Игра как источник усвоения жизненного опыта у ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (475) июль 2023 г.

Дата публикации: 11.07.2023

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Сурова, Я. В. Игра как источник усвоения жизненного опыта у ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения / Я. В. Сурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/475/104845/ (дата обращения: 16.11.2024).



Как жить в гармонии с собой?! Как сделать так, что твой ребенок был счастлив, был успешен? Ответы на эти вопросы волнуют каждого родителя. Успешное усвоение школьной программы — это гарантия того, что ребенок будет жить в спокойствии, минуя все возможные стрессы и неудачи, связанные со школьной неуспеваемостью.

Однако школьное обучение — это ступень, а ведь до того, как ребенок шагнет на эту ступень, у ребенка в запасе есть очень много времени. Дошкольный возраст — не только прекрасный и интересный период в жизни детей, но он является наиболее важным. В этом возрасте формируются предпосылки физического, умственного и нравственного развития ребёнка. Именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность. Но как же это происходит? Постепенно малыш превращается в маленького взрослого, проходя периоды детского словотворчества и так постепенно осваивая роли, формирующие внутреннюю позицию школьника.

Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый — мама, врач и т. д.). В то же время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней. На протяжении дошкольного детства игра будет тем видом деятельности, который будет иметь ключевое значение в формировании психических новообразований.

Современная и жизнь и требовании к образованию, закладывают ориентиры, направленные на развитие личности ребенка дошкольного возраста. Так, требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет основу для достижения тех ориентиров, способствующих развитию личностного потенциала детей, а также условий, при которых будет осуществляться инициативность детей, возможность ребенком осуществить самостоятельно выбор необходимых ему материалов, различных пособий и разных видов активности [12]. Соблюдая данные требования, взрослые помогают ребенку вступить на следующую ступеньку подготовленным в психологическом плане к выполнению тех требований, которые будет возлагать на них школьное обучение.

Становление игровой деятельности освещалась многими авторами, неоднократно подчёркивая тем самым всю важность прохождения ребенком этой ступени в развитии, приобретая тем самым гармонию в отношении с будущим миром взрослых.

В литературных источниках нет точного определения понятию игровой деятельности. Так, в своих работах С. Л. Рубинштейн указывал следующее: «игра — одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, — это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива» [3, с. 12].

Д. Б. Эльконин указывает о том, детям необходимо создавать условия, при которых они смогут сыграть взрослого, а помочь им в этом сможет именно сюжетно-ролевая игра, поскольку это такая деятельность, в которой в игровой форме дети выполняют взрослые обязанности, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними [11, с. 45].

Э. Я. Степаненкова говорит о том, что подпитка, создающая основу «сюжетно-ролевых игр — это все то, что ребенок видел и видит сейчас, туда относится также деятельность взрослых окружающих его и сверстников. [10, с. 65].

А. П. Усова трактует сюжетно-ролевую игру как форму организации жизни детей дошкольного возраста и указывает на следующие характерные черты игр как формы самоорганизации:

— дети добровольно объединяются для игры;

— замысел и его реализация достигаются детьми;

— в совместной игровой деятельности игроки сами выбирают руководителя и охотно повинуются ему;

— каждый ребенок знает свое место в коллективной игре;

— в игре существует определённая вертикаль управления, где каждый знает, кем руководит и кому подчиняется [9, с. 56].

Важность игр в развитии личности отмечают: С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов, Д. Б. Эльконин и другие. Играя создаются те формы поведения, которые будут проявляться в будущем в возможности организовывать свою деятельность и проявлять самостоятельность [2, с. 43].

Необходимо еще раз подчеркнуть, что игра — это то важное и ключевое составляющее жизни детей. Играя ребята получают необходимые навыки такие как: действовать вместе, дети учатся подстраивать свое поведение под желания других участников игрового процессе, им необходимо проявлять контроль в соблюдении общей игровой схемы.

Понимая всю важность сформированной игровой деятельности, необходимо уделять особое внимание формированию игры у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, Как отмечают Т. А. Басилова, А. Ю. Хохлова, у данной группы детей именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются адаптационные механизмы, которые отвечают за степень и успешность приспособления к окружающей действительности в условиях отсутствия зрительного контроля. У дошкольников с нарушениями зрения процессы восприятия действительности отличаются от тех же процессов у сверстников тем, что проходят в условиях сниженной сенсорной основы, то есть такие дети вынуждены получать крайне ограниченную информацию об окружающих их предметах и явлениях. Различные нарушения зрения искажают сенсорную информацию и, как следствие, крайне негативно влияют на развитие навыков использования данной информации в процессе жизнедеятельности. У детей дошкольного возраста с нарушениями зрения отмечается общее снижение двигательной и познавательной активности. Познавательная активность, затрагивая все психические процессы человека, является тем самым главным, без чего не будет начато и как следствие достигнуто дело, это мотивация к непрерывному поиску способов реорганизации действительности путем какой-либо деятельности. Это приводит человека к продолжению потребности в преобразовании действительности с изменением деятельности, помимо высокого уровня развития познавательного интереса, активизации всех психических процессов личности, усложнению их реализации (определение предметов, связанных и важных аспектов творчества, определение других основных, при изучении человека, использующего предметы, материалы, орудия, методы, следует изучать научные основы современного производства, понимать логику процесса, знать технологию в конкретном производстве, знать его свойства [6, с. 57].

Снижение двигательной и познавательной активности, в свою очередь, ведет к отставанию развития осязательной чувствительности и мелкой моторики рук, а также негативно влияет на вырабатывание предметно-практической деятельности, на навык координации действий глаза и руки, на общую моторную готовности руки дошкольника к письму.

В. Г. Крысько обращает внимание на то наличие индивидуальных трудностей и то особенное, что наблюдается у детей с нарушением зрения, будут видны и на развитии их игровой деятельности. Наблюдения за детьми данной группы помогает заметить отличие, проявляющееся в играх дошкольников, имеющих нарушение зрительных функций, которые не наблюдаются в действиях детей с нормой. Специалистами и родителями должно уделяться пристальное внимание протеканию сюжетно-ролевой игры у детей данной нозологической группы, поскольку в такой игре дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, учатся ждать и подстраивать свои желания с учетом желаний партнеров в игре, учитывать правила и нести ответственность за их исполнение [6, с. 55].

Исследовательские работы, принадлежащие Е. С. Слепович, показали, что самостоятельно развитие игровых сюжетов у детей с нарушением зрения не отмечается. Если нет помощи от взрослого, то развитие игрового сюжета не наблюдается, роли не озвучиваются и не принимаются. Однако, нужно сказать, что взрослый необходим в реализации и руководстве детской игрой, маленькие дети с нарушением зрения предпочитают играть в определенную схему игры, включающую в себя повторение предметных действий. Ограниченность различных образов оставляет след и на развитии воображаемой сюжетной линии игрового замысла. Поэтому наблюдается кратковременность и малая выразительность детских игр. Все вышеперечисленное приводит к тому, что в игровой деятельности отсутствует необходимый эмоциональный, положительный фон, который бы способствовал и увеличению, и разнообразию сюжетных линий. В игре дети с нарушением зрения редко применяют замещающие предметы, игнорируя их. Нет той, присущей детской непосредственности увлеченности игрой, эмоционального описания сюжета игры. [6, с. 76].

Родителям необходимо помнить, что для ребенка дошкольного возраста источник знаний, жизненного опыта является близкий взрослый рядом с ребенком и те условия жизни, которые окружают его. Под условиями понимается среда, окруженная необходимыми материалами. Различные игры, многофункциональные игрушки, интересные пособия, красочное оборудование и материалы — вот, что помогает дошкольникам в организации их самостоятельной игровой деятельности [8, с. 55]. Выдающиеся педагоги Е. А. Аркин, М. Монтессори, Ф. Фребель писали, что предметное пространство, окружающее ребенка, будет способствовать развитию его личности. Безусловно, нужно понимать и тот факт, что игры должны соответствовать и способностям конкретной нозологии, и их интересам, поскольку задания в игре должны быть доступны и ясны детям. Необходимо помнить, что взрослые должны показать всю вовлеченность и интерес к игре, то, что он собирается донести до детей должен быть представлено живо и эмоционально, поскольку от интереса в его представлении детям будет зависеть процесс формирования игровой деятельности и разыгрывание игровых сюжетов.

Ставя перед собой цель сформировать необходимые навыки у детей с нарушением зрения, которые будут побуждать их активное игровое взаимодействие, взрослый может использовать следующие приемы руководства игрой.

К прямым приемам относятся:

— разыгрывание совместных игровых действий, предполагающих вопросно-ответную форму проведения театрализованной игры;

— вовлечение взрослого в игру детей (то есть взрослый включается в диалог детей в театрализованной игре);

— использование диалоговой речи играя с ребенком;

— вопросы, помогающие найти нужный ответ ребенку;

— показать и научить детей в игровой форме использовать предметы ни по их прямому назначению через вопросно-ответную форму.

Играя снова и снова, дети осваивают и навыки ведения культурного диалога: сначала слушать, затем не перебивать, если это необходимо, то корректно подправлять, тем самым учась доказывать свою правоту, осваивают возможность выбрать партнеров по общению, учатся действовать от имени героев диалога, корректно и правильно анализировать характер коммуникативной ситуации, формировать диалог, используя разные типы связи между репликами (последовательная связь, параллельная связь) и т. д.

Таким образом, создание функциональной предметно-пространственной среды, включающей задачи и цели сформировать и развить сюжетно-ролевой игру у дошкольников требует четкую их постановку, учет индивидуальных детских особенностей.

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка //Мир психологии. — 2016. — № 4. — с. 45.
  2. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Медицина, 2015. — 303 с.
  3. Арсентьева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. — Форум, 2019. — 144 с.
  4. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
  5. Бажанова Т. В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. — Дисс.канд.психол.наук. — М., 2018. — 122с. / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-formy-syuzhetno-rolevoi-igry-v-doshkolnom-vozraste
  6. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2014. — 317 с.
  7. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Эксмо, 2019. — 326 с.
  8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ТЦ «Сфера», 2017. — 240 с.
  9. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. — М.: Слово, 2019. — 216 с.
  10. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. /В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, Б. С. Лейкина. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 2016. — 403 с.
  11. Дуранов М. Е. Педагогика воспитания и развития личности. — Магнитогорск: МГПИ, 2020. — 315 с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /Приказы и письма министерства образования и науки РФ: офиц.текст. — М.: Сфера, 2016. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение зрения, дошкольный возраст, игра, игровая деятельность, взрослый, познавательная активность, сюжетно-ролевая игра, игровая форма, школьное обучение.


Похожие статьи

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста

Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника

Игра как средство сенсорного развития дошкольников с нарушением интеллекта

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Игра в шахматы как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников

Игра как условие создания мотивации обучения иностранному языку на начальном этапе обучения

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Похожие статьи

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста

Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника

Игра как средство сенсорного развития дошкольников с нарушением интеллекта

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Игра в шахматы как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников

Игра как условие создания мотивации обучения иностранному языку на начальном этапе обучения

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Задать вопрос