Коррекционная поддержка учителем-дефектологом детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 06.01.2021

Статья просмотрена: 383 раза

Библиографическое описание:

Коваль, Л. А. Коррекционная поддержка учителем-дефектологом детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях дистанционного обучения / Л. А. Коваль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 189-190. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77317/ (дата обращения: 17.12.2024).



Основной задачей учителя-дефектолога в образовательном учреждении является создание специальных условий для детей, которые испытывают трудности в овладении общеобразовательной программой, обусловленными психофизическими особенностями и различными нарушениями сенсорной, двигательной и познавательной сферах.

С помощью дистанционных технологий могут обучаться дети-инвалиды и дети с ОВЗ с нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, различными соматическими заболеваниями. Таким детям здоровье не позволяет посещать образовательное учреждение по месту жительства.

Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и на основании заключения ЦПМПК или ТПМПК.

Учитель-дефектолог образовательного учреждения не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно-педагогическое сопровождение в форме диагностики, обучения и воспитания каждого нуждающегося обучающегося, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.

Учитель-дефектолог разрабатывают индивидуальные адаптированные рабочие программы, учитывая особенности психо-речевого развития каждого обучающегося.

Коррекционно-развивающая работа с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ сложна по причине ограниченности в движениях, зачастую в невозможности выполнения задания в письменной форме, невнятности речи, нарушения зрения, общего соматического состояния. С детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата, необходимо выполнять задания в замедленном темпе, индивидуально подбирать сложность выполнения заданий и форму подачи нового материала или закрепления пройденного. При выполнении домашних заданий и в процессе проведения урока необходима компетентная помощь родителей.

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом проводятся индивидуально, продолжительностью 20–30 минут в режиме реального времени с использованием программы Skype. Структура коррекционно-развивающих занятий такая же, как и на очном занятии.

Можно выделить следующие этапы:

  1. Организационный момент, который включает упражнения, направленные на создание благоприятной атмосферы для эффективно работы на протяжении всего коррекционно-развивающего занятия.
  2. Сообщение темы занятия в занимательной, игровой или проблемной форме, которая создает подобную ситуацию и пробуждает интерес к предстоящей деятельности, нацеливает обучающегося на достижение высоких результатов.
  3. Основное содержание занятия, должно содержать совокупность методических приемов, упражнений, игр, заданий на усвоение нового материала или закрепления пройденного.

На этом этапе учитель-дефектолог работает над:

− формированием мотивации учебной деятельности, выработку способов учебной работы, социальных навыков.

− развитием памяти, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения.

Задания из области математики перемежаются с заданиями из русского языка и т. д. такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.

4. Итог занятия — рефлексия, что позволяет оценить работу и результаты в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось).

Важно для снятия зрительного и эмоционального напряжения использовать на каждом коррекционно-развивающем занятии динамическую паузу в виде:

− гимнастики для глаз;

− «пальчиковой» гимнастики;

− артикуляционной гимнастики, учитывая психофизические возможности ребенка;

− самомассаж лицевой мускулатуры. При затруднении в выполнении задания, помогают родители.

Дистанционное обучение требует от учителя-дефектолога больших усилий и больше времени на подготовку к занятиям, необходимо использовать отсканированные изображения, презентации, онлайн — игры, сайты с развивающими заданиями, разработанные для решения коррекционных задач, а также различную анимацию. Весь материал обучающиеся видят с помощью включения педагогом демонстрации экрана.

В работе учителя-дефектолога с помощью дистанционных технологий существует ряд сложностей. Педагог должен постоянно удерживать внимание обучающегося, особенно у детей с нарушением эмоционально-волевой сферы и мотивировать его на обучение. Нет возможности непосредственно поправить ребенка при проведении артикуляционной и «пальчиковой гимнастики», применить массаж лицевой мускулатуры. Когда ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата находится «за экраном», сложно разобрать невнятную речь при выполнении задания. Еще одна трудность возникает при диагностике уровня речевого и интеллектуального развития. Помочь решить эту задачу может тщательно подобранный диагностический материал с возможностью вывода на экран компьютера, а также видео, заснятое родителями по просьбе педагога, где ребенок выполняет ряд специальных заданий.

Необходима тесная связь с родителями, которые являются для своих детей тьюторами. Учителю-дефектологу необходимо не только учить родителей необходимым педагогическим приёмам, чтобы ребенок успешно усваивал новые знания и закреплял раннее изученное, но и помогать овладению работе с компьютерным оборудованием.

Но в дистанционном обучении есть и свои плюсы. Опираясь на опыт работы можно сказать, что используя имеющиеся компьютерные технологии, процесс коррекционной помощи узкими специалистами детям-инвалидам и детям с ОВЗ, в условиях дистанционного обучения, становится намного более продуктивным, интересным, методически оснащённым и, соответственно, эффективным. Родители отмечают положительные результаты занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи детей, нарушений когнитивной сферы, а обучающиеся охотно и вовремя выходят на дистанционные занятия, учатся с интересом. У детей-инвалидов повышается мотивация к обучению, познавательные интересы. Проведение дистанционных занятий — принципиально новый, перспективный, творческий процесс, и каждый специалист, работающий с детьми-инвалидами дистанционно, создает свою собственную методическо-дидактическую, информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ.

Литература:

  1. Настольная книга педагога-дефектолога, Т. Б. Епифанцева и др., Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  2. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство...(серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О. Г. Приходько и др. — М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. — 102 с.
  3. Агранович З. Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003
  4. Шевлякова И. Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2003.
  5. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I — IV). Подготовительный класс/ Под ред. С. Г. Шевченко. — М.: Школьная пресса, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дистанционное обучение, образовательное учреждение, опорно-двигательный аппарат, выполнение задания, задание, занятие, коррекционно-развивающее занятие, лицевая мускулатура, нарушение.


Похожие статьи

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль педагога дополнительного образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях специального образовательного учреждения

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде

Социально-трудовая реабилитация инвалидов трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического дома-интерната

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Похожие статьи

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль педагога дополнительного образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях специального образовательного учреждения

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде

Социально-трудовая реабилитация инвалидов трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического дома-интерната

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Задать вопрос