В статье актуализируются вопросы организации деятельности тифлопедагога по развитию зрительно-моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения.
Ключевые слова : зрительно-моторная координация, графо-моторные навыки, коррекционные занятия, старшие дошкольники с нарушением зрения.
При организации тифлопедагогом коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения рекомендуется включать игровые задания и упражнения, которые актуализируют:
- Развитие зрительно-моторной координации, как составной части зрительного восприятия;
- Развитие зрительного восприятия пространства;
- Повышение уровня развития умения сравнивать предметы по величине, пространственному расположению предмета и его частей;
- Повышение уровня развития умения сравнивать предметы по насыщенности цвета, форме с помощью зрения;
- Развитие ЗМК в системе «глаз-рука»;
- Развитие прослеживающей, контролирующей, регулирующей функций зрения [2], [4], [8].
Виды рекомендованных заданий и упражнений:
— Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины предметов: «Подбери по цвету и оттенкам», «Составь узор», «Найди свой цвет или оттенок цвета», «Раскрась картинку». «Кто скорее соберет палочки определенного цвета?», «Дорисуй предмет», «Дополни изображение до целого», «Что изменилось?», «Составь из частей целое», «Обведи по контуру», «Обведи по силуэту», «Найди предмет такой же формы»; «Назови, что вокруг тебя зеленое, желтое, серое, розовое, голубое и т. д»., «Составь по контурному образцу цветное изображение» и др.;
— Игры и упражнения на развитие зрительно- моторной координации: «Обведи по контуру через кальку», «Дополни изображение», «Найди половину», «Совмести изображения», «Собери бусы», «Составь узор из мозаики», «Проследи по следу зайца, птицу», «Узнай по следу», «Посчитай, сколько раз зажглась лампочка», «Калейдоскоп», «Прозрачные картинки», «Совмести прозрачные узоры», «Проследи за фонариком», «Куда летит бабочка?», «Что дальше, что ближе?», «Расставь предметы по следу, по образцу, по описанию», «Найди игрушку», «Пройди по извилистой дорожке», «Перешагни через черточки на дорожке», «Пробеги по прямой», «Набрось кольцо», «Найди по схеме», «Найди предмет по описанию», «Кто скорее составит узор по образцу?», «Что на картине верно?», «Помоги выбраться из лабиринта» [5], [6];
— проведение линий в заданном направлении с использованием стимульных точек, линий;
— обведение предмета по точкам, прерывистым линиям в заданном направлении, по стрелке [1];
— работа на приборе «Светлячок».
Рекомендации по развитию графо-моторных навыков и ЗМК
При организации коррекционной работы со старшими дошкольниками с нарушенным зрением, а также в свободное время рекомендуется включать игровые задания и упражнения, направленные на развитие графо-моторных навыков, зрительно-моторной координации, которые актуализируют:
- Развитие зрительных функций, глазомера;
- Развитие зрительно-пространственного восприятия, пространственной ориентировки на плоскости;
- Повышение уровня работы системы «глаз-рука»;
- Отработка правильного захвата карандаша, развитие умения контролировать нажатие на карандаш при проведении линий [2], [4], [8].
Виды рекомендованных заданий и упражнений:
— рисование различными изобразительными средствами выразительности (карандаши, краски, мелки, пастель, фломастеры); рисование различных по толщине линий;
— работа с бумагой (аппликация силуэтная, обрывная, мозаичная, конструирование, оригами) [5], [6];
— штрихование фигур в различных направлениях (горизонтально, вертикально, по диагонали, смешенное штрихование). Обязательно акцентировать внимание ребенка на направление линии при штриховании [1];
— дорисовывание незаконченного рисунка;
— раскрашивание, обведение по трафарету, срисовывание через кальку;
— графические диктанты на листе бумаги в клетку, списывание, копирование элементов букв, цифр [3];
— воспроизведение прямых, волнистых, зигзагообразных, пунктирных линий;
— прохождение различных по сложности лабиринтов [7];
— составление узоров из геометрических фигур;
— срисовывание более мелких или более крупных по сравнению с заданными предметов («Нарисуй яблоко крупнее красного, но мельче зеленого»);
— рисование недостающей части предмета;
— проведение линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрихами [1];
— проведение различных линий в разном направлении от заданного начала к заданному концу.
Литература:
- Безруких М. М., Морозова Л. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет: Методическое пособие.
- Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
- Зегебарт Г. М., Ильичева О. С. Волшебные обводилки. Формирование графо- моторных навыков: Методическое пособие. 2-е издание.- М.: Генезис, 2010.
- Никулина Г. В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях общеобразовательного учреждения общего назначения): учебное пособие. / Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева, Е. В. Артюкевич // Под ред. Г. В. Никулиной.- СПб.: Издательство РГПУ им. А И. Герцена, 1999.- 86 с.
- ПрАООП для детей с функциональными расстройствами зрения.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л. И.- М.: Просвещение, 1997
- Подколзина Е. Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения / / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. № 3.- С. 35–39.
- Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей [Текст] / Л. В. Фомичева. — СПб.: Каро, 2007.