Рекомендации тифлопедагогам по развитию зрительного восприятия и зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 01.12.2022

Статья просмотрена: 375 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Н. Н. Рекомендации тифлопедагогам по развитию зрительного восприятия и зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения / Н. Н. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 445-446. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97034/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье актуализируются вопросы организации деятельности тифлопедагога по развитию зрительно-моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения.

Ключевые слова : зрительно-моторная координация, графо-моторные навыки, коррекционные занятия, старшие дошкольники с нарушением зрения.

При организации тифлопедагогом коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения рекомендуется включать игровые задания и упражнения, которые актуализируют:

  1. Развитие зрительно-моторной координации, как составной части зрительного восприятия;
  2. Развитие зрительного восприятия пространства;
  3. Повышение уровня развития умения сравнивать предметы по величине, пространственному расположению предмета и его частей;
  4. Повышение уровня развития умения сравнивать предметы по насыщенности цвета, форме с помощью зрения;
  5. Развитие ЗМК в системе «глаз-рука»;
  6. Развитие прослеживающей, контролирующей, регулирующей функций зрения [2], [4], [8].

Виды рекомендованных заданий и упражнений:

— Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины предметов: «Подбери по цвету и оттенкам», «Составь узор», «Найди свой цвет или оттенок цвета», «Раскрась картинку». «Кто скорее соберет палочки определенного цвета?», «Дорисуй предмет», «Дополни изображение до целого», «Что изменилось?», «Составь из частей целое», «Обведи по контуру», «Обведи по силуэту», «Найди предмет такой же формы»; «Назови, что вокруг тебя зеленое, желтое, серое, розовое, голубое и т. д»., «Составь по контурному образцу цветное изображение» и др.;

— Игры и упражнения на развитие зрительно- моторной координации: «Обведи по контуру через кальку», «Дополни изображение», «Найди половину», «Совмести изображения», «Собери бусы», «Составь узор из мозаики», «Проследи по следу зайца, птицу», «Узнай по следу», «Посчитай, сколько раз зажглась лампочка», «Калейдоскоп», «Прозрачные картинки», «Совмести прозрачные узоры», «Проследи за фонариком», «Куда летит бабочка?», «Что дальше, что ближе?», «Расставь предметы по следу, по образцу, по описанию», «Найди игрушку», «Пройди по извилистой дорожке», «Перешагни через черточки на дорожке», «Пробеги по прямой», «Набрось кольцо», «Найди по схеме», «Найди предмет по описанию», «Кто скорее составит узор по образцу?», «Что на картине верно?», «Помоги выбраться из лабиринта» [5], [6];

— проведение линий в заданном направлении с использованием стимульных точек, линий;

— обведение предмета по точкам, прерывистым линиям в заданном направлении, по стрелке [1];

— работа на приборе «Светлячок».

Рекомендации по развитию графо-моторных навыков и ЗМК

При организации коррекционной работы со старшими дошкольниками с нарушенным зрением, а также в свободное время рекомендуется включать игровые задания и упражнения, направленные на развитие графо-моторных навыков, зрительно-моторной координации, которые актуализируют:

  1. Развитие зрительных функций, глазомера;
  2. Развитие зрительно-пространственного восприятия, пространственной ориентировки на плоскости;
  3. Повышение уровня работы системы «глаз-рука»;
  4. Отработка правильного захвата карандаша, развитие умения контролировать нажатие на карандаш при проведении линий [2], [4], [8].

Виды рекомендованных заданий и упражнений:

— рисование различными изобразительными средствами выразительности (карандаши, краски, мелки, пастель, фломастеры); рисование различных по толщине линий;

— работа с бумагой (аппликация силуэтная, обрывная, мозаичная, конструирование, оригами) [5], [6];

— штрихование фигур в различных направлениях (горизонтально, вертикально, по диагонали, смешенное штрихование). Обязательно акцентировать внимание ребенка на направление линии при штриховании [1];

— дорисовывание незаконченного рисунка;

— раскрашивание, обведение по трафарету, срисовывание через кальку;

— графические диктанты на листе бумаги в клетку, списывание, копирование элементов букв, цифр [3];

— воспроизведение прямых, волнистых, зигзагообразных, пунктирных линий;

— прохождение различных по сложности лабиринтов [7];

— составление узоров из геометрических фигур;

— срисовывание более мелких или более крупных по сравнению с заданными предметов («Нарисуй яблоко крупнее красного, но мельче зеленого»);

— рисование недостающей части предмета;

— проведение линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрихами [1];

— проведение различных линий в разном направлении от заданного начала к заданному концу.

Литература:

  1. Безруких М. М., Морозова Л. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет: Методическое пособие.
  2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  3. Зегебарт Г. М., Ильичева О. С. Волшебные обводилки. Формирование графо- моторных навыков: Методическое пособие. 2-е издание.- М.: Генезис, 2010.
  4. Никулина Г. В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях общеобразовательного учреждения общего назначения): учебное пособие. / Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева, Е. В. Артюкевич // Под ред. Г. В. Никулиной.- СПб.: Издательство РГПУ им. А И. Герцена, 1999.- 86 с.
  5. ПрАООП для детей с функциональными расстройствами зрения.
  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л. И.- М.: Просвещение, 1997
  7. Подколзина Е. Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения / / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. № 3.- С. 35–39.
  8. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей [Текст] / Л. В. Фомичева. — СПб.: Каро, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): зрительно-моторная координация, нарушение зрения, проведение линий, развитие, заданное направление, коррекционная работа, повышение уровня развития умения, предмет, упражнение.


Ключевые слова

зрительно-моторная координация, коррекционные занятия, графо-моторные навыки, старшие дошкольники с нарушением зрения

Похожие статьи

Организация экспериментальной работы по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

В исследовании описана экспериментальная работа по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения. Обращается внимание на то, что необходимо уделять повыш...

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Арт-терапия в работе по коррекции коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье проанализированы особенности развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи посредством методов арт-терапии. Раскрыты возможности методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недо...

Алгоритм коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции

В статье представлены этапы коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции.

Особенности формирования графомоторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных нарушений

В статье представлены краткие сведения о специфике протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта и особенностях формирования графо-моторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных расст...

К проблеме использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье обосновывается проблема использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрыты причины воздействия музыкально-ритмических упражнени...

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации

В статье описывается процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Описываются приемы коррекционных занятий. Анализируется реализация программы коррекционной работы по формированию речевого аппарата и исправлению речевых деф...

Диагностическое исследование наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью

В работе рассматриваются особенности диагностики мышления у детей с нарушениями интеллекта. Анализируются результаты диагностического исследования наглядно-образного мышления у младших школьников с недоразвитием познавательной деятельности. Даются ре...

Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются основные аспекты коррекционно-воспитательной работы посредством изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, приводятся рекомендации работы для педагогов с данной ...

Когнитивные технологии как средство развития слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы

В статье автор приводит примеры использования когнитивных технологий при развитии слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы. Дается сравнительный анализ уровня развития слухового и зрительного внимания экспериментальной гр...

Похожие статьи

Организация экспериментальной работы по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

В исследовании описана экспериментальная работа по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения. Обращается внимание на то, что необходимо уделять повыш...

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Арт-терапия в работе по коррекции коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье проанализированы особенности развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи посредством методов арт-терапии. Раскрыты возможности методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недо...

Алгоритм коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции

В статье представлены этапы коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции.

Особенности формирования графомоторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных нарушений

В статье представлены краткие сведения о специфике протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта и особенностях формирования графо-моторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных расст...

К проблеме использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье обосновывается проблема использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрыты причины воздействия музыкально-ритмических упражнени...

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации

В статье описывается процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Описываются приемы коррекционных занятий. Анализируется реализация программы коррекционной работы по формированию речевого аппарата и исправлению речевых деф...

Диагностическое исследование наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью

В работе рассматриваются особенности диагностики мышления у детей с нарушениями интеллекта. Анализируются результаты диагностического исследования наглядно-образного мышления у младших школьников с недоразвитием познавательной деятельности. Даются ре...

Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются основные аспекты коррекционно-воспитательной работы посредством изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, приводятся рекомендации работы для педагогов с данной ...

Когнитивные технологии как средство развития слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы

В статье автор приводит примеры использования когнитивных технологий при развитии слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы. Дается сравнительный анализ уровня развития слухового и зрительного внимания экспериментальной гр...

Задать вопрос