и особенности развития. Определено, что познавательный интерес имеет значимую роль в развитии учебной мотив...

Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с различными уровневыми характеристиками интеллекта

Цель проведённого исследования заключается в изучении самооценки младших школьников в контексте интеллекта. Научная новизна состоит в расширении представлений о формировании адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз з...

Особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассматриваются особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Описаны речевые и психологические особенности детей с ЗПР. Данные особенности определяют высоку...

Задать вопрос