Глазодвигательные нарушения у детей. Развитие глазодвигательного аппарата и прослеживающей функции глаз у дошкольников с нарушением зрения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (45) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 01.08.2021

Статья просмотрена: 1600 раз

Библиографическое описание:

Кутрань, О. Н. Глазодвигательные нарушения у детей. Развитие глазодвигательного аппарата и прослеживающей функции глаз у дошкольников с нарушением зрения / О. Н. Кутрань. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/203/6538/ (дата обращения: 16.11.2024).



Движения глаз человека при рассматривании какого-либо предмета в окружающей среде напоминает чтение страницы с эпиграфом в книге: сначала взгляд попадает в правый верхний угол, далее происходит волнообразное перемещение его слева направо и сверху вниз.

Глазодвигательная функция глаза, так же, как и прослеживающая, относится к основным функциям зрения человека. Формирование двигательного компонента глаз происходит последовательно и неравномерно. Нормальная работа глаза требует его подвижности и способности к тонким установкам. Глазодвигательная функция настраивают оптическую систему глаза с помощью фиксирования прослеживающим взором воспринимаемых объектов.

Развитие двигательного компонента глаз происходит постоянно с увеличением возраста детей. Равномерные движения век формируются в течение первого месяца жизни. К 5 месяцам появляются скользящие планомерные движения глаз. С развитием фиксации взора исчезают некоординированные движения глаз. Наличие фиксации взора в определенной мере может указывать на психическое развитие ребенка и его зрительного анализатора. У детей с нарушением зрения фиксация взора может несколько задерживаться в развитии, а умственно отсталые дети не могут фиксировать взор даже в возрасте одного года.

По мере развития ребенка совершенствуется зрительная афферентация в зависимости от его положения тела, которая постепенно начинает определять его пространственную ориентировку, стимулируемая моторикой глаз, а позднее — представлениями.

Глазодвигательные нарушения у детей являются одной из распространенных проблем в офтальмологии, приводящих к развитию амблиопии в ранний сенситивный период, косметическим дефектам и как следствие социальной депривации со стороны сверстников, что сказывается на их психологическом самочувствии и развитии, повышает опасность травматизма, а в дальнейшем, приводит к ограничению в выборе профессии, вождению автомобиля и т. д.

Патология глазодвигательного аппарата, видимым проявлением которой обычно служит косоглазие (отклонение одного из глаз от общей точки фиксации), встречается у детей с нарушением зрения довольно часто. Особой формой патологии глазодвижения является нистагм (самопроизвольные колебательные движения глазных яблок, т. е. дрожание глаз).

У детей косоглазие чаще всего появляется на 2–3 году жизни, иногда становится заметным после какой-либо болезни или испуга. Оно может возникать при утомлении или сосредоточении на рассматривании какого-либо предмета, а в дальнейшем может усиливаться и становится постоянным. Острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно определять расстояние между предметами, их размеры, объем.

Косоглазие — это не только косметический, но и функциональный недостаток. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка перекосится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестает функционировать. Кроме понижения остроты зрения, развития амблиопии косящего глаза, нарушается в целом бинокулярное зрение, что неблагоприятно сказывается на познавательной деятельности ребенка. И здесь важно своевременно выявить косоглазие и организовать лечебно-восстановительную и коррекционную работу с ребенком.

Что касается нистагма у детей, то врожденный нистагм головокружения не вызывает, а приобретенный вызывает и головокружение, и всегда сопровождается нечеткостью зрительных восприятий. Усилия при лечении нистагма направляются на устранение общей причины, что входит в компетенцию многих специалистов, проводятся мероприятия, повышающие остроту зрения, ослабляющие тонус мышц, а также оперативное вмешательство на мышцах. Однако часто лечение бывает безуспешным.

Косоглазие и нистагм — это заболевания, требующие лечения, которое необходимо начинать как можно раньше, самостоятельно они пройти не могут. При глазодвигательных нарушениях постепенно происходит нарушение развития и других зрительных функций, особенно остроты зрения и даже их снижение, что выражается в появлении амблиопии, так называемый «ленивый глаз» — серьезное осложнение, при котором косящий глаз постепенно выключается из зрительного процесса.

Состояние глазодвигательного аппарата оказывает влияние на процессы аккомодации (приспособление к ясному видению предмета на различном расстоянии путем изменения преломляющей силы хрусталика и постоянной фокусировки изображения на сетчатке) и конвергенции (сведение зрительных осей до их пересечения на рассматриваемом вблизи предмете, т. е. в точке фиксации) глаз.

Эти заболевания становятся причиной серьезных функциональных нарушений зрительной системы, при которой нарушаются функции всех отделов зрительного анализатора — не развивается сетчатка, зрительные пути и зрительные центры коры головного мозга. Ребенок с глазодвигательными нарушениями не может сливать изображения, идущие от правого и левого глаза, в единый образ, а, следовательно, не может уверенно оценивать пространственные соотношения предметов, их удаленность и положение в окружающем пространстве, а в некоторых случаях испытывать выраженный дискомфорт от двоения в глазах.

Наиболее успешно лечение глазодвигательных нарушений происходит в дошкольном возрасте. Это наиболее пластичный возраст, когда на правильное формирование зрительной системы ребенка возможно повлиять с максимальной эффективностью. К школе ребенок с глазодвигательными нарушениями должен быть максимально реабилитирован. У детей старшего возраста требуется гораздо большее время для улучшения зрительных функций и в ряде случаев не всегда удается добиться полного восстановления зрительных функций.

Все нарушения глазодвигательного аппарата не дает правильно и своевременно развиваться прослеживающей функции глаза у детей, делая необходимым и обязательным постоянную коррекционно-развивающую работу в данном направлении учителей-дефектологов детских дошкольных образовательных учреждений, которые посещают дети со зрительными нарушениями.

Запаздывание или недоразвитие прослеживающей функции глаза оказывает негативное влияние на весь процесс развития зрительно-моторной координации, устанавливающей слаженную и одновременную работу трех составных частей «глаз-мозг-рука». Именно поэтому нарушения в развитии прослеживающей функции глаза нуждается в ранней диагностике и своевременной коррекции, методы, способы и приемы которой разнообразны, интересны детям, а главное, эффективны.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми с глазодвигательными нарушениями является зрительная гимнастика. Существуют различные комплексы зрительной гимнастики, упражнения которых основаны на авторских методиках Э. С. Аветисова, Г. Г. Демирчогляна, В. Ф. Базарного и др. Зрительную гимнастику необходимо проводить 1–2 раза на занятии в течение 3–5 минут, а также в течение дня в процессе детской деятельности, которая требует большой зрительной нагрузки.

Упражнения зрительной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста:

  1. Быстрое моргание глазами в течение нескольких секунд, после чего закрыть глаза для отдыха. Повторить 4–5 раз.
  2. «Тик-так» — движение глазными яблоками влево — вправо попеременно. Повторить по 4 раза в каждую сторону. Затем повторить то же самое, но уже закрытыми глазами.
  3. «Мячики» — движение глазными яблоками вверх — вниз попеременно. Повторить по 4 раза в каждую сторону. Затем повторить то же самое закрытыми глазами.
  4. «Ворота» — широко раскрыть глаза, поднимая при этом брови вверх, затем крепко зажмурить глаза. Повторить 6–8 раз.
  5. Прослеживание взором за движением «волшебной» палочки, не двигая головой. Выполнять в течение 1 мин.
  6. «Забор» — поднять ладони к лицу, широко раздвинув пальцы. Делать повороты головы, глядя сквозь пальцы на предметы вдали. Выполнять в течение 20–30 сек.
  7. Зафиксировать взгляд на определенном предмете. Раскачиваться из стороны в сторону, не сводя взгляд с объекта. Выполнять в течение 30 сек. (через 15 сек. можно сменить предмет).
  8. Широко раскрыть глаза, поднимая брови вверх, затем прищурить их в маленькую щелочку. Повторить 4–6 раз.
  9. Переводить взгляд с близко расположенного объекта на объект, находящийся в дали, задерживаясь на них на несколько секунд.

Упражнения зрительной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста:

  1. Быстрое моргание глазами в течение нескольких секунд, после чего закрыть глаза для отдыха. Повторить 4–5 раз.
  2. «Нарисуй ромбик» — движение глазными яблоками вверх, вправо, вниз, влево, а затем в обратную сторону. Повторить по 2 раза в каждую сторону попеременно.
  3. Моргание закрытыми веками в течение 20–30 сек.
  4. «Ворота» — широко раскрыть глаза, поднимая при этом брови вверх, затем крепко зажмурить глаза. Повторить 6–8 раз.
  5. Круговые вращения глазными яблоками по и против часовой стрелки. Повторить по 3–4 круга попеременно.
  6. Прослеживание взором за движением «волшебной» палочки, не двигая головой. Выполнять в течение 1 мин.
  7. Закрывать и открывать попеременно то левый, то правый глаз, отмечая радиус обзора окружающего пространства. Голова не движется. Выполнять в течение 30 сек.
  8. «Забор» — поднять ладони к лицу, широко раздвинув пальцы. Делать повороты головы, глядя сквозь пальцы на предметы вдали. Выполнять в течение 20–30 сек.
  9. Зафиксировать взгляд на определенном предмете. Раскачиваться из стороны в сторону, не сводя взгляд с объекта. Выполнять в течение 30 сек. (через 15 сек. можно сменить предмет).
  10. Широко раскрыть глаза, поднимая брови вверх, затем прищурить их в маленькую щелочку. Повторить 4–6 раз.
  11. Переводить взгляд с близко расположенного объекта на объект, находящийся в дали, задерживаясь на них на несколько секунд.
  12. Взять карандаш в правую руку и вытянуть ее перед глазами. Не отрывая взгляда от карандаша, передвигать руку вверх, вниз, вправо, влево, по кругу, при этом не двигать головой. Затем переложить карандаш в другую руку. Повторить по 2 раза с каждой рукой.
  13. Пальминг — закрытые глаза прикрыть ладонями рук. Избегать даже незначительного давления на глазное яблоко. Глаза нельзя давить и тереть. Нижняя часть ладоней должна лежать на скулах, а пальцы — на лбу. Конечный результат пальминга — однообразная чернота в глазах без иллюзий движения, цвета и света. Расслабление достигается в течение 20–30 секунд.

Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В проведение зрительной гимнастики можно и нужно включать сюрпризные моменты, сказочных персонажей, художественное слово

Для развития глазодвигательной и прослеживающей функции глаз особая роль отводится офтальмотренажерам и зрительным ориентирам. Можно использовать как индивидуальные офтальмотренажеры…

C:\Users\Оксана\Desktop\24.jpg D:\Документы тифло\Годовые отчеты (ДОУ)\Отчеты 2020-2021\Отчет по самообразованию\20.jpeg

…так и подгрупповые.

C:\Users\Оксана\Downloads\1627727196641.jpg C:\Users\Оксана\Downloads\IMG_20210731_172800.jpg

Офтальмотренажеры могут быть выполнены в графическом или сюжетном варианте в виде плакатов, схем, настенных панно и т. д. Занимаясь на офтальмотренажерах, дети прослеживают глазами линии различных конфигураций (от прямых до спиральных, запутанных). Толщина линий должна быть примерно от 1 см. Плакаты нужно размещать на уровне глаз детей или немного выше.

Этапы работы на офтальмотренажерах:

Первый этап — подготовительный. Ознакомление детей с офтальмотренажером. Педагог медленно ведет указкой с ярко красным наконечником по линиям офтальмотренажера и предлагает детям следить глазами за движением указки.

Второй этап — основной. Ребенок самостоятельно ведет указкой по офтальмотренажеру. Педагог следит за точностью выполнения упражнений, помогает правильно проговаривать направления движения и их изменения на тренажере.

Третий этап — заключительный. Ребенок самостоятельно уже без указки работает на офтальмотренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.

Правила проведения упражнений со зрительными ориентирами:

— Зрительный ориентир не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой;

— Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз детей;

— Показ предмета или указывание на него осуществляется в достаточно медленном темпе;

— Ребенок должен проследить глазами весь путь движения зрительного ориентира;

— Если двигаются глаза при выполнении упражнения, то голова неподвижна.

Кроме этого, рекомендуется работать с картинками, расположенными на стенах групповой комнаты. На стене (доске) можно расположить силуэтное изображение предметов, игрушек, героев сказок, геометрические фигуры, буквы, цифры. Их размер должен соответствовать зрительным возможностям детей — 15–30 см. На занятии дети по просьбе педагога отыскивают глазами заданную картинку, как ответ на вопрос или загадку.

Все упражнения выполняются в свободной позе стоя и основано на зрительно-поисковых стимулах. В процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения глазами, головой, туловищем.

Методика Э. С. Аветисова «Метка на стекле».

Один из законов зрения — движение. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет. Необходимо учить детей после продолжительной зрительной работы вблизи перемещать взгляд вдаль, вверх. Предлагается посмотреть на предмет, зрительный стимул, расположенный в глубине пространства. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения, которое является механизмом стойкого снижения зрения. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают, и, наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии. Ребенок в назначенных ему очках становится на расстоянии 25–30 см от оконного стекла, на котором на уровне глаз прикреплена круглая метка. Вдали от линии взгляда, проходящей через эту метку, он намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочередно переводит взгляд с метки на стекле на удаленный предмет.

Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная зрительная гимнастика. Ее цель — сохранение зрения, снятие зрительного напряжения с глазных мышц.

Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики. Методика проведения электронной зрительной гимнастики проста — слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию. Дети слушают музыку, следят за движением объектов на экране и выполняют задания зрительной гимнастики. Необходимо заметить, что такие зрительные гимнастики необходимо показывать детям в больших помещениях на больших экранах, чтобы амплитуда движения глаз была большая, иначе такие гимнастики не имеют смысла.

Кроме вышеперечисленного, можно предложить детям выполнение других игровых заданий для развития глазодвигательного аппарата:

— «Проследи взором за движением лучика фонаря»;

— «Нарисуй глазами круг (квадрат, трапецию и т. д.) по часовой и против часовой стрелке»;

— «Проследи за пальчиком», используя персонажей пальчикового театра или яркий предмет, который надевается на пальчик ребенка, и сопровождая сказкой, стихами и т. д.;

— «Пройди по лабиринту»;

— «Обведи пальчиком контур предмета» и т. д.

Все вышеупомянутые методы и способы развития глазодвигательных и прослеживающих функций глаз оказывают положительное влияние на снятие зрительного утомления с глазных мышц, обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаз, обменные процессы в глазу. Кроме этого, повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляют мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием и амблиопией.

Похожие статьи

Бинокулярное зрение и его формирование. Нарушения бинокулярности у детей. Развитие бинокулярного зрения у дошкольников с косоглазием и амблиопией с помощью педагогических средств коррекции

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Цвет и его характеристики. Значение цвета в жизни человека. Нарушение цветового зрения. Развитие цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Нейротренажеры как средство мозжечковой стимуляции и межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи в процессе музыкальной деятельности

Множественные нарушения физического и психофизического развития детей и их коррекция с помощью сенсомоторной стимуляции

Метод стимуляции, особенности его применения в педагогической деятельности по сенсомоторному развитию детей с множественными нарушениями физического и психофизического развития.

Шилоподъязычный синдром и основные морфологические характеристики шиловидного отростка височной кости, способствующие его возникновению

Похожие статьи

Бинокулярное зрение и его формирование. Нарушения бинокулярности у детей. Развитие бинокулярного зрения у дошкольников с косоглазием и амблиопией с помощью педагогических средств коррекции

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Цвет и его характеристики. Значение цвета в жизни человека. Нарушение цветового зрения. Развитие цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Нейротренажеры как средство мозжечковой стимуляции и межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи в процессе музыкальной деятельности

Множественные нарушения физического и психофизического развития детей и их коррекция с помощью сенсомоторной стимуляции

Метод стимуляции, особенности его применения в педагогической деятельности по сенсомоторному развитию детей с множественными нарушениями физического и психофизического развития.

Шилоподъязычный синдром и основные морфологические характеристики шиловидного отростка височной кости, способствующие его возникновению

Задать вопрос