В статье раскрывается понятие «ориентировка в пространстве», описывается проблема формирования пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Ключевые слова: восприятие пространства, ориентировка в пространстве, формирование пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста, дети с нарушением зрения.
Проблема ориентировки в пространстве дошкольников с нарушением зрения в настоящее время остается одной из наиболее актуальных. Исследований Л. И. Плаксиной [5], Е. Н. Подколзиной [6], Л. И. Солнцевой [7] и мн. др. указывают, что проблемы ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения обусловлены «своеобразием развития их восприятия: страдает скорость, полнота и точность восприятия, отсутствует информация о глубине, расстоянии между предметами, т. е. нарушена стереоскопическая информация». Чем раньше у ребенка возникает нарушение зрения, тем больше вероятность нарушения восприятия пространства, а вместе с этим, трудности формирования пространственных представлений, словесных обозначений пространственных отношений, низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром.
Однако теоретические исследования проблемы формирования пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения показывают, что это сложный многогранный процесс, в основе которого лежат не только особенности восприятия пространства, но также сохранность операций мышления, в особенности процессов анализа и синтеза.
Такие ученые как Л. А. Венгер [1], Л. А. Дружинина [2], Т. А. Мусейибова [4], Л. И. Плаксина [5], Л. И. Солнцева [7] и др. в своих работах описывают, как ребенок ориентируется в пространстве на определенном возрастном этапе. Отмечается, что «с раннего детства ребенок начинает ориентироваться в пространстве, но образование полных представлений о пространстве происходит в течение всего дошкольного возраста». На основании пространственных представлений дошкольники учатся практически ориентироваться в пространстве, кроме того, эти представления являются фундаментом для формирования пространственного мышления и способности понимать пространственные признаки, свойства и отношения между объектами в пространстве.
В связи с этим, считается важным формирование в дошкольном возрасте у детей с нарушением зрения представлений о расположении объектов и предметов в окружающем пространстве по отношению к себе и предметам (ориентировка как в макро-, так и в микро-пространстве). При этом для создания целостного обобщенного образа освоенного пространства важно активное использование нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов: слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т. д. Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа освоенного пространства.
Для проведения исследования был подобран комплекс диагностических заданий, которые обеспечили адекватную оценку особенностей восприятия пространства у детей с нарушениями зрения. Основные инструменты — методика О. Б. Иншаковой и О. М. Колесниковой [3] на основе практических разработок, предлагаемых И. Н. Садовниковой и Л. С. Цветковой [8]. Испытуемым были даны задания на: 1) ориентировку в «схеме собственного тела» (Например, «Подними свою левую (правую) ручку (ножку)»), 2) ориентировку в «схеме тела» человека (Например, «Скажи, какой рукой я показываю на правое ушко?»), 3) понимание предлогов по картинке (Например, «Покажи, кто сидит за (на, перед) деревцем?»), 4) употребление предлогов по картинке (Например, «Где сидит белка?»), 5) ориентировку на листе бумаги (Например, «Расскажи, что нарисовано в левом верхнем уголке?»), 6) ориентировку на листе бумаги, перевернутом на 180° (Например, «Погуляем по парку. Посмотри, что ты видишь. А теперь представь, что мы идем обратно по дорожке. Скажи, с какой стороны от тебя находится зеленая лавочка?»). Исследование проводилось в МБДОУ № 25 г. Орла. В исследовании принимали участие 16 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Анализ исследования особенностей восприятия пространства у детей с нарушениями зрения по изучаемым параметрам ориентировки в пространстве (макро- и микропространство) у старших дошкольников отмечается, что у дошкольников с нарушением зрения имеются проявляющиеся в разной степени стойкие нарушения в понимании и словесном обозначении пространственных задач, обнаружено несовершенство самых простейших пространственных представлений, существующего в пределах их собственного тела и взаимодействия с внешним пространством «от тела». У них затруднено восприятие верхне-нижнего, право-левого расположения объекта и его деталей в пространстве. Так, у детей (37,5 % испытуемых) отмечается средний уровень развития пространственной ориентировки в собственном теле, при этом те же дети (37,5 %) имеют низкий уровень развития пространственной ориентировки в теле другого человека. У большинства детей средний уровень понимания (56,2 %) и употребления (62,5 %) предлогов по картинке. По нашему мнению, разница в результатах оценки понимания и употребления предлогов связана с обучаемостью детей. Ориентировка на листе бумаги показывают, что у большинства детей (50 %) средний уровень ориентировки на листе бумаги.
В результате анализа результатов по шести блокам методики, — у большинства детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (43,8 % испытуемых) отмечается низкий уровень развития восприятия пространства, что свидетельствует о недоразвитии процессов пространственного анализа и синтеза. Все дошкольники с нарушениями зрения, в разной степени, испытывают затруднения при выполнении заданий и необходимости осуществить вербальный отчет о проделанном. Это касается сформированности представлений о пространственных направлениях, пространственной обратимости, умении определять пространственные отношения предметов между собой, понимания и отражения в устной речи представлений о временных единицах.
Таким образом, полученные результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения коррекционно-развивающих мероприятий с детьми, имеющими нарушение зрения. При этом важно соблюдение определенных условий при обучении детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения пространственной ориентировке:
— развитие зрительного восприятия и зрительного внимания;
— обогащение представлений о пространственных признаках предметов, о направлениях пространства, о пространственных отношениях между предметами в макро- и микропространстве;
— развитие умения верно оценивать, анализировать полученные пространственные представления.
Литература:
- Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет/ Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Мозаика, 1998. -144 с.
- Дружинина, Л. А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Л. А. Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, 2008. — 206 с.
- Иншакова, О. Б. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие [Текст] / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова. — М.: В. Секачев, 2006. — 80с.
- Мусейибова, Т. Н. Ориентировка в пространстве. [Текст] / Т. Н. Мусейибова // Дошкольное воспитание, 2010. — № 8 — С. 17–25
- Плаксина, Л. И. Содержание медико-педагогической помощи дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения: методическое пособие [Текст] / Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян. — М.: ГороД, 2009. — 56 с.
- Подколзина, Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина // Журнал «Обруч», методическое пособие. Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана. — СПб., 2013. — 368 с.
- Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения / Под ред. Л. И. Солнцевой. — М., 2015
- Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд 4-е. исправленное и дополненное. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 96 с.