Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (375) август 2021 г.

Дата публикации: 15.08.2021

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Буцкая, Ж. Н. Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Ж. Н. Буцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/375/83640/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правильного звукоизвлечения, четкой дикции и певческого дыхания.

Ключевые слова: пение, тяжелые нарушения речи, элементарные певческие навыки, ритмодекларация, логоритмические распевки, дыхательная гимнастика, музыкальное занятие.

Музыка с ее огромным эмоциональным влиянием, богатыми средствами выразительности, бесспорно, дает возможность делать общую работу педагогов в детском саду более продуктивной, разнообразной и творческой. Например, рассматривая коррекционно-развивающее направление, представляющее собой особый комплексный подход, можно утверждать, что педагогически-направленный процесс по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи протекает под усиленным контролем воспитателя, воспитателей и логопеда. Логопед оказывает помощь в подборе речевого материала, ориентируясь на нормализацию тема и ритма речи детей, развитии словаря и грамматического строя речи, а также звукопроизношения.

Пение — это вид исполнительского искусства, который особенно активно развивает основные музыкальные способности ребенка, а также оказывает воздействие на эмоциональную сферу ребёнка и физиологические процессы: регуляцию дыхания, укрепление голосового и артикуляционного аппарата. В настоящее время наметилась тенденция к появлению детей с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому смеем утверждать, что пение помимо развивающих задач может решить и оздоровительно-коррекционную задачу. Данный вид музыкальной деятельности благотворно влияет на артикуляционный аппарат и помогает строить плавную непрерывную речь.

Трудности певческой деятельности дошкольников с нарушением речи связаны, прежде всего, с несовершенством вокально-слуховой координации, звукопроизносительной стороны речи, слабостью праксиса. У детей с ТНР отмечается общая закономерность касательно музыкальных способностей детей в пении — дети не поют, а говорят, не справляются с пропеванием звуков, произношением слов, плохо запоминают текстовый материал. В связи с нарушением просодики воспитанники затрудняются в передаче ритмического рисунка, лицо становится амимичным, голос детей слабый и вялый или, наоборот, громкий, речь практически лишена эмоциональности, Речевые нарушения сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребёнка.

Сознательно расширяя рамки музыкальных занятий, педагог использует пение как коррекционное средство, при помощи которого происходит укрепление голосового аппарата ребёнка, развивается внимание, мышление, память, музыкальный слух и эмоциональная отзывчивость. Пение становится организующим и руководящим началом данной коррекционной работы.

Вокальное воспитание обеспечивает разностороннее развитие детей данной группы, формирует у воспитанников различного рода способности до уровня, соответствующего их возрастным возможностям, соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Приемы, используемые на занятиях пением, помогают корректировать моторный механизм нарушенного звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики, активизируют сокращение губных мышц, мягкого неба и работу языка.

Также певческие упражнения применяются при коррекции нарушений темпа речи, дыхания, постепенной активизации и координации нервно-мышечного аппарата гортани, избавлении от слабости или быстрой истощаемости голоса.

Как известно, упражнение — это многократное повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение его выполнения. В своей практике широко использую упражнения педагога-музыканта, композитора Е. Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания. Позитивный эмоциональный настрой, создающийся при пении, благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы, что также очень полезно при лечении логопедических нарушений.

Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий в группе компенсирующей направленности — взаимосвязь речи, музыки и движения. Впервые рекомендации по их проведению были разработаны В. А. Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода» [2, с. 46].

Благодаря тому, что в педагогическом процессе присутствуют эти три компонента, у ребёнка активно укрепляется мышечный аппарат, развиваются его голосовые данные: диапазон голоса, чистота интонирования, выразительность в пении. Кроме того, слаженность этих компонентов помогает развивать детскую мимику, коммуникативные навыки, пробуждает мысль, фантазию. При обучении на занятиях помогают логоритмические распевки, фонопедические упражнения, дыхательная гимнастика, чистоговорки, пальчиковая гимнастика и многие другие виды упражнений.

Например, Т. В. Буденная рекомендует комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, такие как чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, мело- и ритмодекларация для кооординации слуха, речи и движения, пальчиковая гимнастика [1, с 34] и т. д.

Дыхательная гимнастика по системе А. Стрельниковой помогает укрепить здоровье и развить вокальные данные ребенка. Занятия упражнениями поднимают настроение и внутренне организуют ребенка на положительное отношение к своему телу.

Таким образом, в связи с представленными выше положениями подчеркнута актуальность и важность проблемы разработки методов пения как средства развития артикуляции у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Необходимо создать условия для поиска новых форм и методов музыкального воспитания по развитию певческих навыков с данной категорией детей, в разрешении сложившегося противоречия, в котором, с одной стороны, выступает необходимость развития певческих навыков детей с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным объемом практического материала, с другой стороны.

Литература:

1. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие/ Т. В. Буденная. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

  1. Гринер, В А.Логопедическая ритмика для дошкольников [Текст]: Пособие для работников логопедич. учреждений. — 2-е изд/В. А. Гринев. — Москва: Учпедгиз, 1958.
Основные термины (генерируются автоматически): тяжелое нарушение речи, артикуляционный аппарат, дыхательная гимнастика, пение, ребенок, музыкальная деятельность, навык, пальчиковая гимнастика.


Ключевые слова

дыхательная гимнастика, пение, музыкальное занятие, тяжелые нарушения речи, элементарные певческие навыки, ритмодекларация, логоритмические распевки

Похожие статьи

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Элементы квест-технологии в вокальном и творческом развитии детей с ОВЗ

В статье рассматривается реализация инновационной методики вокального и творческого развития детей с ОВЗ. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях, включает элементы сценария музыкальной квест-игры, направленной на ф...

Игровая деятельность как средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Ва...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматриваются тенденции развития музыкально-ритмических движений дошкольников. Автор статьи представляет практический опыт работы по развитию музыкально-ритмических движений. Музыкально-ритмическое движение или, другими словами, танец — е...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умств...

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе

Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...

Развитие творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях, праздниках

Статья обозначает проблемы, посвященные развитию творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях и праздниках. Автор рассматривает на практике эффективное влияние игр-драматизаций, музыкальных импровизаций на творческие навы...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Похожие статьи

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Элементы квест-технологии в вокальном и творческом развитии детей с ОВЗ

В статье рассматривается реализация инновационной методики вокального и творческого развития детей с ОВЗ. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях, включает элементы сценария музыкальной квест-игры, направленной на ф...

Игровая деятельность как средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Ва...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматриваются тенденции развития музыкально-ритмических движений дошкольников. Автор статьи представляет практический опыт работы по развитию музыкально-ритмических движений. Музыкально-ритмическое движение или, другими словами, танец — е...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умств...

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе

Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...

Развитие творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях, праздниках

Статья обозначает проблемы, посвященные развитию творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях и праздниках. Автор рассматривает на практике эффективное влияние игр-драматизаций, музыкальных импровизаций на творческие навы...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Задать вопрос